Страны мира

Армения: Государственное устройство и политическая система

Армения — демократическое государство. Действует Конституция 1995. В 1995 принят Закон о новом ад­министративном делении, в соответствии с которым созданы 11 областей (марзов), управляемых губерна­торами. Крупные города: Ереван, Гюмри, Эчмиадзин, Кафан, Раздан и др.

Основные принципы государственного управле­ния отражены в Декларации «О независимости Арме­нии» (23 августа 1990). Высший законодательный ор­ган — Национальное собрание — избран в мае 2003. Высший исполнительный и распорядительный орган — правительство Республики Армении.

Глава государства — президент, избран в феврале 2003, им стал Р. Кочарян. Глава высшего органа ис­полнительной власти — Андроник Маргарян, законо­дательной — Артур Багдасарян.

Президент Армении избирается сроком на 5 лет. Им мо­жет стать каждый житель страны 35-летнего возраста, являющийся последние 10 лет гражданином Армении и по­стоянно проживающий в Армении последние 10 лет, а также обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность президен­та более 2 раз подряд. Выборы президента проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного боль­шинства (для победы необходимо получить 50% голо­сов + 1 голос). Кандидатов в президенты могут выдви­гать политические партии, граждане в порядке граж­данской инициативы.

Президент Армении представляет государство в между­народных отношениях, осуществляет общее руковод­ство внешней политикой, заключает международные договоры, подписывает ратифицированные парла­ментом международные договоры.

Президент является главнокомандующим Во­оруженными силами и назначает их высший ко­мандный состав.

Отставка президента принимается парламентом простым большинством голосов от общего числа депу­татов. Политической ответственности президент не не­сёт. Он может быть отрешён от должности лишь за го­сударственную измену или иное тяжкое преступление.

Законодательную власть в Армении осуществляет одно­палатный парламент. Депутатом парламента может быть избрано каждое лицо 25-летнего возраста. При этом действует ряд цензов: последние 5 лет необходи­мо являться гражданином Армении, а также постоянно про­живать последние 5 лет в Армении и обладать активным из­бирательным правом. Кандидаты в депутаты по спис­ку признаются выдвинутыми, если за их выдвижение подписалось от 10 000 до 12 000 избирателей. Канди­дат в депутаты по мажоритарной избирательной сис­теме признаётся выдвинутым, если за его выдвижение подписалось от 900 до 700 избирателей. Особеннос­тью организации парламента является наличие внут­ри него различных комитетов, комиссий, организа­ций. Право законодательной инициативы в парламен­те принадлежит депутатам и правительству.

Во главе правительства стоит премьер-министр, полномочия правительства устанавливаются Кон­ституцией и законами, а структура и порядок дея­тельности — указом президента по представлению премьер-министра.

В мае 2002 в Армении состоялись выборы в Националь­ное собрание. Республиканская партия Армении (РПА) на­брала 22% голосов, оппозиционный блок политичес­ких сил «Справедливость» — 15,6%, далее идут пар­тии «Страна закона», «Дашнакцутюн», «Националь­ное единение», Либеральный демократический союз Армении. Остальные набрали 5% голосов. Всего в Армении насчи­тывается около 50 партий.

Ведущие организации предпринимателей — Союз промышленников, Союз бизнесменов, Союз сельских собственников.

Общественные организации — профсоюзы, Ассо­циация политологов Армении, Русско-армянское сообщест­во, Союз армян России, Армянская социологическая ассоциация и др.

Предпосылкой формирования самостоятельной внутренней политики Армении стали независимость и созда­ние многопартийной системы, формирование оппози­ционных сил. Наиболее массовым движением яви­лось Армянское общенациональное движение (АОД). Главным фактором, который помог национальным силам оказать преобладающее влияние на население страны, прийти к власти и добиться независимости Армении, стал карабахский конфликт, инициатором которого был комитет «Карабах», требующий объединения Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) с А Арменией 15 июня 1988 Верховный Совет Армении принял решение дать согласие на вхождение НКАО в состав Армении Вер­ховный Совет Азербайджана выступил против. Так началась карабахская бойня.

Разогревая истерию армян, «Карабах» стал выра­зителем национальных чаяний их большинства. Но­вый Верховный Совет определил ряд основных на­правлений политики нового руководства страны (председателем парламента стал Л.Тер-Петросян, ви­це-премьером — В.Манукян): введение национальной валюты, создание национального банка, проведение независимой внешней политики.

Дальнейшим развитием внутриполитической си­туации в стране стало усиление политической борьбы между властью и оппозицией, куда входили основные политические организации страны (кроме АОД), к 1994 их насчитывалось более 70. Неожиданностью были раскол в руководстве АОД и образование Наци­онально-демократического союза (НДС). После пре­кращения огня в 1994 между карабахскими и азербай­джанскими войсками и начала переговоров карабах­ская проблема отошла в сторону. Оппозиция (НДС) перенесла критику правительства в другое русло — обвинение руководителей и чиновников во взяточни­честве, коррупции, личном обогащении.

12 февраля, после провала попыток прийти к ком­промиссу с НДС, президент назначил нового премьер-министра, сторонника радикальных экономических реформ. Но это не сгладило противоречия между пра­вительством и оппозицией, критика которой переки­нулась на экономическую ситуацию в Армении После распа­да СССР Армения пострадала больше всех республик — на­рушились экономические связи со странами бывшего СССР, была введена блокада со стороны Азербайджа­на и Грузии, прекратилось железнодорожное сообщение с Россией, землетрясение 1988 нанесло большой ущерб, отмечался наплыв беженцев из Азербайджана, энергетический кризис и др.

В 1994 президент своим указом запретил деятель­ность партии «Дашнакцутюн» по причине создания в этой партии организации «Дро» с военной структу­рой. С этих пор началось противостояние между ру­ководством Армении и Армянской революционной федера­цией «Дашнакцутюн» (АРФД).

Критика в адрес президента со стороны оппозиции увеличилась после того, как он выразил согласие с предложением сопредседателей Минской группы (РФ, США и Франция) о поэтапном варианте урегу­лирования карабахской проблемы. Это считалось по­раженчеством, не обеспечивающим национального самоопределения армян Нагорного Карабаха. 3 фев­раля 1998 Л. Тер-Петросян объявил о своей отставке. Обязанности президента были возложены на Р. Коча-ряна. Первое, что он сделал, — легализовал АРФД. 30 марта 1999 Кочарян был избран президентом.

Перемены во властных структурах Армении не затронули её отношений с РФ. В 1997 парламенты двух стран ра­тифицировали договор о российской военной базе в Армении, и в том же году между РФ и Арменией был подписан дого­вор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Кро­ме этого, был подписан ряд документов, расширяю­щих связи в экономической, правовой и культурной областях. Особое значение имел Договор между рос­сийским «Газпромом» и Министерством энергетики Армении о создании «АрмРосгазпрома» с целью поставок природного газа в Армению, его транзита через Армению в Турцию и другие страны.

Основной принцип внешней политики Армении — комплементаризм, т.е. поддержание сбалансированности связей страны с Востоком и Западом. Генеральная ли­ния внешней политики Армении не предусматривала широ­кой интеграции в те проекты, которые разрабатыва­ются в СНГ. Армения осторожно относится к Таможенному союзу СНГ и созданию зон свободной торговли. Зато политика на Западе довольно чётко определена. Армения яв­ляется официальным участником почти всех страте­гических инициатив ЕС, надеясь стать его полноправ­ным членом. Подписав в 1995 соглашение с НАТО об участии в программе «Партнёрство ради мира», Армения вы­ступила за развитие отношений с НАТО. Армения приняла участие в учениях НАТО «Cooperative Best Effort-2002» в Грузии. В 2003 прошло такое учение в Армении. В 2002 Армения получила статус ассоциированного члена Правительственной Ассамблеи НАТО. С 2000 ведут­ся переговоры о восстановлении военного сотрудничества с США, за что последние выделяют Армении от 4 до 7 млн долл. на военные программы. Во избежание тре­ний между РФ и Армении последней удалось уговорить Рос­сию принять участие в военном учении «Cooperative Best Effort-2003» на территории Армении. Российско-армян­ским договоренностям в рамках НАТО предшество­вало подписание между РФ и НАТО Римской декла­рации. Это послужило почвой для толерантного отно­шения РФ к шагам Армении по сближению с НАТО.

Армения развивает связи и с другими странами, особен­но с Грецией. Подписан договор о военном сотрудни­честве с Болгарией, Румынией, Сирией, Египтом на случай обострения отношений с Турцией.

В составе Вооружённых сил 60 000 военнослужа­щих, в т.ч. 1400 чел. в Минобороне и Генштабе; резер­вистов 300 тыс. чел., тяжёлого вооружения 330 ед., ар­тиллерийского оружия — 225 ед., боевых самолётов 6, вертолётов 22 (1997). Кроме армии, в Армении существуют войска МВД, в их составе 4 батальона численностью около 1000 чел.

В 1995 между Арменией и РФ подписан договор о созда­нии в Армении российской военной базы (сроком на 25 лет) с его последующим продлением. На базе дислоциро­вано 4300 военнослужащих, 74 танка, 158 БМП, 84 ра­кетных установки и 4 эскадрильи самолетов МиГ-23. 15 мая 1992 Армения подписала Ташкентский договор о кол­лективной безопасности между членами СНГ. 10 фев­раля 1995 Армения присоединилась к договору между стра­нами СНГ о создании единой противовоздушной обо­роны. В Ереване расположены Группа управления российскими подразделениями и мотострелковый полк. Армянская сторона не взимает плату за разме­щение российской военной базы. Армения оплачивает 75% расходов, связанных с пребыванием российских войск. С 1992 действует договор о статусе погран­войск и совместной охране внешних границ СНГ. Плодотворно осуществляется армяно-российское со­трудничество в области подготовки военных кадров. Интерес к установлению сотрудничества с Арменией прояв­ляют и США — армянские военнослужащие выезжа­ют на учёбу в эту страну. Стремление привлечь Армению к более тесному сотрудничеству проявляет и руковод­ство НАТО. Однако Армения в обеспечении своей безопас­ности ориентируется на РФ. Армения имеет дипломатические отношения с РФ с 4 ап­реля 1992.