Страны мира

Афганистан: Государственное устройство и политическая система

А. — унитарное государство с республиканской формой правления, находящееся на переходном эта­пе политического развития. После ликвидации Ис­ламского Эмирата А. в декабре 2001 начался процесс нового государственного строительства. В стране временно, до принятия новой Конституции в январе 2004, действовала либеральная Конституция 1964, за исключением разделов, касающихся монархии.

В апреле 2003 был составлен проект новой Кон­ституции. В декабре 2003 он поступил на обсуждение и утверждение Конституционной Лоя джирги и после подписания президентом страны стал Основным за­коном государства.

Текст Конституции состоит из 12 разделов и 162 статей. За её основу взяты основные положения Конституции 1964 В Конституции А. провозглаша­ется «исламской республикой», в которой «нацио­нальный суверенитет принадлежит народу» (ст. 1). Религией А., говорится в Конституции, является «священная религия ислам» (ст. 2). Представителям религиозных меньшинств предоставляется свобода вероисповедания (ст. 2). Согласно Конституции, высший орган законодательной власти — двухпалат­ный парламент, высший орган исполнительной вла­сти — кабинет министров. Верховная исполнитель­ная и законодательная власть принадлежит прези­денту страны.

А. состоит из 32 провинций (велаятов): Кабул, Парван, Баглан, Кундуз, Тахар, Бадахшан, Саманган, Балх, Джаузджан, Сари-Пуль, Фарьяб, Бадгис, Ге­рат, Гур, Урузган, Заболь, Фарах, Гильменд, Нимруз, Бамиан, Кандагар, Газни, Пактия, Пактика, Хост, Каписа, Логар, Вардак, Нангархар, Лагман, Кунар, Нуристан. Каждая провинция делится на округа (ву-лусвали), которые соответственно состоят из волос­тей (алакадари).

Наиболее крупные города: Кабул, Кандагар, Герат, Мазари-Шариф, Кундуз, Газни, Пули-Хумри, Джала-лабад, Файзабад.

А. управляется на принципах формального разде­ления трёх ветвей власти — законодательной, испол­нительной и судебной. До новых выборов в июне 2004 высшая законодательная и исполнительная власть сосредоточены в руках президента Хамида Карзая и его правительства. В рамках структуры го­сударственного управления функционирует инсти­туциональный (с 1964) традиционный надпарла-ментский орган — Лоя джирга (общенациональная ассамблея представителей народов, народностей и племён), которая созывается эпизодически для ре­шения важнейших государственных вопросов (при­нятие Конституции, объявление войны и мира, изме­нения в Конституции и т.д.).

Высший орган законодательной власти — парла­мент (маджлес-е мелли). Высший орган исполни­тельной власти — кабинет министров. Глава госу­дарства, глава высшего органа государственной вла­сти, глава высшего органа исполнительной власти — Хамид Карзай.

Среди выдающихся государственных деятелей А.: Ахмад-шах (1747—73) — основатель независимого Аф­ганского государства — империи Дуррани; эмир Дост Мухаммад (1826—40, 1843—63) — осуществил попыт­ки объединения разрозненных афганских феодальных владений; эмир Абдуррахман (1880—1901) — создал централизованное афганское государство, осуществил серию реформ; Махмуд-бек Тарзи (1868—1933) — «отец» афганского просветительства, журналист, министр иностранных дел; эмир Аманулла-хан (1919— 29) — добился восстановления полной независимости А., вывел страну на международную арену, ввёл пер­вую Конституцию, осуществил серию реформ; король Мухаммад Захир Шах (1933—73) — ввёл Конститу­цию 1964, ставшую основой политической модерни­зации страны; премьер-министр Мухаммад Дауд (1953—63) — создал государственный сектор экономи­ки, инициировал плановое социально-экономическое развитие А., 1973—78 — президент Республики А., про­вёл ряд буржуазных преобразований в социально-эко­номической и политической жизни страны.

Местные органы власти в А. сохранили традици­онный характер. Законодательная власть в провинци­ях принадлежит консультативным советам, избирае­мым населением.

Исполнительная власть в провинциях принадле­жит губернаторам, назначаемым президентом страны (формально по представлению Министерства внутрен­них дел), в округах — окружным начальникам, в волос­тях — волостным начальникам, деревни управляются избираемым населением маликом (в зоне племён чаще всего из местных ханов).

При губернаторе функционирует провинциальный административный совет, состоящий из отделов (или директоратов) соответствующих министерств и других центральных ведомств: финансов, полиции, образова­ния, общественного здравоохранения, информации и культуры, связи, сельского хозяйства, промышленнос­ти, торговли. Исполнительная власть в городе принад­лежит муниципалитету во главе с мэром. Представи­тельная власть осуществляется городским консульта­тивным советом. В зоне племён параллельно с офици­альными органами власти функционируют племенные традиционные властные структуры — советы (джирга или шура) во главе с избираемым ханом.

После свержения режима талибов в ноябре 2001 в А. стали де-факто легально функционировать создан­ные ранее политические партии, не зарегистрирован­ные, однако, официальной властью: Исламская партия А. во главе с Юнусом Халесом; Исламское общество А. во главе с Бурхануддином Раббани; Национальный ис­ламский фронт А. во главе с Сайедом Ахмадом Гилани; Движение исламской революции А. под руководством Мухаммада Наби Мухаммади (умер в 2002); Нацио­нальный фронт спасения А. во главе с Себгатуллой Моджаддиди; Исламский союз за освобождение А. под руководством Абдурраба Расула Саяфа; Национальное исламское движение А. под руководством Абдурра-шида Дустома; Партия исламского единства во главе с Каримом Халили; Исламское движение А. во главе с аятоллой Мохсени. Исламская партия А. во главе с Гульбеддином Хекматьяром, ведущая вместе с талиба­ми вооружённую борьбу против правительства Х. Карзая, в 2002 объявлена вне закона.

Ведущая организация деловых кругов А. — Торго­вая палата. Общественные организации — Союз жур­налистов А., Союз писателей А., Союз женщин А., движение «Справедливость».

Внутренняя политика переходного правительст­ва А. определяется условиями и требованиями про­цесса перехода страны от тоталитарного теократиче­ского режима к демократическому правлению. Глав­ными задачами правительства на этом этапе явля­ются создание новых государственных и обществен­ных структур, разработка и введение нового законо­дательства, восстановление экономики, достижение национального единства.

Приоритетным направлением внутренней полити­ки остаётся обеспечение национальной безопасности, из-за отсутствия которой в настоящее время тормо­зится процесс постконфликтной реабилитации стра­ны. Среди других важнейших направлений: ликвида­ция остатков военных формирований талибов, вос­становление разрушенных экономических объектов, возвращение беженцев, разминирование территории, гуманитарная помощь населению, создание нацио­нальной армии и полиции, борьба с производством и незаконным оборотом наркотиков, решение социаль­ных вопросов (расширение системы образования, в первую очередь женского, обеспечение равноправия мужчин и женщин, борьба с безработицей), разработ­ка нового законодательства.

В основу внешней политики положены независи­мость, национальный суверенитет и территориальная целостность А. Остаётся в силе и традиционный принцип внешнеполитической деятельности — актив­ный и позитивный нейтралитет.

В нынешних условиях переходного периода не­зависимость и территориальная целостность А. поддерживаются усилиями не только переходного правительства страны, ещё не создавшего полно­ценную структуру органов государственного управ­ления и устойчивую политическую систему, но и международными участниками политического про­цесса в А.

После свержения режима талибов международное сообщество согласилось оказать помощь в восстанов­лении экономики А. и в других вопросах (ликвидация остатков терроризма, обеспечение безопасности, со­здание вооружённых сил, борьба за эмансипацию женщин, борьба против наркобизнеса, безработицы и т.д.). Такого рода широкомасштабное участие в аф­ганских событиях не могло не сказаться на внутри- и внешнеполитическом положении А.

В декабре 2002 переходное правительство подпи­сало с представителями Китая, Пакистана, Ирана, Туркменистана и Узбекистана Кабульскую деклара­цию о невмешательстве во внутренние дела страны, уважении национального суверенитета и террито­риальной целостности друг друга. На этой встрече в качестве наблюдателей присутствовали представи­тели РФ, Индии и Саудовской Аравии, Европейско­го союза и ОИК.

Тем не менее в условиях масштабного междуна­родного присутствия в стране её внутренняя и внеш­няя политика испытывает определённое воздействие со стороны зарубежных участников, многие из которых, в первую очередь его соседи, стремятся получить здесь свою зону влияния, зачастую выступая в качест­ве соперников, тем самым подрывая усилия по стаби­лизации внутри- и внешнеполитического положения А. Это, а также сильнейшая экономическая зависи­мость от стран-доноров в определённой мере ограни­чивают возможности А. полноценно играть роль са­мостоятельного субъекта международной политики.

А. в условиях переходного периода не имеет еди­ной структуры Вооружённых сил. В стране сущест­вует множество вооружённых формирований об­щей численностью 200 тыс. чел. во главе с влиятельными полевыми командирами, которые используют эти формирования для удержания сво­ей власти на местах.

Функции управления создаваемыми Вооружён­ными силами А. осуществляют Министерство оборо­ны, а также Министерство внутренних дел и советник премьер-министра по национальной безопасности. Помощь в создании афганских национальных Воору­жённых сил оказывают США, Франция, Германия, Голландия и РФ. На январь 2004 при содействии этих стран были подготовлены ок. 6 тыс. солдат и офице­ров Национальной армии.

А. имеет дипломатические отношения с РФ (ус­тановлены с Советской Россией в 1919).