Страны мира

Болгария: Экономика

В 1990-е гг. в процессе общественной трансформа­ции произошёл глубокий экономический спад. При­чины этого связаны с унаследованным энерго и импортоёмким производством, утратой традиционных рынков сбыта, трудностями переориентации внешне­торговых связей на западные рынки, где болгарские товары оказались недостаточно конкурентоспособны­ми. Ограниченность внутреннего спроса и усиление конкуренции импортных товаров также негативно от­разились на возможностях местных производителей. Имели место и просчёты в управленческих решениях, которые обеспечивают способы, правила и условия экономических преобразований. Несмотря на рост экономики в 1998—2002, объём ВВП остаётся ниже дореформенного уровня. ВВП в 2001 13,6 млрд долл., на душу населения — 1718 долл. Рассчитанный на ос­нове паритета покупательной способности душевой объём ВВП составил 24% от среднего показателя для стран ЕС.

В 1990-е гг. число занятых в экономике сократилось почти на 1/4. Экономически активное население в 2002 — 3248 тыс. чел. (48,4% от всего населения старше 15 лет), из них занято — 2704 тыс., безработные — 544 тыс. чел. (16,8% от рабочей силы). Безработица приобрела хро­нический характер. В 1991 в Б. была проведена «шоко­вая терапия», потребительские цены повысились в 5,7 раза. Второй сильный всплеск инфляции произошёл во время кризиса финансовой и банковской системы в кон. 1996 — нач. 1997. За 1996—2002 среднегодовые по­требительские цены возросли в 39 раз.

В 1990-е гг. под воздействием спроса на внутрен­нем и внешних рынках, а также инвестиционных воз­можностей произошли заметные сдвиги в отраслевой структуре экономики. Наиболее высокими темпами росла занятость в сфере услуг — 46,5% занятых (2002). Индустриальный сектор — 27,9%, сельское хо­зяйство — 25,6%. Основная часть занятых (ок. 3/4) со­средоточена в частном секторе. В 2002 на долю сферы услуг приходилось 52,7% ВВП, индустрии — 24,5%, сельского хозяйства — 11,0%.

Промышленность Б. в 1990-е гг. переживала глубо­кий структурный кризис. В 2000—02 появились при­знаки роста. Объём промышленной продукции в 2002 увеличился на 0,6% (однако был на 20% ниже, чем в 1995), в т.ч. в добывающих отраслях — на 24%, в обра­батывающих — на 23%. Загрузка производственных мощностей — примерно 60% (кон. 2002).

Ок. 80% продукции производится в обрабатываю­щей промышленности, ок. 5% — в добывающей и 15% — на предприятиях по производству и снабжению элек­тро и теплоэнергией, газом, водой.

Наибольшую долю (ок. 18% в 2001) имеет произ­водство продовольствия, напитков и табачных изделий, которое было традиционно развито в Б. Важное место принадлежит металлургии и производству металлоиз­делий (св. 10% валовой продукции). Сравнительно успешно развивается цветная металлургия, использую­щая местное сырьё. Производятся нефтепродукты, кальцинированная сода, минеральные удобрения. Доля машиностроения — ок. 10%. В 2002 возросло производ­ство радиотелевизионной техники и средств связи, эле­ктронно-вычислительной и канцелярской техники.

Б. располагает благоприятными природно-климати­ческими условиями для развития сельского хозяйства. В 1990-е гг. была проведена аграрная реформа, в ходе которой земля возвращена прежним собственникам и их наследникам, что привело к возникновению значи­тельной маломерной и раздробленной частной собст­венности на землю. Это создало серьёзные проблемы для эффективного землепользования и хозяйствова­ния. Ухудшение материально-технической обеспечен­ности сельского хозяйства, сокращение инвестиций, ут­рата традиционных внешних рынков для аграрных про­дуктов ограничивали реализацию потенциальных воз­можностей отрасли. Динамика её продукции была неус­тойчивой, а объём в 2002 был на 12% ниже, чем в 1990. Почти вся продукция производится в частном секторе. Растениеводство и животноводство вносят практичес­ки равный вклад в производство (примерно по 47%), ок. 6% сельхозпродукции — производственные услуги.

Развитие сельского хозяйства определено одним из приоритетных направлений экономики. Прави­тельство намерено приводить аграрную политику в соответствие с общей сельскохозяйственной полити­кой ЕС, создавать условия для укрупнения наделов и более эффективного использования земли, способст­вовать развитию рынка и рыночной инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура Б. развивается как интегральная часть общеевропейской транспорт­ной сети, чтобы стать транспортным мостом между Западной и Центральной Европой и странами Ближ­него Востока, Западной и Средней Азии. Протяжён­ность железнодорожных путей — 6,4 тыс. км, в т.ч. 4,3 тыс. км эксплуатируемых, из которых 2/3 электри­фицировано. Общая длина национальной автодорож­ной сети — 37,3 тыс. км. Морской транспорт имеет 86 грузовых судов, которые обслуживают основную часть товарооборота внешней торговли. Морские пор­ты — Варна и Бургас. Б. располагает четырьмя между­народными аэропортами. В 2002 перевезено 111,8 млн т грузов, в т.ч. 16,5% железнодорожным, 51,7% — авто­мобильным, 14% морским и 16% трубопроводным транспортом. В обслуживании населения решающая роль принадлежит автотранспорту, который перево­зит 2/3 всех пассажиров.

Благоприятные природно-климатические условия создают предпосылки для туризма, развитие которо­го признано одним из приоритетов. В 1999—2002 чис­ло иностранных туристов, посетивших Б., увеличи­лось с 2,0 млн до 2,99 млн чел. Туристической дея­тельностью занимается преимущественно частный бизнес, которому принадлежит 96% собственности в данной сфере. Наибольшее число туристов прибывает из Македонии, Сербии и Черногории, Греции, Вели­кобритании и Германии. Введение Б. визового режи­ма с Россией (1 октября 2001) сопровождалось умень­шением числа российских туристов. В 2002 их было на 24% меньше, чем в 2001.

Основные направления современной социально-экономической политики — ориентация на повышение доходов населения, уменьшение бедности и безрабо­тицы. Основой этого должен стать устойчивый рост экономики при упрочении макроэкономической ста­бильности. Взят курс на ускорение структурной ре­формы, завершение приватизации и создание полно­ценно функционирующей конкурентоспособной ры­ночной экономики.

В 2001—02 макроэкономическая ситуация в стране была относительно стабильной. Прирост ВВП в 2001 — 4,1%, в 2002 — 4,8%. Уровень инфляции — соответст­венно 4,8 и 3,8%. Стабилизации макроэкономики в оп­ределённой мере способствовал механизм валютного совета (действует с 1997), который предполагается со­хранить вплоть до вступления в ЕС. Установлен фикси­рованный валютный курс лева, привязанный к евро, эмиссия денег центрального банка обусловлена приро­стом его валютных резервов. Их размер увеличился с 3,5 млрд в 2000 до 3,58 млрд в 2001 и 4,75 млрд долл. в кон. 2002. Практически прекращены функции цент­рального банка по рефинансированию коммерческих

банков, он может предоставить им кредит лишь при уг­розе стабильности банковской системы. Он не имеет полномочий кредитовать государство, кроме предо­ставления кредитов на СДР. Большинство коммерчес­ких банков приватизировано. Собственниками прива­тизированных банков стали, как правило, иностранные инвесторы. В 2002 появились признаки более активно­го кредитования реального сектора экономики. В связи с условиями МВФ и стремлением обеспечить нормы ЕС ужесточилась ориентация на сокращение дефицита бюджета, который в 1990-е гг. был хроническим и по­крывался в основном за счёт внешних и внутренних за­имствований. В 2001—02 дефицит консолидированного госбюджета сократился (с 1,1% к ВВП в 2000 до 0,9 в

2001 и 0,7% в 2002), а основным источником его покры­тия стали доходы от приватизации. На усиление сба­лансированности бюджета нацелены изменения в нало­говой политике. Её концепция исходит из необходимо­сти равномерного распределения налогового бремени, стимулирования бизнеса, уменьшения прямых налогов и расширения базы обложения. Важной проблемой ос­таётся балансирование текущих внешних платежей и обслуживание накопленного внешнего долга. В кон.

2002 внешний долг-брутто составлял 10,93 млрд долл. (70,5% ВВП), в т.ч. на задолженность по долгосрочным обязательствам приходилось 85,7% долга, а по кратко­срочным — 14,3%; на обслуживание внешнего долга из­расходовано 1,29 млрд долл., или 8,3% ВВП.

В ходе реформирования экономики произошло перераспределение собственности, сократились ре­альные социальные трансферты государства, рухнула прежняя модель стратификации, значительная часть населения обеднела, усилилась имущественная диф­ференциация. В 2000 реальные доходы на члена семьи были на 1/5 ниже, чем в 1995. Реальная заработная плата также оставалась ниже, чем в 1995.

Развитие внешнеэкономических связей — один из решающих факторов динамизма болгарской экономи­ки. Объём оборота внешней торговли (2001) достига­ет 90% ВВП. Импорт обеспечивает ок. 2/3 внутренне­го энергопотребления.

В 2002 внешнеторговый оборот Б. составил 13,38 млрд долл., в т.ч. экспорт — 5,58 млрд, а импорт — 7,8 млрд долл. В этом году экспорт впервые превысил уровень 1995. Одна из наиболее острых проблем эко­номики Б. — хронический дефицит внешней торговли. Ориентация на Запад и утрата традиционного рынка бывшего СССР определили географическую структу­ру внешней торговли. Преобладающая часть (65,6%) её оборота в 2002 приходилась на страны ОЭСР, в т.ч. 52,6% — на ЕС. В них было реализовано соответствен­но 72,6 и 55,8% экспорта, а доля их в импорте равня­лась — 60,6 и 50,3%. На РФ приходилось лишь 1,6% всего болгарского экспорта и 14,7% импорта (поставка в основном энергетических ресурсов).