Страны мира

Боливия: Государственное устройство и политическая система

Б. — унитарная президентская республика. В стра­не действует Конституция 1967, существенные изме­нения в которую внесены в 1994. Отдельные поправ­ки вносились и в последующие годы.
Конституция предусматривает принцип разделе­ния властей, при этом полномочия различных ветвей достаточно сбалансированы. В состав страны входит 9 департаментов (Бени, Кочабамба, Ла-Пас, Оруро, Пандо, Потоси, Санта-Крус, Тариха и Чукисака).

Наиболее крупные города (тыс. чел., 2002): Санта-Крус (1135), Ла-Пас (793, 3) и Кочабамба (517).

Законодательная власть принадлежит Нацио­нальному конгрессу, состоящему из палаты депутатов (130 чел.), представляющей интересы основных по­литических партий и движений, и палаты сенаторов (27 чел.), отражающей интересы департаментов.

В соответствии с Конституцией, за исключением особо оговорённых случаев, законотворческие функ­ции возлагаются на обе палаты. Законодательная инициатива может принадлежать любому члену пар­ламента, исполнительной власти или Верховному су­ду (при рассмотрении юридических вопросов). После принятия законопроекта одной из палат другая вы­ступает в качестве контрольной.

За конгрессом закреплены и важные контрольные функции. Он утверждает ежегодный финансовый от­чёт правительства, определяет численный и персо­нальный состав Верховного суда и выдвигает своих представителей в избирательные комиссии, предла­гает президенту кандидатуры для назначения на по­сты руководителей государственных ведомств, про­водит расследование в случае выдвижения обвине­ний против президента, вице-президента, министров, глав дипломатических миссий и генерального кон­тролёра, утверждает ежегодный отчёт исполнитель­ной власти о расходах и капиталовложениях и дого­воры и соглашения, подписанные с зарубежными го­сударствами. Члены парламента могут направлять своих представителей в органы исполнительной вла­сти для контроля за соблюдением законов. Палата де­путатов или Сенат могут потребовать изменения проводимой политики или поставить перед прези­дентом вопрос об отставке члена кабинета. Палата де­путатов подтверждает решение президента об объяв­лении осадного положения.

Конгресс устанавливает численность Вооружён­ных сил, сроки и необходимость их пребывания за пределами страны, даёт разрешение на перемещение иностранных войск по территории Б. и определяет время их пребывания.

В обязанности Сената входит также расследова­ние возможных обвинений, выдвинутых палатой де­путатов против членов Верховного суда и генераль­ного прокурора, и принятие соответствующего ре­шения, восстановление боливийского гражданства, присуждение высших государственных наград. Се­нат предлагает президенту кандидатуры на пост ге­нерального инспектора, генерального прокурора и управляющего банками, присваивает высшие воин­ские звания, утверждает или отклоняет кандидату­ры послов.

Исполнительная власть осуществляется президен­том, который является главой государства и прави­тельства. В случае импичмента или временного отсут­ствия президента его обязанности исполняет вице-президент.

Президент выступает гарантом Конституции и правового государства, однако его собственная зако­нотворческая деятельность несколько ограничена, хо­тя за ним и сохраняется право издавать декреты и вы­ступать с законодательной инициативой. Президент обращается с ежегодным посланием к конгрессу, представляет на рассмотрение конгресса государст­венный бюджет, следит за исполнением налоговой по­литики и распределением национального дохода, рас­пределяет капиталовложения.

Ключевые фигуры генерального прокурора, гене­рального инспектора и управляющего банками на­значаются президентом из числа кандидатур, предла­гаемых Сенатом, а руководители ряда других ве­домств — из числа кандидатур, предлагаемых пала­той депутатов. Государственные министры назнача­ются и смещаются непосредственно президентом. Он же назначает верховного главнокомандующего Во­оружёнными силами и командующих основными ро­дами войск.

Судебная система включает Верховный суд (12 чел.), окружные и местные суды. Судебная власть пользуется административной и экономической авто­номией. Все судебные издержки берёт на себя госу­дарство. Судебная власть должна обеспечить бесплат­ную юридическую защиту малоимущих и в случае не­обходимости перевод на испанский язык.

Контроль за соблюдением Конституции, её толко­вание и разрешение спорных вопросов, возникающих между ветвями власти, возлагается на Конституцион­ный суд в составе 5 чел.

Члены Верховного и Конституционного судов избираются 2/3 голосов депутатов Национального конгресса на 10 лет без права непосредственного пе­реизбрания.

В соответствии с Конституцией и Законом 1996 президент, вице-президент и депутаты обеих палат избираются на всеобщих выборах сроком на 5 лет на основе всеобщего, прямого, равного, тайного и обяза­тельного голосования из числа кандидатов, выдвину­тых официально зарегистрированными политически­ми партиями, фронтами и коалициями. Организации, представляющие гражданское общество, могут вы­двигать своих кандидатов только в составе партийных коалиций и фронтов. Право голоса предоставляется с 18 лет. Вся территория страны представлена одним общенациональным, 9 департаментскими, разделён­ными на 62 многомандатных округа, и 68 одномандат­ными избирательными округами.

Президент и вице-президент страны избираются по единому общенациональному округу абсолютным большинством голосов. Если ни один из претендентов не получает 50%, окончательное решение выносится конгрессом, который выбирает президента и вице-президента открытым голосованием среди двух кан­дидатов, получивших максимальное количество дей­ствительных бюллетеней. Президент и вице-прези­дент не могут переизбираться непосредственно на второй срок. Запрещается занимать президентский пост более чем два срока.

68 членов палаты депутатов избираются в одно­мандатных и 62 члена в многомандатных округах по партийным спискам. Квота от каждого департамента устанавливается на основе численности населения. В одномандатных округах депутаты и их заместители избираются простым большинством голосов. В мно­гомандатных округах для партий, фронтов и коали­ций устанавливается заградительный барьер в 3%. От каждого департамента избирается по 3 сенатора и их заместителя — 2 от партийного большинства и 1 от первого меньшинства.

После возвращения к конституционным формам правления в Б. зарегистрировано ок. 70 политических партий. По мере консолидации демократии и стаби­лизации экономики крайняя фрагментация и поляри­зация политических партий начала уменьшаться. На первый план выдвинулись 3 основных политических силы — Националистическое революционное движе­ние (MNR), Левое революционное движение (MIR) и Националистическое демократическое действие (ADN). После 1985 идеологические различия между ведущими партиями стали постепенно стираться, час­то они образуют правящую коалицию и провозглаша­ют сходную экономическую политику, направленную на воплощение в жизнь неолиберальной модели с большей или меньшей степенью социальной защиты. Вышеупомянутым партиям не удаётся заполнить всё политическое пространство: заметной поддержкой избирателей пользуются и популистские движения — Совесть Родины (CONDEPA) и Гражданский союз «Солидарность» (UCS). В последние годы заметных успехов добились недавно возникшие другие попу­листские партии — правоцентристская Новая респуб­ликанская сила (NFR) (лидер — отставной военный М. Рейес Вилья) и Движение к социализму (MAS), объединяющее крестьян-индейцев, выступающих за легализацию производства коки (лидер — Х.Э. Мора-лес Айма). Для всех партий характерны чрезмерная персонифицированность, слабая связь с массовыми организациями и движениями.

По итогам парламентских выборов 30 июня 2002 места в Национальном конгрессе распределились следующим образом: Националистическое револю­ционное движение — 36 мест в палате депутатов и 11 в Сенате, Движение к социализму — соответст­венно 27 и 8, Левое революционное движение — 26 и 5, Новая республиканская сила — 25 и 5, Национали­стическое демократическое действие — 4 и 1. Индей­ское движение Пачакути, Гражданский союз «Соли­дарность» и Социалистическая партия заняли соот­ветственно 6, 5 и 1 место в палате депутатов (в Сена­те не представлены).

На президентских выборах (июнь 2002) среди 11 кандидатов относительных успехов добились Г. Санчес де Лосада Бустаманте (MNR) (22,46% голосов), Х.Э. Моралес (MAS) (20,94%), М. Рейес Вилья (NFR) (20,91%) и Х. Пас Самора (MIR) (16,31%). При голосовании в конгрессе Санчес де Лосада полу­чил 84 голоса и стал президентом (ушёл в отставку в октябре 2003). В состав правящей коалиции вошли MNR, MIR, ADN и UCS.

Важными субъектами политики продолжают ос­таваться Конфедерация частных предпринимателей Б., Боливийский рабочий центр (профсоюзы), а так­же некоторые крестьянские организации и граждан­ские комитеты.

Сменяющие друг друга с 1985 правительства про­водят аналогичную внешнюю и внутреннюю полити­ку, основанную на неолиберальной модели и монета­ристских методах в соответствии с рекомендациями МВФ. Основное внимание уделяется приватизации

экономики, либерализации внешней торговли, по­давлению инфляции, введению плавающего курса национальной валюты по отношению к доллару США. В течение последнего десятилетия были при­ватизированы государственные авиалинии, теле­фонная компания, железные дороги, электросети и нефтяные компании. Процесс приватизации и раци­онализации производства вызывает недовольство определённой части населения, требующего коррек­тировки неолиберального курса. (Массовые беспо­рядки имели место в апреле, сентябре и октябре 2000, сентябре и октябре 2003). Все правительства заявляют о намерении укреплять демократический процесс, сохранять экономическую стабильность, уделять большее внимание повышению жизненного уровня населения и сокращению безработицы, одна­ко низкие темпы экономического роста не дают воз­можности осуществить на практике декларируемую политику. Основные проблемы нынешнего прави­тельства — бедность, социальная нестабильность, производство наркотиков и коррупция. Заявленные приоритеты — привлечение иностранных капитало­вложений, развитие и совершенствование системы образования, продолжение приватизации, борьба с коррупцией.

Б. активно выступает за укрепление мира и меж­дународной безопасности, участвует в работе регио­нальных и международных организаций. Основным внешнеполитическим и экономическим партнёром Б., источником получения финансово-экономической и военной помощи являются США. Тесное сотрудниче­ство правительственных кругов с США направлено на ликвидацию наркосодержащих культур, в первую очередь коки, однако подобная политика вызывает протесты значительной части населения. Б. коорди­нирует свою внешнюю политику со странами Андского региона, подписала договор о свободной торговле с Мексикой и стала ассоциированным членом МЕР-КОСУР. Важное место занимает и стремление страны добиться выхода к морю.

Вооружённые силы Б. включают армию, Военно-морской флот, Военно-воздушные силы и националь­ную полицию. В стране существует обязательная во­инская повинность. В 2002 число мужчин, достигших призывного возраста (19 лет), составило 90,1 тыс. чел. В 1999 военные расходы составили 147 млн долл. США (1,8% ВВП).

Б. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР в апреле 1945, обмен представитель­ствами состоялся в 1969).