Страны мира

Бахрейн: Экономика

В 2001 ВВП Б., рассчитанный по паритету покупа­тельной способности валют, составил 8,4 млрд долл. США, объём ВВП на душу населения 11,614 тыс. долл., рост реального ВВП — 5%, инфляция — 0,5%. Доля Б. в мировой экономике незначительна — менее 1%. Трудовые ресурсы 299 тыс. чел. (2001). Большая их часть представлена иммигрантами (60%). Безрабо­тица 16,5% (2001).

Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП в 2001: сельское хозяйство 0,7%, промышленность 45%, сфера услуг 54,3%. Структура ВВП по за­нятости распределялась следующим образом: в промышленности, коммерции и сфере услуг занято 79% населения, в государственных структурах — 20%, в сельском хозяйстве — 1% (2001).

Основная отрасль промышленности — нефтегазо­вая, которая обеспечивает производство ок. 25% ВВП страны, 60% государственного бюджета и 60% валют­ных поступлений от внешнеторговых операций. В на­стоящее время отрасль полностью контролируется нефтегазовым госконцерном «Бахрейн Петролеум Ко» (БАПКО). Страна располагает незначительными запа­сами нефти, которые находятся на грани истощения. Доказанные запасы нефти Б. составляли на кон. 2001 130 млн барр. В среднем в Б. добывается 187 тыс. барр./день, из них 42 тыс. добывается на внутренних месторождениях и 145 тыс. добывается на месторожде­нии Абу-Сафа, принадлежащем Саудовской Аравии, которая в 1996 передала месторождение Б. в бессроч­ное пользование. Нефтеперерабатывающие и нефтео­чистительные заводы БАПКО работают в основном на импортной нефти, поступающей по подводному нефте­проводу Б.—Даммам (Саудовская Аравия). В 2002 им­порт саудовской нефти составлял 220 тыс. барр./день. Помимо нефти, Б. располагает большими запасами природного газа (92 млрд. м3, 2001), добычей и перера­боткой которого с 1979 занимается Бахрейнская наци­ональная газовая компания (БАНАГАЗ). Процент ути­лизации газа в Б. считается самым высоким среди араб­ских нефтедобывающих стран (св. 90). Большая часть добываемого газа, как природного, так и попутного, (8 млрд м3 в год) реализуется на внутреннем рынке, где используется в качестве технологического сырья для нефтехимической промышленности, в качестве топли­ва для нефтеперерабатывающих заводов БАПКО, эле­ктростанций, алюминиевого завода (АЛБА).

Среди других отраслей промышленности широкое развитие получили алюминиевая и судостроительная промышленности. Бахрейнский алюминиевый ком­бинат «АЛБА» — одно из крупнейших предприятий по производству алюминия в мире, его производст­венная мощность — 509 тыс. т в год. Судоремонтная промышленность страны представлена Арабской су­достроительной и судоремонтной компанией (ASRY). В Б. функционирует крупнейший в мире сухой док, который способен принимать супертанкеры водоиз­мещением 500 тыс. т. 14,2% земель Б. пригодны для сельского хозяйства. Земледелие на островах Бахрейнского архипелага из­давна носит оазисный характер. В Б. выращивают фини- ки, цитрусовые, бананы, инжир, гранаты, миндаль, грец­кий орех, фисташки. Из огородных культур выращи­ваются сладкий картофель, помидоры, баклажаны, лук, чеснок. Разводят овец, коз, зебувидных коров, ослов, верблюдов, чистокровных арабских скакунов, птицу. Большую часть продовольствия Б. импортирует, собст­венными силами же удовлетворяется 75% потребностей страны в овощной продукции, 50% в молочной продук­ции. По причине экологического загрязнения вод Пер­сидского залива морские промыслы в Б. развиты слабо. Ведётся жемчужный промысел, который в настоящее время фактически предоставлен самому себе.

В Б. нет железных дорог. Общая протяжённость ав­томобильных дорог 3261 км (2000), из них 2542 км (78%) — асфальтированные шоссе и 720 км — грунтовые дороги. Автопарк Б. — 215 тыс. транспортных единиц всех видов (2001). Морской транспорт Б. имеет в своем составе 121 судно общим водоизмещением 338,091 тыс. т. Основной объём торговых экспортно-им­портных операций осуществляется через крупные наци­ональные порты — Сальман, Манаму и Ситра. Сальман — главный порт страны, имеющий 14 глубоко­водных причалов для приёма судов с осадкой до 9 м. Имеются складские помещения общей площадью 500 тыс. м2. Грузооборот порта в 2000 превысил 1954,396 млн т. Манама — второй по значению торговый порт в стране. Пропускная способность порта в среднем составляет 3 млн т груза в год. Средняя дневная норма разгрузки — 400 т, погрузки — 350 т. Ситра — специали­зированный нефтяной порт БАПКО. Пропускная спо­собность порта 250 тыс. барр./день. Среднечасовая нор­ма налива нефтепродуктов — 700 т. Торговый флот Б. в 2000 насчитывал 8 судов (4 сухогруза, 2 контейнерово­за, 2 танкера) общим водоизмещением 270,784 тыс. т.

Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В сер. 1990-х гг. общая сеть нефте и газо­проводов Б. составила более 100 км. Наиболее протя­жённый — подводный нефтепровод Даммам (Саудо­вская Аравия) — остров Б. — 55 км. Помимо него, су­ществует развитая сеть малых нефтепроводов, по ко­торым нефть поступает на нефтеочистительные заво­ды БАПКО и в нефтехранилища. Длина трубопрово­дов для перекачки природного газа 32 км.

Б. — важный узел международных авиалиний. В стране действуют 4 современных аэропорта. Главный аэропорт страны — Бахрейнский международный аэ­ропорт, расположенный на острове Мухаррак, являет­ся одним из крупнейших в районе Персидского зали­ва. Посадочная полоса аэропорта 4000 м. В 2000 аэропорт принял и отправил 4 млн пассажиров (50%

из них — транзитные пассажиры) и осуществил 60,072 тыс. рейсов. Грузооборот аэропорта в том же году составил более 100 тыс. т.

В Б. создана современная система связи. В 2001 в стране действовало 173,9 тыс. стационарных телефонов, 299,6 тыс. мобильных телефонов и 6,928 тыс. аппаратов факсимильной связи. Монополия интернет-услуг в Б. с 1995 принадлежит государственной телекоммуникаци­онной компании (BATELCO). Число пользователей се­ти Интернет в 2001 составило 140 тыс., число интернет-провайдеров — 3 (BATELCO, Computec и G.C.C. Online). В Б. расположена крупнейшая в районе Пер­сидского залива радиостанция, действует станция кос­мической связи, функционирующая через 2 геостацио­нарных спутника системы «Интелсат» (над Атлантиче­ским и Индийским океанами).

Б. — крупнейший международный финансовый центр. Банковский сектор занимает 2-е место в эконо­мике страны и обеспечивает ок. 20% ВВП. Количество служащих, занятых в этой сфере, превышает 4 тыс. чел. Центральное место в структуре кредитно-банковской системы занимает Финансовое агентство Б. Как цент­ральный банк Финансовое агентство представляет со­бой государственную уполномоченную организацию, строго придерживающуюся в своей работе инструкций правительства. Капитал и резервы банка 290,9 млн бахр. динар, общая сумма депозитов 136 млн бахр. динар (2000). Помимо Финансового агентства Б., банковские структуры включают: 19 коммерческих банков, в числе которых 2 специализированных, 13 исламских банков, 48 офшорных банковских учреждений, 33 инвестици­онных банка, 36 представительств, 5 брокерских агентств, 19 обменных пунктов. В 2001 их общий оборот составил 102,700 млрд долл. США, из них 88,370 млрд долл. США приходится на офшорные банковские уч­реждения, 3,883 млрд долл. США на коммерческие бан­ки, 4,034 млрд долл. США на инвестиционные банки.

До 60% доходной части государственного бюджета традиционно составляют поступления от экспорта нефти, газа и их производных. В 2002 доходы Б. соста­вили 675 млн бахр. динар, расходы 835 млн бахр. ди­нар, дефицит бюджета 160 млн бахр. динар. Внешний долг страны на кон. 2000 2,9 млрд долл. США.

Сальдо внешнеторгового баланса страны — поло­жительное. Стоимость экспорта в 2000 5,7 млрд долл. США, импорта — 4,373 млрд долл. США. Главные статьи экспорта: продукция нефтегазового сектора (60%), алюминий (7%), продукция текстильной про­мышленности. Основные партнёры по экспорту (2001): США — 25%, Саудовская Аравия — 15%, Тай- вань — 11%, Индия — 5%, Малайзия — 5%. Импор­тируются: нефть (90%), промышленное оборудование, стройматериалы, продовольствие. Партнёры по им­порту (2001): Саудовская Аравия — 9%, США — 8%, Япония — 8%, Великобритания — 6%, Германия — 6%.