Страны мира

Албания: Государственное устройство и политическая система

В соответствии с Конституцией, принятой на на­циональном референдуме 28 ноября 1998, страна яв­ляется парламентской республикой.

Высший представительный и законодательный ор­ган — Собрание Республики А. (с 2002 председатель — Сервет Пеллумби) состоит из 140 депутатов, избирае­мых на срок 4 года. При этом 100 из них избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах, а остальные 40 — по партийным спискам на основе про­порционального представительства.

Для обретения политической партией или коали­цией депутатских мандатов установлен лимит в 2,5% полученных на выборах голосов.

Собрание Республики А. большинством в 2/3 спи­сочного состава тайным голосованием избирает на срок 5 лет президента республики (с 2002 — Альфред Моисиу). Президент может быть переизбран на но­вый срок только один раз.

Президент выдаёт мандат на формирование состава будущего правительства (с 2002 премьер-министр — Фатос Нано) кандидату, выдвинутому от политичес­кой партии, получившей на парламентских выборах наибольшее число голосов избирателей. Для одобре­ния состава кабинета министров в парламенте доста­точно простого большинства голосов депутатов.

Важная роль в формировании и функционирова­нии выборных органов власти принадлежит полити­ческим партиям, их зарегистрировано ок. 50 (2003).

Ведущими партиями и главными политическими соперниками являются Социалистическая партия (председатель — Фатос Нано) и Демократическая пар­тия (Сали Бериша). Ими соответственно были воз­главлены сформированные во 2-й пол. 1990-х гг. две крупные коалиции: левоцентристский Альянс за госу­дарство и правый Союз ради победы. В состав первой коалиции помимо Социалистической партии входили Социал-демократическая партия (Скендер Гьинуши), Аграрная партия (Люфтер Джувели), Демократичес­кий альянс (Неритан Чека), Союз за права человека (Вангель Дуле). В состав второй коалиции наряду с Демократической партией входили Республиканская партия (Фатмир Медиу), Национальный фронт (Шпетим Ррочи), Движение за законность (Экрем Спахиа), Либерально-демократический союз (Теодор Лячо). В результате углубления межпартийных разно­гласий и всё более явного сведения многопартийной системы практически к двухпартийной обе коалиции в 2002—03 находились на грани раскола.

Заметную роль на политической сцене страны иг­рали и такие выступавшие самостоятельно партии, как Партия демократов (реформаторская) — предсе­датель Генц Полло, Партия Социальная демократия (Паскаль Мильо), Обновлённая демократическая партия (Дашамир Шехи), Демохристианская партия (Николлэ Леши) и Коммунистическая партия (Хюсни Миллоши).

В отличие от разнообразия взглядов на внутрипо­литическое развитие страны подавляющее число по­литических партий поддерживало внешнеполитичес­кий курс властей на полную интеграцию А. в евроат-лантические структуры, прежде всего на вступление в ЕС. Важность этого направления подчёркивалась и тем, что в 2003 единственный пост заместителя пре­мьер-министра был совмещён с постом государствен­ного министра по европейской интеграции (Эрмелин-да Мекси). Одновременно основные политические силы страны были априори настроены на активную поддержку всех американских инициатив на между­народной арене.

Вместе с проявлением заинтересованности в ус­тановлении добрососедства в балканском регионе А. активно политически поддерживала косовский сепаратизм, внося напряжённость в отношения с Сербией.

Внешнеполитическая установка на вхождение А. в евроатлантические структуры определила и разви­тие её Вооружённых сил (ВС). В одобренной парла­ментом в январе 2000 Стратегии оборонной полити­ки страны, официально закрепившей долгосрочную цель — полноправное членство А. в НАТО не позднее 2010, устанавливался численный состав ВС: 31 тыс. военнослужащих в мирное время и 120 тыс. — в воен­ное время.