Страны мира

Австрия: Экономика

Австрия относится к числу наиболее развитых госу­дарств Европы. ВВП на душу населения в 2002 соста­вил 24,7 тыс. евро (в ценах 1995). Этот показатель по­стоянно растёт (в 1990 он равнялся 20,1 тыс., в 1995 — 21,4 тыс. евро), а в долларах США по текущим ценам и по паритету покупательной способности в 2001 — 28,2 тыс. (при среднем по ЕС 25,5 тыс.). Тем самым А. опережала Швецию, Великобританию, Италию, Францию, Германию, а уступала лишь Дании, Нидер­ландам, Ирландии и Люксембургу.

Объём ВВП в постоянных ценах в 2002 составил 200,7 млрд евро. Производство ВВП на 1 занятого в 2001 (производительность труда) — 58,3 тыс. евро.

Австрийская экономика отличается сравнительно низким уровнем инфляции (в 2002 — 1,8%) и безрабо­тицы (в 2000 — 3,7% от числа трудоспособного насе­ления, в 2002 — 4,3%). Индекс потребительских цен в 2002 к 1996 составил 108,8, тогда как в ЕС в целом — 110,8.

Примерно 2,2% ВВП производится в сельском и лесном хозяйстве, 32,3% — в промышленности, энер­гетическом хозяйстве и строительстве, 65,5% — в сфе­ре услуг, торговле, на транспорте и в связи, в банков­ской и страховой системе.

Наиболее важными промышленными отраслями являются машиностроительная, пищевая, химичес­кая, целлюлозно-бумажная, металлургическая. В ав­томобилестроении важнейшую часть составляет про­изводство двигателей (900 тыс.шт. в год) и коробок передач при доле их экспорта св. 90%. В области элек­тронных технологий А. завоевала себе международ­ное признание, изготавливая на заказ интегральные микросхемы и чипы. Всё большее значение приобре­тает производство, в основном на экспорт, комплекс­ного промышленного оборудования.

Постоянно расширяется потенциал гидроэлектро­станций, А. — крупнейший в ЕС производитель гид­роэлектроэнергии. Если в 1998 на ГЭС произведено 38,7 тыс. ГВт (67,4% всей произведённой в стране эле­ктроэнергии), то в 2000 — 43,5 тыс. ГВт (70,5%). При этом в 2000 страна экспортировала 15,1 ГВт и импор­тировала 13,8 ГВт.

Промышленное производство в 2002 увеличилось к уровню 1995 на 32,9%, причём наибольший рост на­блюдался в Каринтии (на 56,5%), тогда как в Вене оно снизилось на 3,6%. Рост производства инвести­ционных товаров за этот же период составил 56,5%, а потребительских товаров длительного пользования уменьшился на 0,5% (хотя в 2000 индекс составлял 110,6). В 2 раза упало производство одежды, но более чем в 2 раза увеличилось производство в табачной от­расли. Индекс производства в машиностроении со­ставил 173,8, в электротехнике — 203,0, в производст­ве транспортных средств и их комплектующих — 203,9. Особенно бурный рост наблюдался в произ­водстве средств оргтехники и устройств для обработ­ки информации — индекс в 2002 к 1995 составил 656, а в 2001 был ещё выше — 699.

Несмотря на то что гористая местность мало под­ходит для земледелия, использование современных методов ведения хозяйства даёт А. возможность обес­печивать 3/4 потребностей внутреннего рынка сель­скохозяйственной продукции.

В сельскохозяйственном пользовании находит­ся 41% площади страны. Работники сельского и лесного хозяйства составляют всего 5% работающе­го населения. В сельском хозяйстве действуют жё­сткие нормативы применения средств защиты рас­тений и удобрений. В А. 70% предприятий, исполь­зующих 90% сельскохозяйственных земель, участ­вуют в национальной экологической программе (в среднем в ЕС — около 20%). Более 20 тыс. крестьян­ских хозяйств производят экологически чистую био­продукцию. Протяжённость железных дорог составляет не­многим более 6 тыс. км, из которых более половины электрифицировано. Общая протяжённость автомо­бильных дорог — 133,4 тыс. км, в т.ч. более 1600 км — скоростные дороги. Зарегистрировано более 4 млн легковых и около 350 тыс. грузовых автомобилей. Внут­ренние водные пути — 358 км. В пассажирских пере­возках лидирует автобусный транспорт — 608 млн чел. в 2000, за ним следует железнодорожный — 183 млн. По объёму грузовых перевозок автомобильный транспорт более чем в 3 раза превосходит железнодо­рожный, но по тонно-километрам показатели у них примерно равны (в 2001 автомобильный — 17 556 млн ткм, железнодорожный — 17 387 млн ткм).

6 международных аэропортов: в Вене, Зальцбурге, Граце, Инсбруке, Линце и Клагенфурте. Крупнейшая авиакомпания — «Австрийские авиалинии» — распо­лагает 90 самолетами и в 2000 перевезла 8 млн пасса­жиров (из общего числа 15,6 млн).

Протяжённость нефтепроводов — 777 км, газопро­водов — 840 км. По трубопроводам в 2001 перекачано около 60 млн т продуктов.

Несмотря на отсутствие выхода к морю, А. распо­лагает 10 торговыми судами.

В стране хорошо развита связь, на рынке услуг связи действует ок. 30 компаний. Имеется 4 млн телефонных точек и 6 млн мобильных телефонов. Почти половина населения — 4 млн чел. — пользуется Интернетом.

А. — высокоразвитая индустриальная страна, но большинство населения работает в сфере розничной торговли, банковского обслуживания, здравоохране­ния, образования и туризма, причём последний яв­ляется одной из наиболее доходных отраслей в эко­номике.

В 2002 число туристов составило 27,4 млн, в т.ч. 18,6 млн — иностранных. Валовые поступления от ту­ризма в 2002 оцениваются в 9,6 млрд евро (что мень­ше, чем в 2001, почти на 1,7 млрд евро, хотя число ту­ристов увеличилось).

В последние годы ряд важных хозяйственно-поли­тических функций в большей или меньшей степени осуществляется наднациональными государственны­ми органами (прежде всего это относится к внешне­торговой и валютно-денежной политике). Тем не ме­нее на национальном уровне австрийское правитель­ство продолжает выполнять важные задачи экономи­ческой и социальной политики.

Характерная черта послевоенного развития А. — значительный удельный вес в промышленности предприятий государственного сектора. В 1986 доля

государственных предприятий, объединённых в концерн «Эстеррайхише Индустрихолдинг А.Г.» («ЭИАГ»), в объёме промышленного производства составляла около 30%, а в общем числе занятых в про­мышленности — 20%.

В 1987 австрийским правительством была приня­та программа «санирования» «ЭИАГ», направленная на последовательную приватизацию перспективных и рентабельных предприятий и ликвидацию неэф­фективных производств. К 2000 государство сохра­нило в полной собственности лишь 2 предприятия, а в остальных сохраняет за собой долевое участие, причём наибольшее в табачной отрасли (более 40%), в компании «Австрийские авиалинии» (39,7%), в ка­питале крупнейших концернов в чёрной металлур­гии (35—39%).

В экономической политике в 1990-е гг. проводилась линия на дальнейшее сокращение государственного сектора, приватизацию, снижение прямого участия государства в хозяйственной деятельности, поддерж­ку частного предпринимательства, перенос центра тяжести государственного регулирования на совершен­ствование рамочных условий деятельности хозяйст­вующих субъектов.

Коалиционное правительство АНП и АПС, про­возгласив лозунг «управлять по-новому», наметило программу реформ, которая в определённой степени может привести к постепенному размыванию системы социального партнёрства, в течение десятилетий гарантировавшей социальную стабильность в обществе.

Правительство уделяет большое внимание зада­чам финансовой консолидации, санирования бюдже­та страны, улучшения финансового положения от­дельных структур с прямым или опосредованным участием государства. Важнейшими составляющими правительственной программы являются проведение пенсионной реформы, вызвавшей бурные протесты в стране, последовательная приватизация госсобствен­ности, реформа административно-управленческой сферы, развитие национального рынка капитала, уси­ление научного потенциала экономики.

Особое значение имеет комплексное реформирова­ние системы социального обеспечения. В А. социальное страхование обязательно для всех несамостоятельных занятых (кроме госчиновников). Работники и работо­датели выплачивают в равных долях многочисленные социальные взносы, из которых формируются соответ­ствующие социальные фонды: страхование пенсионное, медицинское, от несчастных случаев, от безработицы, взнос в фонды возмещения при банкротстве предприятия, взнос на выравнивание положения семей, содейст­вие строительству жилья и некоторые другие.

После 1999 основные функции денежно-валютно­го регулирования в связи с образованием Экономиче­ского и валютного союза были переданы Европейско­му центральному банку (ЕЦБ). Национальный банк А. входит в Европейскую систему центральных бан­ков и реализует политику, которую формулирует ЕЦБ. Вместе с тем за Национальным банком А. сохра­няются функции контроля за платёжным оборотом и выдачей евробанкнот, управления находящимися ещё у него золотовалютными резервами.

Кредитные институты в А. весьма разнообразны. По балансовой сумме ведущее место занимают сбере­гательные кассы (38% общей балансовой суммы на кон. 2000), а по числу учреждений и филиалов — Райффайзенбанки (625 основных учреждений из об­щего числа 923 и 1741 филиал из 4556). Кроме того, имеются акционерные банки (второе место по балан­совой сумме), строительные сберегательные кассы, земельные ипотечные банки, Фольксбанки, специаль­ные банки. Если в 1980-е гг. число кредитных органи­заций росло, то в 1990-е оно немного сократилось.

Доля ВВП, перераспределяемого государством, очень велика, хотя и немного снижается в последние годы. Если в 1990 совокупные государственные рас­ходы, включая социальные фонды, составили 53,1% к ВВП, то в 1993 — 57,9%, но затем снизились до 52,5% в 2000 и 52,3% в 2001.

Дефицит государственного бюджета практически постоянный (за исключением 2001, когда наблюдался профицит +0,3% к ВВП). Но если в нач. 1990-х гг. он колебался от -3 до -5,2%, то с 1997 не превышал -2,4%, а в 2002 равнялся -0,6%, т.е. страна соблюдает мааст­рихтские критерии по этому показателю. Однако го­сударственный долг, составлявший до 1992 меньше 60% от ВВП, увеличился затем до 69,2% и сейчас ко­леблется на уровне 67—68% (или 146,5 млрд евро, в т.ч. 132,2 млрд — федеральный долг), превышая уста­новленный Маастрихтским договором предел в 60%.

Расходы федерального бюджета, по предвари­тельным данным, в 2002 составили 61,8 млрд евро, а доходы — 59,4 млрд евро. Примерно 45% доходов приходится на налоги с доходов и имущества, 29,7% даёт налог с оборота, 8% — акцизы. Основная часть расходов — на социальную сферу.

Правительство проводит налоговую реформу с це­лью снижения уровня налогообложения заработной платы и других доходов граждан и их семей при одно­временном предоставлении некоторых налоговых

льгот предпринимателям, а также с целью упрощения налоговой системы в целом при одновременном уже­сточении контроля за налоговыми платежами.

В А. существует развитая система социального обеспечения и защиты, имеющая два уровня: обяза­тельное страхование и государственная социальная по­мощь. Обеспечивая социальную стабильность и уве­ренность, эта система тем не менее является весьма до­рогостоящей и требует — в т.ч. и по демографическим причинам — постоянно растущих отчислений. Поэто­му если в 1990—2001 суммарная брутто-заработная плата выросла на 51%, то нетто-заработная плата — всего на 35% (в это же время отчисления в виде налога на заработную плату и социальных взносов увеличи­лись в 2 раза).

В 2001 средняя номинальная заработная плата на 1 наёмного работника составила 2400 евро в месяц (брут­то), увеличившись по сравнению с 1990 на 41% (нетто-заработная плата на 1 работника в 2001 составила 1620 евро и выросла по сравнению с 1990 на 26,6%).

Позитивным фактором для устойчивости уровня жизни населения является низкий рост цен на потре­бительские товары и услуги; за последние 2 года боль­ше всего (на 10,8%) выросла цена на табачные изде­лия, а меньше всего (на 1,1%) — на бытовую электро­энергию и отопление домов.

Пока безработица в А. относительно низкая, но в случае затягивания стагнации европейской экономи­ки может существенно вырасти. Число зарегистриро­ванных безработных составило в среднем 232,4 тыс. чел. Число свободных вакансий заметно сократилось. Среди безработных доля лиц старше 50 лет в 2002 со­ставляла 48,4%. Число лиц, ищущих работу более 1 года, — всего 5,5%, средняя продолжительность реги­страции на бирже труда — 137 дней.

Важную роль играют внешние экономические свя­зи; А. торгует со 150 странами мира.

Экспорт товаров в 2002 77,3 млрд евро (на 4,1% больше, чем в 2001; в 2000 рост составил 15,6%, в 2001 — 6,5%). Экспортируются машины, бумага и картон, авто­мобили, черные металлы. Почти половина экспорта — потребительские товары.

Импорт товаров в 2002 — 76,9 млрд евро (на 2,2% меньше, чем в 2001; в 2000 рост составил 14,7%, в 2001 — 5%). Импортируется преимущественно гото­вая продукция, причём половину импорта составля­ют потребительские товары.

В 2002 образовалось небольшое положительное сальдо торгового баланса, тогда как в предыдущие го­ды оно было отрицательным. Подавляющая часть австрийской торговли прихо­дится на страны ЕС (60,2% экспорта и 65,8% импор­та). Основным торговым партнёром выступает Герма­ния (её доля в товарообороте 36,1%), далее с большим отрывом следуют Италия, Швейцария, Франция, Венгрия. Торговля с восточноевропейскими странами неуклонно растет: экспорт в эти страны (без стран СНГ) составил 13,5 млрд евро (17,5%), а импорт из них — 10,2 млрд евро (13,2%).

Товарооборот А. с РФ в последние годы также рас­тёт: с 1893 млн евро в 2000 до 1985 млн евро в 2002, однако при этом импорт из РФ упал с 1238 млн до 1032 млн, а экспорт в РФ увеличился с 655 млн до 953 млн. В основном из А. в РФ экспортируются машины, продукция химической промышленности (прежде всего фармацевтические товары), бумага и картон, стальные трубы для добычи нефти, импортируются из РФ энергоносители и металлы.

Платёжный баланс по текущим операциям в А. в 2002 был положительным (причём и по товарам, и по услугам). Баланс движения капиталов чаще склады­вается отрицательно либо с небольшим плюсом.

Иностранным инвестициям на условиях взаимно­сти в А. предоставляется национальный режим. Со­зданное в 1983 государственное специализированное агентство успешно поддерживает размещение иност­ранных предприятий в А. Крупнейший зарубежный инвестор — Германия (около 30% инвестиций).