Страны мира

Бельгия: Экономика

Бельгия относится к группе небольших высокоразви­тых европейских государств, которые занимают важное место в современной мировой экономике. Этой категории «малых привилегированных наций» удалось весьма эффективно использовать собствен­ные природные благоприятные предпосылки (удоб­ное геостратегическое положение, наличие естест­венных ресурсов и пр.) для ускоренного индустри­ального развития. Впоследствии на этой основе ста­ли формироваться доминирующие отрасли нацио­нальной экономики, ориентированные на выпуск высококачественной и технически передовой про­дукции, на собственные «маркетинговые ниши» ми­рового рынка.

Б. нередко называют одной из первых индустри­альных стран мира. В 19 в. она даже именовалась «маленькой мастерской мира». В первые годы по­сле 2-й мировой войны к ней постоянно прибавля­ли термин «чудо-страна» или «витрина индустри­ального процветания». Но в последние три десяти­летия 20 в. Б. нередко относили к категории «больного участника Евросоюза». Экономика этой стра­ны в нач. 21 в. находится в фазе сложнейшей струк­турной перестройки, процессе поиска новой про­мышленной специализации в мировой экономике. И в этой сфере начали обозначаться определённые достижения.

ВВП Б. — 297,2 млрд долл. (2002), что соответствует 0,7—0,8% мирового уровня. ВВП на душу населения — 29 тыс. долл., что находится на уровне ведущих европей­ских государств, но значительно уступает большинству малых высокоразвитых стран (9-е место).

Экономический рост страны в последние годы ха­рактеризовался умеренными темпами (прирост ВВП в 1999 — 2,5%, в 2000 — 4,1%, в 2001 — 2,6%), но в 2002 произошло резкое замедление (0,6%), что было вызва­но ухудшением мировой хозяйственной конъюнкту­ры. В стране практически отсутствует инфляция (1,7% в 2002).

Наиболее сложные проблемы бельгийской экономи­ки связаны с занятостью (общее число работающих — 4,44 млн чел. в 2001), по уровню безработицы страна по­стоянно занимает 1—2-е места в ЕС (в 1999 — 11,7%, в 2000 — 10,9%, в 2001 — 10,6% и только в 2002 достигнут некоторый прогресс — 7,2%). Основная причина этого явления связана со структурной слабостью националь­ной экономики («старомодная специализация»). Б. ока­залась в наибольшей степени уязвленной среди евро­пейских стран конкуренцией со стороны т.н. новых ин­дустриальных государств на мировых рынках. Они вы­ступили продуцентами и поставщиками такой продук­ции, которая существенно совпадала с традиционной бельгийской специализацией (сталь, металлообработка, общее машиностроение, неорганическая химия, стекло,

текстиль). Феномен высокой бельгийской безработицы связан со сложностями приспособления к новым по­требностям и условиям конкурентной борьбы на миро­вых рынках.

Особенности отраслевой структуры бельгийской экономики достаточно чётко отражаются по вкладу отраслей в ВВП (2001): сельское хозяйство — 1%, промышленность — 24%, услуги — 74%. Аналогичная картина складывается и при анализе занятости — 2, 25, 73% соответственно.

Промышленность. Преобладание сферы услуг сы­грало существенную роль в замедлении процессов структурной перестройки национального хозяйства. Ведущие финансово-промышленные группы страны (Societe General de Belgique, Groupe Bruxelles Lambert и пр.) возникли ещё при прежней хозяйст­венной специализации и контролировали до половины экономических субъектов. Бельгийский капита­лизм, который можно охарактеризовать скорее как банкирский, чем промышленно-предпринимательский, не проявлял большой склонности переключать­ся со «старомодной», но прибыльной специализации на новые отрасли, связанные с большими рисками. Поэтому ставка была сделана на модернизацию и да­же создание новых современных предприятий в прежних отраслях. Много веков основу традиционной хозяйственной специализации страны составля­ла чёрная и цветная металлургия. Первые «мастер­ские феронов» (металлургов) появились в этих мес­тах ещё в Средние века. Позднее именно здесь был внедрён т.н. валлонский процесс второй переплавки чугуна, приведший к появлению сталелитейного про­изводства. Современная Б. продолжает оставаться одним из ведущих производителей стали в ЕС (около 11,3 млн т в 2001). Её доля в мировом экспорте этой продукции составляет около 15—20%. Но особая ставка теперь сделана на выпуск специализированных изде­лий: нержавеющей стали, автомобильного проката, стальной проволоки и пр.

Формирование нового облика этой отрасли про­исходило в тесном альянсе с иностранными компа­ниями. Ведущий производитель нержавеющей стали фирма Cockerill-Sambre уступила контрольный па­кет 53,7% акций французской компании Usinor. Со­временный металлургический комбинат Sidmar, ориентированный на выпуск автомобильного листа, вошёл в состав люксембургского концерна ARBED (60%) и т.д.

Химическая отрасль также продолжает оставаться важнейшей основой бельгийской промышленности (по стоимости продукции она занимает 2-е место после машиностроения). Она зарождалась на базе использо­вания отходов доменной индустрии. Разработанный местным предпринимателем Сольвейем метод получе­ния соды привел к быстрому развитию производства различных кислот (азотной, серной и пр.), а также ми­неральных удобрений. Б. продолжает оставаться круп­нейшим европейским производителем и экспортёром продукции неорганической химии (около 1/3).

Вместе с тем традиционный лидер в этой отрас­ли концерн Solvay уже осуществил частичное сме­щение своего производства в сферу органической химии. Совместно с другим ведущим националь­ным концерном USB он постепенно превращается в крупнейшего продуцента современной фармацев­тической продукции. Вместе с тем подавляющее большинство новых производств органической хи­мии сформировалось в партнёрстве с иностранны­ми концернами (BP, Dow Chemicals, Union Carbide, BASF и др.), которые обосновались в районе ант­верпенского порта. Из 20 ведущих химических кор­пораций мира 10 представлены своими подразделе­ниями в этом районе (он считается крупнейшим европейским центром химического производства).

Структурные сдвиги происходят и в бельгийском машиностроении. Оно традиционно ориентировалось на выпуск оборудования для металлургии и химии, транспортных средств, электротехнической продук­ции. Бельгийские фирмы попрежнему лидируют в производстве и экспорте кузнечно-прессового обору­дования (фирма LFT). Но на 1-е место вышло транс­портное машиностроение, в котором вместо железно­дорожного и судового производства был налажен крупномасштабный выпуск легковых автомобилей (ежегодно около 1 млн шт.).

Этот сектор бельгийского машиностроения так­же создавался в тесном сотрудничестве с иностран­ным капиталом. Начало было положено американ­ской General Motors, которая построила в зоне ант­верпенского порта крупный завод по сборке авто­машин (около 20 тыс. шт. ежегодно). Затем появи­лись производственные корпуса другого американ­ского автогиганта Ford (в предместьях г. Гент). Ес­ли первая компания ориентировалась в основном на «отверточную модель» производства (т.е. сборку из импортных компонентов), то вторая стала ис­пользовать местные комплектующие изделия, свя­занные с традиционной бельгийской специализаци­ей (крылья из стального проката, кузова, автостек­ло и пр.). Позднее эта модель стала использоваться вБ.и европейскими автоконцернами (Renault, Volkswagen, Volvo).

Такой путь международной специализации бель­гийской промышленности вызвал определённое бес­покойство в стране, поскольку возрастала зависи­мость национальной экономики от стратегических планов иностранных партнёров. Но возобладал праг­матический подход к решению этой проблемы. Появ­лялась возможность создать новое мощное производ­ство, обеспечить стране среднеевропейские темпы хо­зяйственного роста, предотвратить катастрофическое развитие «большой безработицы».

В элитную дюжину бельгийских корпораций во­шли пока немногие высокотехнологичные компании (Agfa-Gevaert, Barco), а также две химико-фармацев­тические фирмы. Однако на подступах к лидерам довольно обширная группа успешно дейст­вующих обществ: Reаl Software (программное обеспе­чение), Innogenetics (биотехнология) и др.

Вместе с тем важнейшей особенностью бельгий­ской хозяйственной структуры продолжает оставаться подавляющее преобладание банковского капитала (около 70 млрд долл., т.е. 61,4% всех активов ведущей группы). Подобная отраслевая структура не встреча­ется у малых индустриальных европейских стран. Прежнее засилие банковского капитала в бельгий­ской экономике ещё сохраняется.

Правда, в самой среде коммерческих банков чётко просматриваются структурные сдвиги. Из банков прежней «старомодной специализации» удалось со­хранить свои позиции лишь Groupe Bruxelles Lambert, а остальные были вынуждены объединиться с други­ми, обретя новые бренды (Fortis, Dexia и др.), или во­обще покинуть национальную фондовую биржу. Но не менее важным следует считать появление первого фламандского банка Almanij, который связан с корпо­рациями новой производственной ориентации.

Сельское хозяйство не играет существенной роли в экономике страны. Преобладает молочное живот­новодство (стойловое), на которое приходится около 75% стоимости аграрной продукции. Под кормовы­ми культурами и лугами занято около 65% сельскохо­зяйственной площади, под зерновыми — около 15% (бо­лее половины потребностей в зерне удовлетворяется путём импорта). Преобладают фермерские хозяйст­ва, но свыше половины всей сельскохозяйственной площади обрабатывается на основе аренды (мелко­крестьянское земледелие сохранилось в основном в Арденнах).

Транспорт и связь. Современную Б. обычно назы­вают «европейским перекрёстком», поскольку она расположена на пересечении основных транспортно-торговых путей. Б. занимает 1-е место в мире по гус­тоте железнодорожной сети. Её длина 3422 км (в т.ч. 2517 км — электрифицировано). Высокоскоростные поезда (HST/TGV) связывают страну со столицами многих европейских государств.

Автомобильные дороги включают автобаны (1674 км), которые считаются самыми современными в Ев­ропе (они свободны от денежных сборов и освещены всю ночь). Через страну проходит 7 трансъевропей­ских автомагистралей. Система местных шоссейных дорог (14,4 тыс. км) обеспечивает подъезд ко всем на­селённым пунктам. Эффективно действует система трубопроводов: для транспортировки сырой нефти (161 км), нефтепродуктов (1167 км) и природного га­за (3,3 тыс. км).

В стране эффективно функционирует несколько морских и речных портов: самый крупный Антверпен, который занимает 2-е место в Европе (ежегодный гру­зооборот — 120 млн т, 20 тыс. судов), Брюгге, Гент,

Льеж, Намюр, Остенде. Морской торговый флот со­стоит из 20 судов (54,1 тыс б/т), в т.ч. 9 нефтехимиче­ских и 5 нефтяных танкеров, 5 сухогрузов (Cargo). Общая протяжённость речного судоходства — 1586 км. Большое транспортное значение имеют судоход­ные каналы (важнейший — канал Альберта между Антверпеном и Льежем).

Крупнейший международный аэропорт страны — Брюссель (Zaventem), который обеспечивает ежегод­ную транспортировку 0,5 млн т грузов. Кроме того, действуют аэропорты в Антверпене, Остенде, Шарлеруа, Бирсете. Система телефонной и телеграфной свя­зи в стране считается высокоразвитой, технологичес­ки передовой и полностью автоматизированной. Международная связь обеспечивается пятью подвод­ными кабельными системами и двумя надземными спутниковыми станциями (Intelsat и Eutelsat).

Торговля (оптовая и розничная) достигла крупных размеров. По существу, вся страна оказалась разде­лённой на сегменты, которые обслуживаются не­сколькими десятками крупных оптово-розничных компаний (включая и зарубежные фирмы). Они со­здали особую систему товаропотоков от непосредст­венных производителей продукции до прилавков су­пермаркетов (сельскохозяйственная продукция по­ступает в течение одних суток). Не случайно в пер­вую десятку самых крупных национальных корпора­ций вошёл гигант оптово-розничной торговли Delgaize, что редко случается в других малых евро­пейских странах.

Туризм и услуги. Вся система туристического биз­неса достаточно чётко разделена в соответствии с осо­бенностями двух основных языково-общинных реги­онов (правда, жители южных провинций предпочита­ют именовать свой регион Валлония-Брюссель). В каждой региональной структуре выделяется два ос­новных направления для привлечения туристов. Пер­вое ориентировано на демонстрацию старинных исто­рических городов (во Фландрии — Антверпен, Гент, Брюгге, Лувен; в Валлонии — Намюр, Льеж, Монс и Брюссель). Второе направлено на ознакомление с природными богатствами (на севере — морское побе­режье, вдоль которого проходит единая международ­ная трамвайная линия от французской до нидерланд­ской границы; на юге — горный массив Арденны).

Современная экономическая и социальная поли­тика страны направлена на поиски путей более эф­фективного решения ряда важнейших проблем. В сфере экономики основные усилия концентрируют­ся на выработке и реализации новой концепции участия страны в системе международного разделения труда. Речь идёт прежде всего о поддержке отраслей «новой экономики» (телекоммуникации, микроэле­ктроника, биотехнология и др.), но, чтобы поднять национальную экономику до уровня мировых стан­дартов, необходимо способствовать притоку иност­ранного предпринимательского капитала. Считает­ся, что Б., имея население в большей части своей многоязычное, может создать международному об­ществу эффективную и доброжелательную среду для общения и ведения бизнеса. На первом этапе та­кой программы структурного преобразования эконо­мики основную ставку государство намерено сделать на модернизацию инфраструктурных объектов (пор­ты, аэродромы, магистральные автодороги). При этом акцент — на всемерной поддержке функций страны как «Золотых ворот Европы», которую бель­гийцы выполняли с переменным успехом на протя­жении последних 500 лет. При этом государство по­степенно выходит из производственно-предприни­мательской сферы (началась приватизация 150 крупных компаний), с тем чтобы создать более бла­гоприятные условия для частной предприниматель­ской инициативы (эффективность общественного сектора оказалась достаточно низкой).

На этой основе предполагается решение и основ­ных социальных проблем. По утверждению действу­ющего премьер-министра, «лучшая социальная защи­та — это хорошая работа». Особое значение придаётся созданию «Серебряного фонда», чтобы обеспечить финансирование разрешения демографической про­блемы, которая связана со старением населения (его пик будет достигнут в 2012).

Предполагается постепенное формирование вто­рой «капитализированной основы» для действующей пенсионной системы. С этой целью проводится круп­номасштабная приватизация государственной собст­венности.

Кредитно-денежная политика сориентирована на решение трёх основных проблем: сокращение госу­дарственного долга, устранение дефицита бюджета, проведение налоговой реформы. Политика европей­ского формата предполагает сокращение государст­венного внутреннего долга до 60% от ВВП. В 1993 этот показатель у Б. был самым высоким в ЕС — 135%. В 2002 уровень государственного внутреннего долга удалось сократить до 100%.

Большие усилия предпринимались правительст­вом по достижению сбалансированности бюджета. В течение последних 50 лет он был всегда дефицитным.

Впервые в 2000 было обеспечено практически его сба­лансирование (минус 0,1%), а в 2001 был получен не­большой профицит (плюс 0,3%).

Налоговое бремя в Б. считается самым высоким в ЕС — 46,3% ВВП (2001) по сравнению с 41,6% в ЕС. При этом доля подоходных налогов достигала 14,3% (в ЕС — 10,9%). В новой программе фискальной ре­формы (2001—02) предусмотрено сокращение нало­гового бремени на 15% в течение пятилетия. Это про­изойдет в результате снижения максимальной нало­говой ставки до 50% (в 2002 она колебалась в преде­лах 52,5—55%).

Уровень жизни населения высокий, поскольку за­работная плата в стране составляет 25,58 долл. в час (июнь 2000). По этому показателю Б. входит в пер­вую европейскую тройку (после Германии и Швей­царии). Однако налоговое бремя также высокое. Оно должно уменьшаться в рамках происходящей рефор­мы. Особенно заметное улучшение связано с отменой дискриминации в отношении несемейных физичес­ких лиц. Предусмотрены дополнительные налоговые льготы для малообеспеченных с тем, чтобы преодо­леть т. н. капкан безработицы, при котором становит­ся выгоднее не работать, а получать не облагаемое на­логами пособие. За чертой бедности проживает лишь 4% населения.

Внешнеэкономическая сфера играет важнейшую роль для развития страны, что объясняется междуна­родной специализацией её хозяйства и важным геостра­тегическим положением в Европе. Эта небольшая стра­на уже более века входит в первую дюжину мировых экспортёров товаров и капиталов. Объём вывоза бель­гийской продукции составил в 2002 162 млрд долл., а ввоза — 152 млрд долл. Основные партнёры по экспор­ту: ЕС — 75,3%, США — 5,6%, по импорту: ЕС — 68,7%, США — 7,2%. Столь же существенны позиции Б. и в международном движении капиталов. Объём аккуму­лированных заграничных прямых инвестиций в 2000 — 139,7 млрд долл. (9-е место в мире), а общая стоимость иностранных прямых капиталовложений в стране 185,6 млрд долл. (7-е место).