Страны мира

Болгария: Государственное устройство и политическая система

Согласно Конституции (1991) Б. — республика с парламентским управлением, единое государство с ме­стным самоуправлением. В Б. недопустимы автономные территориальные образования. Её территориальная це­лостность неприкосновенна. Политическая жизнь осно­вана на принципе политического плюрализма.

Экономика, по Конституции, должна базировать­ся на свободной хозяйственной инициативе. Право собственности и наследования гарантируется и защи­щается законом. Собственность — частная и публич­ная. Частная собственность неприкосновенна.

В административном отношении Б. делится на 28 областей, в т.ч. столица София (на правах облас­ти). Наиболее крупные города: Пловдив, Варна, Бургас, Русе.

Высший орган законодательной власти — однопа­латное Народное собрание (парламент). В его составе 240 депутатов, которые избираются на 4 года на основе пропорциональной системы. Выборы в парламент ба­зируются на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах предоставляется всем болгарским гражданам по достижении 18 лет, а быть избранным может любой гражданин страны, не имеющий другого гражданства и достигший 21 года. Право на участие в распределении мандатов на национальном уровне име­ют партии и коалиции, получившие не менее 4% от об­щего числа поданных голосов. Народные представите­ли, отмечено в Конституции, представляют не только своих избирателей, но и весь народ. Парламент избира­ет председателя, временные и постоянные комиссии. Председатель Народного собрания (2002) — Огнян Герджиков. Выборы в действующее Народное собра­ние 39-го созыва состоялись 17 июня 2001. В его соста­ве: 120 представителей Национального движения «Си­меон Второй» (НДСВ); 51 депутат от коалиции «Объ­единённые демократические силы» (ОДС); 48 — от ко­алиции «За Болгарию»; 21 — от коалиции «Движение за права и свободы» (ДПС).

Главный орган исполнительной власти — Совет ми­нистров (правительство), который возглавляет пре­мьер-министр. Правительство избирается парламен­том по предложению премьер-министра, которому в установленном порядке поручает сформировать правительство президент. Под руководством правитель­ства проводится внутренняя и внешняя политика го­сударства, обеспечивается общественный порядок и национальная безопасность. Совет министров осуще­ствляет общее руководство государственной администрацией и Вооружёнными силами, исполнением го­сударственного бюджета. Деятельность правительст­ва непосредственно контролируется парламентом.

Премьер-министр руководит общей политикой ка­бинета и несёт за неё ответственность. Члены прави­тельства не могут заниматься деятельностью, несовме­стимой с положением народного представителя. Госу­дарственные служащие должны руководствоваться только законом и быть политически нейтральными.

24 июля 2001 Народное собрание утвердило пре­мьер-министром Симеона Сакскобургготского, пред­ставителя наиболее многочисленной парламентской группы НДСВ.

Симеон Сакскобургготский (род. в 1937) — сын болгарского царя Бориса III. В 1946 после референ­дума о провозглашении Б. республикой он оставил

страну. С 1951 жил в Испании. Изучал право и поли­тические науки.

Главой государства является президент. Он глав­нокомандующий Вооружёнными силами, олицетво­ряет единство нации и представляет страну в между­народных отношениях. Президент избирается пря­мым голосованием сроком на 5 лет и не более чем на два мандата. В голосовании должны участвовать бо­лее половины избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины действитель­ных голосов.

Президент назначает и освобождает высший ко­мандный состав Вооружённых сил. Он возглавляет консультативный совет по национальной безопаснос­ти. Президенту предоставлены полномочия объяв­лять войну, военное или чрезвычайное положение, когда Народное собрание не заседает.

Президент назначает дату выборов в Народное со­брание и в местные органы самоуправления. Он опре­деляет дату национального референдума, когда о его проведении решило Народное собрание.

После консультаций с парламентскими группами президент поручает кандидату на пост премьер-мини­стра, выдвинутому от наиболее многочисленной пар­ламентской группы, сформировать правительство.

Президентом может быть избран болгарский гражданин старше 40 лет, который родился в Б., соот­ветствует условиям избрания народным представи­телем и последние 5 лет проживал в стране. Прези­дент не может быть депутатом, заниматься иной государственной, общественной и хозяйственной дея­тельностью, участвовать в руководстве политической партией.

Первым всенародно избранным президентом был Желю Желев (1992), которого сменил Пётр Стоянов (1996). Они были избраны как кандидаты Союза де­мократических сил. На президентских выборах в ноя­бре 2001 президентом избран Георгий Пырванов, быв­ший лидер Болгарской социалистической партии.

Основная административно-территориальная единица — община с органом самоуправления общин-ским советом. Он принимает годовые бюджеты и пла­ны развития общины. Функции исполнительной вла­сти в общине осуществляются кметом. Область — бо­лее крупная административно-территориальная еди­ница, во главе которой стоит назначаемый правитель­ством областной управляющий со своей администра­цией. Таким образом осуществляется региональная государственная политика и обеспечивается сочета­ние национальных и местных интересов.

Конституция Б. гарантирует свободу образования политических партий. При этом никакая из них не может быть объявлена или утверждена в качестве го­сударственной. Не допускается образование партий на этнической, расовой или религиозной основе, а также партий, цель которых — насильственный захват власти. По закону о политических партиях (2001) партию могут образовать болгарские граждане, кото­рые обладают избирательным правом, а для её регист­рации в суде необходимо предоставить учредитель­ный акт, устав и список не менее 500 членов-учреди­телей. Многопартийная система переживает процесс становления. В 2001 в Б. насчитывалось более 250 партий, большинство из которых малочисленны и по установленным нормативам не могут самостоятельно участвовать в выборах.

В Б. до 2001 была в основном двухполюсная мо­дель политического пространства, где противоборст­вовали два наиболее крупных формирования: Бол­гарская социалистическая партия (БСП) (преемни­ца Болгарской коммунистической партии) и Союз демократических сил (СДС). БСП, будучи самой многочисленной и организованной силой левой час­ти политического спектра, не была однородной, что сказывалось на темпах формирования нового облика партии. СДС как ядро организованной оппозиции левому флангу до 1997 представлял собой коалицию различных по идейно-политическим взглядам пар­тий, движений и объединений — от консервативных до правоцентристских. На выборах в парламент (ап­рель 1997) СДС выступал уже в качестве политичес­кой партии.

В выборах 17 июня 2001 на депутатские мандаты претендовали более трех десятков партий и коалиций. В итоге в парламенте оказались следующие наиболее влиятельные политические силы. Одержавшее победу НДСВ, созданное незадолго до выборов. В 2002 оно преобразовано в партию, в программной декларации которой отмечалось, что она будет и консервативной, и либеральной, и будет иметь социальную ориента­цию. Потерпевшая поражение бывшая правящая пра­воцентристская партия СДС — ядро коалиции «Объединённые демократические силы» (ОДС). Коалиция «За Болгарию», в которой около самой многочислен­ной Болгарской социалистической партии (БСП) объ­единились левые и левоцентристские движения. На этих выборах БСП получила самый низкий результат в 1990-е гг. Движение за права и свободы (ДПС), элек­торат которого представлен в основном националь­ным меньшинством — этническими турками.

В общественной жизни страны активное участие принимают профсоюзные объединения на отраслевом и национальном уровне. Конфедерация независимых синдикатов Б. (КНСБ) и Конфедерация труда «Под-крепа» играют важную роль в налаживании социального партнёрства. В числе ведущих организаций деловых кругов — Болгарская торгово-промышленная палата, Союз работодателей Б., Хозяйственная палата и др.

За 1991—2001 в Б. 4 раза состоялись выборы в пар­ламент, причём дважды досрочно. За это же время (до июля 2001) сменилось 7 правительств (в т.ч. два слу­жебных). Только правительство во главе с бывшим ли­дером СДС И.Костовым (1997—2001) использовало свой мандат полностью. Как правило, смена кабинетов происходила на волне недовольства результатами со­циально-экономической политики, из-за недостаточ­ного учёта социальной переносимости радикальных мер, причастности управленцев к коррупции.

В нач. 1990-х гг. в условиях широкой либерализа­ции хозяйственной жизни основной упор делался на достижение макроэкономической стабилизации путём снижения потребительского и инвестиционного спро­са. Этому, как полагали, должны были сопутствовать системные преобразования и формирование рыноч­ной инфраструктуры. Была проведена реституция от­чуждённой собственности, начался возврат земли прежним собственникам. Однако реформирование экономики запаздывало. Во 2-й пол. 1990-х гг. после кризиса банковской системы она была реструктуриро­вана. В 1997—99 ускорился процесс приватизации, ко­торая подходит к завершению. В 2000—02 на первый план выдвигаются проблемы экономического роста, начинается административная реформа, повышается внимание к борьбе с коррупцией. В октябре 2002 Ев­ропейская комиссия признала Б. страной с функцио­нирующей рыночной экономикой, отметив ряд серьёз­ных недостатков, для устранения которых потребуют­ся большие усилия. Предстоит трудная модернизация и повышение конкурентоспособности экономики.

Во внешней политике был взят курс на «возврат» в Европу. Основной приоритет Б. — интеграция в евро­пейские и евроатлантические структуры. В 1995 Б. стала ассоциированным членом ЕС, в декабре 1999 принята кандидатом в члены ЕС. В декабре 2002 на встрече лидеров стран ЕС в Копенгагене было заявле­но о том, что Б. при дальнейшем выполнении крите­риев членства может стать членом ЕС в 2007.

В ноябре 2002 Б. получила приглашение к вступ­лению в НАТО (2004). Б. уделяет большое внима­ние Балканскому региональному сотрудничеству в рамках проекта «Пакта стабильности в Юго-Восточ­ной Европе».

Республика Б. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в июле 1934). В 2002—03 наметились оживление и перспективы углубления дружественных отношений и партнёрства между Рос­сийской Федерацией и Б., расширение торгово-экономического сотрудничества между ними.