Страны мира

Белоруссия: Государственное устройство и политическая система

Белоруссия — унитарное демократическое государство с ре­спубликанской формой правления. Действует Кон­ституция 1994 (в редакции 1996).

В административном отношении Белоруссия делится на 6 областей (Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Грод­ненскую, Минскую и Могилевскую) и 118 районов. Столица республики — г. Минск — по своему статусу приравнена к области.

Наиболее крупные города (2002, тыс. чел.) — Минск, Гомель (490), Могилев (361), Витебск (349), Гродно (307), Брест (291).

Белоруссия — президентская республика, в которой прези­дент располагает широкими полномочиями. Перед ним ответственно правительство республики; он яв­ляется главнокомандующим Вооружёнными силами. Президент определяет стратегию развития страны, основные направления её внутренней и внешней по­литики.

Высший орган законодательной власти — Нацио­нальное собрание, состоящее из палаты представите­лей (110 депутатов) и Совета Республики (64 депута­та). Нынешний состав обеих палат сформирован в но­ябре—декабре 2000.

Высший орган исполнительной власти — Совет Министров во главе с премьер-министром.

Глава государства — президент А. Лукашенко (из­бран в 1994, переизбран в 2001). Председатель палаты представителей Национального собрания — В. Попов, председатель Совета Республики — Г. Новицкий. Гла­ва правительства — премьер-министр С. Сидорский.

Президент Белоруссии избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на вто­рой срок. Палата представителей Национального со­брания избирается прямым всеобщим голосованием. Члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов, по 8 от каждой области и города Минска; еще 8 депутатов Совета Республики назначаются президентом. Срок полномочий обеих палат — 4 года.

Органами власти на местах являются Советы депутатов: Минский городской, областные, район­ные, городские (городов областного подчинения), поселковые и сельские. Советы депутатов избира­ются всеобщим прямым голосованием сроком на 4 года. Исполнительные функции осуществляются исполнительными комитетами местных советов депутатов.

В Министерстве юстиции Белоруссия на начало 2002 было официально зарегистрировано 18 политических партий, как проправительственной ориентации, так и оппозиционных. Наиболее активными и влия­тельными из них являются: Коммунистическая пар­тия Белоруссии (КПБ) — поддерживает политику президента А. Лукашенко, выступает за воссоздание на добро­вольной основе государственного союза народов бывшего СССР; Партия коммунистов Беларуси (ПКБ) — выступает за социалистический путь раз­вития страны, находится в оппозиции к нынешнему руководству; Аграрная партия (АП) — выступает за реформирование общества на принципах демокра­тического социализма, интересы аграриев, обеспече­ние приоритетного развития агропромышленного комплекса; Белорусская партия женщин «Надежда» — выступает за обеспечение более широкого участия женщин в общественно-политической жизни, за улучшение условий труда и быта женщин; Объеди­нённая гражданская партия (ОГП) — партия право-либерального толка, выступающая за свободное раз­витие рыночных отношений и ограничение роли го­сударства в экономике и других отраслях общест­венной жизни; находится в оппозиции к нынешнему руководству республики; Партия Белорусского на­родного фронта (ПБНФ) — партия националисти­ческой направленности, находится в жёсткой оппо­зиции к президенту; Консервативно-христианская партия Белорусского народного фронта (КХПБНФ) — националистическая партия, возник­шая после раскола ПБНФ; Либерально-демократи­ческая партия Белоруссии (ЛДПБ) — выступает за свободное развитие рыночных отношений, в то же время по важнейшим вопросам поддерживает политику пре­зидента. Поддерживает тесные связи с одноименной партией в РФ.

Действует также ряд других политических партий: Белорусская экологическая партия «зелёных», Рес­публиканская партия труда и справедливости, Бело­русская партия труда, Белорусская социал-демокра­тическая партия (Народная Громада), Белорусская патриотическая партия и др.

К ведущим организациям деловых кругов относит­ся прежде всего Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП). Членами палаты к началу 2002 явля­лись 1560 субъектов хозяйствования Белоруссии. Главная цель БелТПП — содействие продвижению белорусских товаров на зарубежные и внутренний рынки. Действуют также несколько союзов, конфедераций и ассоциаций промышленников и предпринимателей.

В стране на начало 2002 было зарегистрировано 39 республиканских профсоюзов, более 1500 обществен­ных объединений. Основным профобъединением яв­ляется Федерация профсоюзов Белоруссии, лояльная к нынеш­нему руководству Белоруссии и стремящаяся к достижению со­циального мира и партнёрства. В процессе становле­ния государственности и формирования новых меха­низмов власти возникли новые профсоюзы: Белорус­ский независимый профсоюз (БНП), свободный профсоюз (СПБ), Белорусский конгресс демократи­ческих профсоюзов (БКДП). Действуют т. н. свобод­ные отраслевые профсоюзы металлистов, педагогов, транспортников и др.

Из общественных объединений и движений, дей­ствующих в Белоруссии, наиболее заметны Белорусский рес­публиканский союз молодёжи (БРСМ), Белорусский народный фронт (БНФ), Белорусский Хельсинкский комитет, Белорусское общественное движение «Яб­локо», Славянский собор «Белая Русь» и др. Прояв­ляют себя также незарегистрированные экстремист­ские и военизированные организации, отличающиеся крайними взглядами.

Внутриполитическая ситуация в Белоруссии в последние годы является в целом стабильной. Большая часть на­селения поддерживает президента А. Лукашенко, что отчётливо проявилось на президентских выборах 9 сентября 2001, на которых он одержал убедительную победу. Руководство республики с помощью создан­ной Лукашенко административной вертикали полно­стью контролирует обстановку в стране. Президент, обладающий широкими полномочиями, решает важ­нейшие вопросы государственной политики.

Оппозиционные силы, ориентирующиеся в основ­ном на страны Запада и прозападные силы в РФ, орга­низационно раздроблены и политически слабы; неодно­кратные попытки их консолидации пока не имели успе­ха. В рядах оппозиции нет ни одной крупной фигуры, приближающейся по популярности к Лукашенко. Од­нако наметившееся в последнее время некоторое ухуд­шение социально-экономической ситуации может в ближайшие годы привести к ослаблению политических позиций президента и росту влияния оппозиции.

Белоруссия проводит активную миролюбивую внешнюю по­литику, направленную на развитие дружественных отношений со всеми странами. Важнейшее направле­ние внешней политики республики — развитие все­стороннего взаимодействия с РФ, с которой в последние годы подписан ряд интеграционных соглашений. Белоруссия является активным участником СНГ, Евразийско­го экономического сообщества (ЕврАзЭС), Организа­ции договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В сентябре 2003 Белоруссия подписала договор о вхождении в единое экономическое пространство в границах Рос­сии, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Отношения республики с ведущими странами За­пада (прежде всего с США) в последние годы оказа­лись нарушенными вследствие негативного отношения этих стран к белорусскому руководству и взятому им курсу на интеграцию с РФ. Со стороны Белоруссии прилагают­ся усилия по нормализации отношений с Западом.

Белоруссия поддерживает дружественные отношения с КНР, Индией, рядом стран Юго-Восточной Азии и Арабского Востока.

Вооружённые силы Белоруссии состоят из Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Войск противовоз­душной обороны и сил специального назначения. Численность Вооружённых сил около 65 тыс. чел. На во­оружении находятся 1800 танков, 10 000 артиллерий­ских орудий, 120 боевых самолетов, 80 боевых верто­летов. По некоторым оценкам, белорусская армия входит в десятку самых боеспособных армий Европы.

Белоруссия имеет дипломатические отношения с РФ, уста­новленные 25 июня 1992; 21 февраля 1995 подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Белоруссией и РФ.

2 апреля 1996 был подписан Договор об образова­нии Сообщества России и Белоруссии, а 2 апреля 1997 — Дого­вор о Союзе Беларуси и России. 8 декабря 1999 был заключен и 26 января 2000 вступил в силу Договор о создании Союзного государства, направленный на уг­лубление интеграционных процессов между Белоруссией и Рос­сией во всех сферах общественной жизни и формиро­вание в ближайшие годы полноценного Союзного го­сударства двух стран.