Страны мира

Австрия: Государственное устройство и политическая система

Австрия — демократическая республика, имеющая феде­ративное государственное устройство. Конституция принята Конституционным национальным собрани­ем 1 октября 1920. В ней закреплены основные права и свободы граждан, принципы равенства, правового государства, разделения властей, а также разделения судопроизводства и управления.

Административное деление. В составе федерации

9 земель (столица государства Вена приравнена к зем­ле).

Земли делятся на общины, в которых осуществля­ется коммунальное самоуправление.

Наиболее крупные города: Вена, Грац (238 тыс. чел.), Линц (203 тыс. чел.), Зальцбург (144 тыс. чел.), Инсбрук (118 тыс. чел.). Доля городского населения — 60%.

Принципы государственного управления. Консти­туция базируется на принципе представительной демократии: вся власть исходит от народа, который реализует её во время выборов и делегирует законо­дательным, исполнительным и судебным органам.

Законопроекты, которые в основном разрабатывает правительство, обсуждаются и принимаются Нацио­нальным советом большинством голосов при кворуме 1/3 депутатов (конституционные законы и положения, а также школьные законы — 2/3 голосов).

В отношении законодательного процесса и управ­ления осуществляют многосторонний контроль: по­литический — оппозиция, правовой — Конституци­онная судебная палата, экономический — Счётная па­лата, за нарушениями — прокуратура.

Глава государства — федеральный президент. Его избирают сроком на 6 лет (с возможностью однократ­ного переизбрания) на всенародных прямых равных выборах путём тайного голосования.

Федеральный президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в междуна­родно-правовой сфере), аккредитует и назначает по­слов, назначает и увольняет федеральных чиновников, в т.ч. офицеров. По результатам парламентских выбо­ров он назначает федерального канцлера и по его пред­ставлению — других членов правительства. Он может распустить Национальный совет с согласия бундесра­та, отправить в отставку федерального канцлера или всё правительство (но не отдельных министров), хотя на практике этого ни разу не было. Президент являет­ся главнокомандующим Вооружёнными силами.

Федеральный президент — Хайнц Фишер (с 8 июля 2004), бывший спикер Национального совета (парламента), победивший на президентских выборах 25 апреля 2004. Его предшественниками с 1945 были К.Реннер, Т.Кёрнер, А.Шерф, Ф.Йонас, Р.Кирхшлегер, К.Вальдхайм, Т.Клестиль.

Высший орган законодательной власти и орган на­родного представительства — двухпалатное Феде­ральное собрание, состоящее из Национального сове­та (НС) и Федерального совета (бундесрата). Совме­стные заседания Федерального собрания проводятся при приведении к присяге президента и для принятия решения об объявлении войны. Оно может также объ­явить референдум с целью отставки президента.

Законодательные функции выполняет НС (совме­стно с бундесратом), избираемый на 4 года на всеоб­щих прямых выборах путём тайного голосования. Ру­ководство НС осуществляют президент НС, а также второй президент НС и третий президент НС. Эти три президента образуют коллегию и исполняют обя­занности федерального президента, когда тот не в со­стоянии это делать.

Президент НС — Андреас Коль (Австрийская на­родная партия (АНП)) (с 20 декабря 2002).

С февраля 2000 у власти находится «чёрно-голубая» коалиция — АНП и АПС. В результате выборов 24 ноября 2002 парламент сформирован в количестве 183 депутатов.

Второй палатой австрийского парламента являет­ся бундесрат. 64 его члена представляют 9 федераль­ных земель пропорционально их населению (напри­мер, Нижнюю А. — 12, а Форарльберг и Бургенланд — по 3). Члены бундесрата избираются и делегируются ландтагами земель на 4 или 6 лет. Бундесрат может опротестовать закон, и тогда Национальный совет го­лосует повторно при большем кворуме. Президент бундесрата избирается поочередно в алфавитном по­рядке от каждой земли сроком на полгода. Высший ор­ган исполнительной власти — федеральное правитель­ство. Сформированное 28 февраля 2003 из представи­телей АНП и АПС правительство состоит из 11 федеральных министерств: социального обеспечения, по­колений и защиты потребителей (министр вице-канц­лер Х. Хаупт, АПС); иностранных дел; внутренних дел; юстиции; национальной обороны; финансов; эко­номики и труда; сельского и лесного хозяйства, окру­жающей среды и водного хозяйства; здравоохранения и по делам женщин; транспорта, инноваций и технологий; образования, науки и культуры.

Правительство возглавляет федеральный канцлер. Он формирует кабинет и координирует его работу. При принятии решений действует принцип единогла­сия. Канцлер должен учитывать мнение вице-канцле­ра, роль которого в австрийском коалиционном пра­вительстве велика.

С февраля 2000 федеральным канцлером является Вольфганг Шюссель (АНП). Среди его предшествен­ников выделяются Б.Крайски (СПА, 1970-83) и Ф.Вранитцки (СПА, 1986-97).

Выборы во все органы народного представительст­ва являются всеобщими, прямыми, свободными и рав­ными при тайном голосовании. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. Участие в выборах президента обязательно. Выборы в НС проводятся по пропорциональной системе (трёх­ступенчатая пропорциональная система: 1 голос за оп­ределённый партийный список, внутри списка — за оп­ределённого кандидата в региональном и в земельном избирательных округах). В НС проходят партии, завоевавшие региональный мандат или получившие 4% голосов по всей А. В выборах в органы местного само­управления могут участвовать также проживающие в А. граждане других стран ЕС.

Правительства федеральных земель формируются ландтагами (земельными парламентами). Во главе их стоит ландесгауптман (премьер-министр). Важней­шие вопросы земельное правительство решает как коллегиальный орган.

Основные партии, представленные в парламенте: АНП (создана в 1945 на базе бывшей Христианско-социальной партии, председатель В.Шюссель), СПА (создана в 1945 как Социалистическая партия А. на базе Социал-демократической партии, с 1991 вновь именуется Социал-демократической партией, предсе­датель А.Гузенбауэр), АПС (создана в 1955 на базе праворадикального Союза независимых, председа­тель С.Рисс-Пассер), недавно созданная партия «Зе­лёные» (председатель А. ван дер Беллен).

Одна из характерных черт австрийского политиче­ского устройства — высокоразвитая система союзов и тесное сотрудничество между союзами интересов и правительством.

Крупнейшая профсоюзная организация — Авст­рийское объединение профсоюзов (АОП), созданное в апреле 1945. В него входит 16 отраслевых профсою­зов. Существует также Федеральная палата труда.

Ведущие организации деловых кругов — Экономи­ческая палата А. и Конференция президентов сель­скохозяйственных палат.

Если АОП функционирует как добровольное объ­единение, то членство в палатах является обязатель­ным. В палаты труда входят все рабочие и служащие частного сектора, в торговые палаты — все предпри­ниматели (кроме сельскохозяйственных, которые яв­ляются членами сельскохозяйственных палат, и лиц свободных профессий).

В А. действует одна из самых эффективных систем социального партнёрства, причём она не закреплена ни в Конституции, ни в каком-либо законе, а функциони­рует благодаря добровольному сотрудничеству союзов.

Поддержка правопорядка и законности — главные задачи внутренней политики А. В течение многих де­сятилетий в стране поддерживался социальный мир (на основе высокоразвитого социального государства, но не в последнюю очередь благодаря системе соци­ального партнёрства и соучастия в управлении). Лишь в 2003 вследствие планируемой пенсионной ре­формы произошли массовые выступления протеста и забастовки — впервые за многие десятилетия.

Нараставший в 1990-е гг. приток беженцев и им­мигрантов обусловил усиление праворадикальных и националистических настроений среди части ав­стрийского общества, выразителем которых стал лидер АПС Й. Хайдер. Вхождение его партии в со­став федерального правительства 4 февраля 2000 вызвало волну протестов в стране и за рубежом и санкции ЕС. 29 февраля Хайдер ушёл с поста пред­седателя партии. Тем не менее проблема правого

радикализма стала для австрийской внутренней по­литики одной из основных.

Статус постоянного нейтралитета и отказ от учас­тия в военно-политических блоках устанавливали оп­ределённые рамки для внешнеполитической активно­сти А. Это не означало изоляционизма или «равно-удалённости» от Запада и Востока и не препятствова­ло ей эффективно интегрироваться в западное демо­кратическое сообщество. В 1956 А. стала членом Совета Европы, а в 1960 — членом Европейской ассоци­ации свободной торговли (ЕАСТ). 1970-е гг. были высшим пунктом активности страны в ООН.

Ещё большие возможности использования откры­тости А. проявились после её вступления в ЕС в 1995. С 10 февраля 1995 А. принимает участие в программе НАТО «Партнёрство во имя мира». Подписав Амстер­дамский договор (1998), А. фактически соглашается участвовать в общей оборонной политике стран ЕС.

В Вене размещены центральные представительст­ва ряда международных организаций, в т.ч. МАГАТЭ, ЮНИДО, ОПЕК, а также Секретариат и Постоянный совет ОБСЕ.

С 1970-х гг. А. проводила политику «активного нейтралитета», содействуя «дипломатии контактов» (в т.ч. между лидерами СССР и США), поддерживая политическую и военную разрядку. В 1980—90-е гг. усилилась европейская ориентация австрийской внешней политики. В 1990-е активизировалась авст­рийская внешняя политика по отношению к соседним странам Центральной и Восточной Европы.

Вооружённые силы А. состоят из сухопутных и Во­енно-воздушных сил. Их численность — около 50 тыс. чел.

А. имеет дипломатические отношения с РФ (возоб­новлены с СССР в октябре 1945; впервые установлены 25—29 февраля 1924; прекратились в марте 1938).