Страны мира

Алжир: Экономика

А. занимает 5-е место в мире по запасам природно­го газа, 12-е — по запасам нефти и 2-е после РФ по объёму экспорта газа. Основные макроэкономические показатели.
Алжирская экономика состоит из двух частей: процветающей, куда относится добыча и переработка углеводородов, и кризисной, объединяющей боль­шинство обрабатывающих и других отраслей хозяй­ства. Нефтегазовый сектор даёт 95% валютных по­ступлений, формирует 60% бюджетных ресурсов государства и 30% ВВП. Монополистом в данном секто­ре является государственная компания СОНАТРАК. Ненефтяной сектор находится в застойном состоя­нии. Промышленность работает вполовину установ­ленных мощностей.
В 1990-е гг. её удельный вес в ВВП колебался от 8 до 10%. Застой в промышленнос­ти сочетается с отставанием сельского хозяйства, ко­торое обеспечивает внутренний спрос на 30—35%. В структуре ВВП (%, 2001): сельское хозяйство 8,1; про­мышленность 48,1; в т.ч. нефтегазовая 40,8; строи­тельство и общественные работы 8,6; услуги, транс­порт 35,2.

В 2000 из 8,2 млн трудоспособного населения бы­ло занято 5,8 млн чел.; из них (в %): в сельском хозяй­стве 19,8, в промышленности, строительстве и общест­венных работах 23,2, в сфере услуг 17,4, в управлении 23,5, в кустарно-ремесленном производстве — 16,1.

Безработные составляют 30% трудоспособного населения (ок. 2,5 млн чел.), среди молодёжи до 30 лет —55%.

В промышленности ведущая роль принадлежит нефтегазовой отрасли. Среднегодовая добыча нефти — 62 млн т, газа — 60 млрд м3, 1/3 добываемой нефти и 15% газа потребляются внутри страны.

Среднегодовая добыча рудных ископаемых: желез­ная руда — 1 млн т (по содержанию металла), свинец — 900 т (по содержанию металла), фосфориты — 1,1 млн, цинк и олово — 8,1 тыс. т, ртуть — 14,2 тыс. т.

Производство электроэнергии обеспечивают ТЭС (99%), ГЭС (1%). Мощность всех электростанций — 4171 МВт. Среднегодовое производство — 22 млрд кВт-ч. Обрабатывающая промышленность представ­лена предприятиями металлургической, машиностро­ительной, нефтеперерабатывающей, химической, эле­ктротехнической, лёгкой и рядом других отраслей.

Для сельского хозяйства пригодно 17% террито­рии. Земледелие даёт 2/3 всей сельскохозяйственной продукции. 4/5 посевных площадей (7,1 млн га) зани­мают зерновые культуры: твёрдая и мягкая пшеница, овёс, ячмень, кукуруза, сорго, рожь. В 1991—2001 про­изводство зерна составило 2395 тыс. т. На побережье выращиваются ранние овощи: картофель, томаты, лук, морковь и др., а также бахчевые. Из экспортных культур возделываются винные и столовые сорта ви­нограда, цитрусовые, оливки, финики. Развитие жи­вотноводства сдерживается состоянием пастбищ, ко­торые не обеспечивают потребность в кормах (31 млн га). Разводятся крупный рогатый скот, овцы, козы, верблюды и лошади. На высоких плато скотоводство имеет полукочевой характер. В 1991—2001 производство мяса составило в среднем 507 тыс. т, молока ок. 1 млн т. Улов рыбы (сардина, сельдь, анчоус, тунец) — 100 тыс.т.

Внутренние перевозки грузов осуществляются ав­томобильным и железнодорожным транспортом. Об­щая протяжённость автодорог 104 тыс. км, в т.ч. с твёрдым покрытием 71,6 тыс. км. На него падает 85% внутренних пассажирских и 73% грузовых перевозок.

Протяжённость железных дорог 4,8 тыс. км. Из них 1,1 тыс. км узкоколейные пути, электрифициро­вано 300 км (1998). Объём железнодорожных перево­зок: грузовых 2082 млн ткм, пассажирских — 2077 млн пасс./км.

Общая протяжённость продуктопроводов для транс­портировки природного газа, сжиженного нефтяного га­за, газового конденсата и сырой нефти 15,4 тыс. км.

Внутренняя сеть магистральных газопроводов имеет общую протяжённость 8,4 тыс. км. Действует газопровод Трансмед (А.—Тунис—Италия) протя­жённостью 2,6 тыс. км (в т.ч. 550 км на территории А.) и Магриб—Европа (А., Марокко, Испания) — 1365 км.

Общая длина нефтепроводов (5,9 тыс. км) позво­ляет осуществлять перекачку к побережью 84 млн т нефти ежегодно. Основные нефтепроводы: Хауд-эль-Хамра-Арзев, Хауд-эль-Хамра-Беджайя, Ин-Аменас-Сехира (Тунис), Хауд-эль-Хамра-Месдар-Скикда.

Морской транспорт выполняет 70% внешнеторго­вых грузовых перевозок (железнодорожный 20%, ав­томобильный 10%).

Главные порты: Алжир, Арзев, Аннаба, Беджайя, Оран, Мостаганем, Скикда.

В стране имеется 136 аэропортов, из них 51 с бе­тонной взлётно-посадочной полосой. Развит верто­лётный транспорт. Авиатранспорт перевозит в сред­нем 3,5 млн пассажиров в год (2863 млн пасс./км).

Главный международный аэропорт класса А — Дар-эль-Бейда. Международные рейсы принимают ещё 6 аэропортов, в т.ч. в Константине и Оране.

Телефонную связь внутри страны обеспечивают 12 станций (в перспективе создание ещё 20), международ­ные линии — 5 морских кабелей. Действует радиоре­лейная связь с Италией, Францией, Испанией, Марок­ко и Тунисом, 2 спутника системы Интелсат (1 над Ин­дийским океаном и 1 над Атлантическим океаном).

Радио- и телевизионные станции: длинноволно­вые — 25, коротковолновые — 8, FM-диапазон — 1; те­левизионные станции — 18; интернет-провайдер — 1.

Оптовая и розничная торговля — на 70% сфера де­ятельности частного сектора. Государство сохраняет за собой монополию на закупку, сбыт и распределение некоторых видов продовольствия, сырья, машин и оборудования, которыми занимаются специализи­рованные национальные торговые организации. С 1980 действует Торгово-промышленная палата.

Приток туристов сдерживается недостаточно раз­витой инфраструктурой и угрозой терактов со сторо­ны мусульманских экстремистов. В кон. 1990-х гг. страну посещали в среднем 650—700 тыс. туристов. Насчитывается 737 отелей на 64 695 мест.

В кон. 1980-х гг. экономику А. охватил глубокий кризис, сопровождавшийся ростом внешней задол­женности. К сер. 1990-х гг. страна оказалась на грани банкротства. Подписанные соглашения с МВФ на 1995—98 позволили реструктурировать внешнюю задолженность (15,2 млрд долл.) и получить кредит для стабилизации финансового положения. По реко­мендации МВФ А. провёл девальвацию динара, со­провождавшуюся либерализацией цен, отменой их субсидирования при адресной поддержке неимущих семей. Одновременно началась приватизация убы­точных промышленных предприятий, банковской системы. Стимулировалось развитие частного пред­принимательства и привлечение иностранных инве­стиций, в т.ч. и в ненефтяной сектор. Разработан план экономического подъёма на 2001—04. На его реализацию выделено 7 млрд долл., в т.ч. св. 17% на социальные нужды.

Банковская система готовится к приватизации. Помимо Центрального банка (ЦБ), она насчитывает 11 коммерческих банков, в т.ч. 2 частных алжирских и 2 иностранных, в компетенции ЦБ — эмиссия нацио­нальной валюты, лицензирование банковской дея­тельности, мобилизация и хранение золотовалютных резервов страны и др. Резервы ЦБ (млн долл., 1999): золото — 268, специальные права заимствования МВФ — 2, резервный фонд МВФ — 117, иностранная валюта — 4407, итого — 4794.

С июля 1999 начала торги фондовая биржа.

Бюджет (2001, млрд долл.): доходы — 17,9, рас­ходы — 19,5, дефицит — 1,6. Доходная часть форми­руется на 30—35% за счёт поступлений от экспорта нефти и газа.

Государственный долг — 32,3 млрд долл. (2001, 33,2 млрд долл. в 2000).

Доходы 65% населения ниже минимального про­житочного минимума, ок. 1 млн алжирцев эмигриро­вали в страны Западной Европы.

В 2000—01 экспортные поступления значительно превысили расходы на импорт, что обусловлено высоки­ми ценами на нефть и газ на мировом рынке. В 2001 до- ходы от экспорта составили 20 млрд долл., расходы на импорт — 9,7 млрд долл. В структуре импорта 35,7% приходится на машины и оборудование, 24% на продо­вольствие, 40,4% на сырьё, полуфабрикаты и потреби­тельские товары. Главные экспортные товары — нефть, газ, нефтепродукты — 97,27%. Основные поставщики импортной продукции (%): Франция — 25,12, США — 11,22, Италия — 10,52, Германия — 8,04, Испания — 5,28 и другие страны — 36,22. Экспортные потоки направ­лялись (%): в Италию — 21,6, в США — 14,86, во Фран­цию — 13,7, в Испанию — 10,17, в другие страны — 40,3.