Страны мира

Албания: Экономика

Прирост ВВП в % составил: в 1997 — 7,0; в 1998 — 8,0; в 1999 — 7,3; в 2000 — 7,8; в 2001 — 6,5; в 2002 — 4,7; в 2003 — 6,0 (прогноз). Несмотря на то что при­рост в 2002 в 4,7% (вместо запланированных 7%) был самым низким за весь период правления ле­воцентристской коалиции, с учётом миграционных процессов рост ВВП на душу населения в 2002 ока­зался выше — 1499 долл. США по сравнению с 1332,6 долл. в 2001.

В 2002 инфляция составила 5,4%. Численность за­нятых в стране выросла всего на 2 тыс. чел. — до 921 тыс. чел. Безработица (14,8%) оказалась несколько выше, чем в 2001 (14,5%), но всё же ниже, чем в 2000.

В период правления левоцентристской коалиции существенное развитие в албанской экономике полу­чил частный сектор. Если в 1998 его вклад в бюджет составлял 28%, то в 2001 он превысил 72%, а в 2002 равнялся 78%.

В результате «рыночного» развала промышленно­сти в период пятилетнего правления демократов-ра­дикалов были резко снижены объёмы производства. Если на кон. 2001 уровень производства по сравне­нию с 1993 в целом по промышленности (за счёт роста проиводства электроэнергии на 42,7%) составлял 77,8%, то в добывающей отрасли он не превышал 25%, в энергетике 42,1%, в обрабатывающей промышлен­ности 37,3%.

Особенно показательным было положение в такой успешной в прежние времена и валютодоходной экс­портной отрасли, как нефтедобывающая и нефтепере­рабатывающая промышленность. Добыча нефти в А. с 1 067 тыс. т в 1990 упала до 488 тыс. т в 1996. В кри­зисном 1997 отрасль буквально обрушилась, добыча снизилась до 359 тыс. т. В 1999 добыча нефти сократи­лась уже до 323 тыс. т. Подобная тенденция грозила привести к тому, что к 2010 собственное производство покрывало бы только 32—45% внутренних потребнос­тей по сравнению с 75% в 1999. Причём производство непосредственно топлива смогло бы обеспечить вообще лишь 20% внутренних потребностей против 55% в 1999.

Существенное влияние на решение экономических проблем оказывал кризис в энергетической отрасли. Перебои в подаче электроэнергии составляли в 2002 от 4 до 15 ч в сутки. И это при том, что 70% водных ре­сурсов страны, пригодных для выработки электро­энергии, не использовалось. Что касалось углеводо­родных энергоносителей, то уровень добычи нефти (350 тыс. т в 2002) оставался по-прежнему низким, и в 2003 должен был увеличиться всего на 20 тыс. т. По­этому в ближайшей перспективе страна вынуждена импортировать недостающие энергоносители. По неф­тепродуктам доля импорта может достичь 88%.

В сельском хозяйстве в ходе радикальных реформ в стране был осуществлён раздел 97,7% обрабатывае­мых площадей, находившихся в государственной соб­ственности. В результате сразу появилось 413 тыс. владельцев пахотных земель со средним наделом в 1,4 га на каждого фермера.

До 1990-х гг. св. 60% обрабатыватываемой земли подвергалось осушению. В годы «реформ» произошло существенное снижение ирригационных мощностей. В результате только 54% прежде осушаемых земель оставались пригодными для использования.

В 2000 отечественные производители обеспечили 99% потребляемого в стране молока, 96% — овощей, 92% — мяса, 97% — яиц, 76% — фруктов. Зерноводство же с трудом оправлялось от радикальных реформ демократов. В предкризисном 1996 в стране было со­брано менее 271 тыс. т пшеницы, т.е. ок. 42% от уров­ня 1988 (650 тыс. т). В 1999, когда урожай составил 500 тыс. т пшеницы (на 80 тыс. т больше, чем в 1998), это покрывало только половину потребностей стра­ны. Урожай пшеницы, собранный в 2002, обеспечил меньше 40% внутренних потребностей и недоста­ющие 60% пришлось импортировать.

В целом в 2002 в развитии сельского хозяйства был отмечен прирост в 2,1%, что было меньше ожида­емых 3%, но всё же больше 1,4% в 2001.

При вкладе аграрной отрасли в ВВП до 54% (2000) и обеспечении ею 47% экспорта страны на сельскохо­зяйственную продукцию приходилось более полови­ны албанского импорта — 53%.

В принятых правительством в 2002 Меморандуме об экономической и финансовой политике на 2002— 04 (разработанном при содействии МВФ) и Средне­срочной программе бюджетного финансирования на 2003—05 главными целями декларировались даль­нейшая консолидация макроэкономических показа­телей: стабилизация экономического прироста на уровне 7%; удержание инфляции в пределах 2—4%; рост бюджетных доходов на 15—17% в год; снижение общего дефицита бюджета и его финансирование из внутренних источников. При этом в отношении бюд­жетного дефицита ставится задача его сокращения к кон. 2005 до 6,5% ВВП.

В соответствии с принятой Стратегией экономи­ческого и социального развития намеченные пока­затели экономического прироста и уровень инфля­ции в пределах 2—4% планировалось удерживать и в течение 2003—06. Расходы на инвестиции намеча­лись в размере 20 млрд леков в год, т.е. 10% бюдже­та. Для его пополнения доходы только от таможен­ных сборов должны были к 2006 достичь 23% ВВП. Дефицит бюджета при этом планировалось сокра­тить с 8 до 6% ВВП.

В государственный бюджет 2002 был заложен рост налоговых поступлений, особенно таможенных сборов, с 16,2% ВВП (2001) до 17,2%. Предусмот­ренное увеличение доходной части бюджета на 11— 12% привело к снижению бюджетного дефицита с 9,2% ВВП (в 2001) до 8,4%. В очередной бюджет 2003 был заложен рост доходной части на 14,5%, расходной части на 10,4%, дефицит бюджета пред-полагалось снизить до 6,6% ВВП, а финансирование дефицита за счёт внутренних источников сократить до 2,9% ВВП.

В 2002 валютные резервы страны выросли на 101,5 млн долл. США, т.е. на 13,8% по сравнению с 2001. К кон. 2002 они составили 838,9 млн долл. США. Внут­ренний долг исчислялся в сумме 2,3 млрд долл. США.

По уровню жизни населения А. продолжает зани­мать одно из последних мест в Европе. В 2003 каждая шестая семья имела менее 1 долл. в день на человека, а каждая вторая — менее 2 долл. За чертой бедности находилось 29,6% населения, из них половина пребы­вала в крайней нищете. 4/5 численности всех бедных албанцев составляли сельские жители.

Прожиточный минимум в 2002 определялся Ми­нистерством по труду и социальным вопросам в 50 долл. В том же году было объявлено о принятии ряда мер по улучшению положения сразу нескольких кате­горий населения страны. С 1 июля 2002 планирова­лось повысить пенсии горожанам на 10%, а сельским жителям — на 25% . Мера касалась почти 550 тыс. чел. Одновременно повышалась заработная плата врачам на 25—40% и учителям — на 20%. С сентября по де­кабрь 2003 повышение заработной платы в среднем на 7% должно было распространиться на работников всей бюджетной сферы.

За 2002 общий объём внешней торговли А. вырос на 11,7%, а экспорт — на 11,3% (до 338 млн долл. США). Отрицательное сальдо товарооборота на ко­нец года превысило 1,1 млрд долл. США.

Существенную роль в покрытии постоянно расту­щего отрицательного сальдо внешней торговли играли денежные переводы в страну от албанских эмигрантов. Сумма этих переводов с каждым годом возрастала. Так, она составляла (млн долл.): в 2000 — 438,6, в 2001 — 550,2, в 2002 — 606, в 2003 — 650 (оценка).

Внешний долг страны, составивший на кон. 2001 697,5 млн долл., продолжал увеличиваться. К кон. 2002 он достиг 979 млн долл. США. В итоге на каждого албанца приходилось в среднем ок. 310 долл. долга загранице.

Важной сферой внешнеэкономической деятельно­сти являлось обеспечение иностранных инвестиций. Так, в 2000 в страну было привлечено из-за границы 143 млн долл. США прямых капиталовложений, что составляло 24% общего объёма иностранных инвестиций в 598 млн долл. за весь период с 1992. В 2001 пря­мые иностранные инвестиции выросли на 54% до 220,2 млн долл. Однако в 2002 они составили только 137 млн долл., снизившись по сравнению с предыду­щим рекордным годом почти на 38%.