Страны мира

Бельгия: Наука и культура

Система организации науки и образования ори­ентирована на содействие эффективному взаимо­действию между университетскими центрами (их в стране 22), государственными ведомствами и произ­водственно-финансовыми компаниями. Созданы специализированные общества (например, Инсти­тут поддержки научных исследований в промышленности и сельском хозяйстве), деятельность кото­рых финансируется Министерством экономики. Подавляющая часть финансовой поддержки предо­ставляется химико-фармацевтической промышлен­ности, электронике, а также металлургии. Решаю­щее значение имеет льготное кредитование (около 80— 90% всех средств) на стадии опытно-конструктор­ских работ. В дальнейшем широко используется предоставление налоговых льгот.

Для поддержки университетских исследований создан национальный фонд «НФВС-ФНРС». Осо­бенно активен Центр исследований развития при Университете Антверпена (им была подготовлена мо­дель новой специализации национальной экономи­ки). Особых успехов добилась группа университет­ских центров в разработке новой энергетической про­граммы (переориентация с угля на другие источни­ки), а также программы эффективного использования бельгийского морского побережья (создание единого портового комплекса Антверпен—Гент—Зебрюгге). Заметна роль и трёх международно-известных уни­верситетов: в Лувене (старейший в стране, основан в 1426), Льеже и Брюсселе.

Культура, литература и искусство развивались до формирования Б. как независимого государства на основе валлонского наречия французского языка и на фламандском (или брабантском) наречии южнонидерландского диалекта. В период борьбы за нацио­нальный суверенитет (1830-е гг.) с Нидерландами ли­тературным языком становится французский, кото­рый вытеснил валлонский. В 1946 была осуществлена унификация орфографии фламандского языка с ни­дерландским (голландским).

В валлонской литературе Средних веков особо вы­делялось творчество поэта эпохи Возрождения Жана Лемера де Бельж (1473—1516). Первым произведени­ем, получившим мировое признание, стала «Легенда об Уленшпигеле и Ламе Гудзаке» (1867), написанная Шарлем де Костером (1827—79). Крупнейшим поэтом символизма считается Эм. Верхарн (1855—1916).

Во фламандской литературе после образования бельгийского независимого государства преобладали декадентские школы. Кумиром был поэт-символист Карл Ван де Вустейн (1875—1929). Фламандская школа изобразительного искусства, которая сложи­лась в 17 в. в результате отделения Фландрии от Нидерландов (уроженцами этой части страны были П. Брейгель и П. Рубенс), оказала огромное воздейст­вие на всю бельгийскую культуру. Ее последователя­ми можно считать многих известных бельгийских ма­стеров живописи, скульптуры, графики (Г. Ваперс, Л. Галле, К. Менье и др.). Процесс формирования единой куль­туры в стране, не имеющей собственного языка, продолжает­ся с большими сложностями.