Страны мира

Бразилия: Государственное устройство и политическая система

Политическая система, возникшая после восста­новления в стране гражданских форм правления, по­лучила название Новой республики. Конституция 1988 (с поправками 1994 и 1997) провозгласила Б. де­мократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человечес­кого достоинства, социальных ценностей труда, сво­бодного предпринимательства и политического плю­рализма. В качестве модели территориального и госу­дарственного устройства страны принята федератив­ная президентская республика.

Административное деление: 26 штатов (Акри, Ала-гоас, Амапа, Амазонас, Баиа, Гойас, Мараньян, Мату-Гроссу, Мату-Гроссу-ду-Сул, Минас-Жерайс, Пара-иба, Пара, Парана, Пернамбуку, Пиауи, Риу-ди-Жа-нейру (Рио-де-Жанейро), Риу-Гранди-ду-Норти, Риу-Гранди-ду-Сул, Рондониа, Рорайма, Санта-Ката-рина, Сан-Паулу, Сеара, Сержипи, Токантинс, Эспи-риту-Санту) и столичный федеральный округ.

Крупнейшие города (млн чел., перепись 2000): Сан-Паулу (10,4), Рио-де-Жанейро (5,9), Салвадор (2,4), Белу-Оризонти (2,2), Форталеза (2,1), Порту-Алегри (1,4), Бразилиа, Ресифи (1,4).

Законодательную власть осуществляет Националь­ный конгресс, состоящий из палаты депутатов (513 чел. в 2003, председатель — Ж.П. Кунья) и Федерального сената (81 чел., председатель — Ж. Сарней). Числен­ность нижней палаты корректируется в зависимости от прироста населения. Обе палаты обладают равными полномочиями и являются контрольными по отноше­нию друг к другу. Правом на законодательную иници­ативу обладают депутаты и сенаторы, президент, Феде­ральный верховный суд, высшие суды, генеральный прокурор и граждане (народная инициатива).

В функции конгресса входят одобрение государ­ственного бюджета и контроль над расходами федерального правительства. Национальный конгресс за­слушивает и оценивает ежегодный отчёт президента о проделанной работе. Ответственность министров пе­ред парламентом не предусмотрена.

Федеральная исполнительная власть принадле­жит президенту и возглавляемому им кабинету мини­стров. Президент самостоятельно назначает минист­ров и освобождает их от занимаемой должности, под­писывает и публикует законы, обладает правом вето, издаёт акты, имеющие силу закона, является верхов­ным главнокомандующим и имеет право в случае не­обходимости вводить чрезвычайное и осадное поло­жение, объявлять войну другим государствам, пропу­скать через национальную территорию или разрешать временное пребывание иностранных войск, предо­ставлять амнистию или смягчать вынесенные приго­воры. Глава государства назначает (при последующем одобрении Сенатом) членов Федерального верховно­го суда, генерального прокурора, председателя и ди­ректоров центрального банка. В своей работе прези­дент опирается также на два совещательных органа — Совет республики (в составе вице-президента, пред­седателей обеих палат конгресса, лидеров парламент­ского большинства и оппозиции в обеих палатах, ми­нистра юстиции и 6 известных граждан) и Совет на­циональной обороны (вице-президент, председатели палат, министры юстиции, иностранных дел, плани­рования и военные министры).

Высшими органами судебной власти являются Фе­деральный верховный суд (11 чел.) и Высший суд правосудия (33 чел.). В систему правосудия входят также региональные федеральные судьи и федераль­ные судьи, Высший суд по трудовым спорам (27 чел.), Высший избирательный суд (7 чел.) и Высший воен­ный трибунал (15 пожизненных членов, представля­ющих различные роды войск), суды штатов и местные суды. Для рассмотрения уголовных преступлений со­зданы суды присяжных.

Штаты имеют свои Конституции, законодатель­ные ассамблеи и губернаторов и вице-губернаторов, муниципалитеты — муниципальные палаты, префек­тов и вице-префектов.

Избирательная система регламентируется Кон­ституцией 1988 (с поправками 1994 и 1997) и законом 1997. Основной закон предоставил право голоса не­грамотным, возрастной ценз снижен с 18 до 16 лет.

Президент, вице-президент, губернаторы и вице-губернаторы избираются на всеобщих выборах сро­ком на 4 года на основе всеобщего, прямого, равного, тайного и обязательного голосования из числа канди- датов, выдвинутых официально зарегистрированны­ми политическими партиями и коалициями. Выборы проходят по мажоритарной системе. В случае необхо­димости проводится 2-й тур, в котором принимают участие 2 претендента, получившие наибольшее чис­ло признанных действительными голосов. Конститу­ционная поправка 1997 допускает переизбрание выс­ших должностных лиц на 2-й срок.

Палата депутатов избирается по пропорциональ­ной системе с применением преференциального воту­ма, основанного на неранжированных партийных списках, Федеральный сенат — по мажоритарной сис­теме. Каждый субъект федерации представлен 3 сена­торами, избираемыми на 8 лет. 1 раз в 4 года Сенат об­новляется на 1/3 и 2/3. Одновременно с сенатором избираются 2 его заместителя. Вакантное место сена­тора автоматически занимается его заместителем.

В соответствии со ст. 17 Конституции провозгла­шается свобода создания, слияния, разделения и рос­пуска общенациональных политических партий, дея­тельность которых должна иметь парламентский ха­рактер и не зависеть в финансовом отношении от зару­бежных государств. Уставы партий регистрируются Высшим избирательным судом, в соответствии с зако­ном им предоставляется доступ к средствам государст­венного партийного фонда, право бесплатного пользо­вания радио и телевидением. Партиям запрещено иметь военизированные формирования. За партиями закрепляется монополия на политическое представи­тельство. Национальный конгресс функционирует на основе парламентских, а не партийных фракций, после избрания депутаты не связаны жёсткой партийной дисциплиной.

Партийная система характеризуется крайней фрагментарностью и поляризацией. Зарегистрирова­но более 40 политических партий. Ключевую роль по-прежнему играет личность лидера партии. Партий­ные коалиции создаются с учётом конъюнктурных интересов.

Политическую поляризацию в какой-то мере удалось преодолеть в результате президентских и парламентских выборов 1994 и 1998, обеспечивших победу кандидату Партии бразильской социальной демократии Ф.Э. Кардозу. На президентских выбо­рах 2002 в 1-м туре (6 октября) 46,4% избирателей проголосовали за Л.И. Лулу да Силву, профсоюзно­го лидера и одного из руководителей Партии трудя­щихся, в которой представлены как леворадикаль­ные, так и более умеренные социал-демократические течения. Кандидат правительственной Партии бразильской социальной демократии Ж. Серра получил 23,2% голосов, представитель Бразильской социали­стической партии А. Гаротинью — 17,9% и предста­витель Социалистической народной партии С. Го-мис — 12%. Во 2-м туре Л.И. Лулу да Силву поддер­жали 61,3%, а Ж. Серру — 38,7%. Вице-президентом избран кандидат умеренной правоцентристской Ли­беральной партии Ж. Аленкар.

После парламентских выборов 6 октября 2002 в Национальном конгрессе по-прежнему представлены 11 партий. В палате депутатов помимо ПТ (91 депутат из 513) относительно сильные позиции заняли как правые и правоцентристские (Партия либерального фронта — 84, Бразильская прогрессивная партия — 49, Бразильская трабальистская партия — 26, Либе­ральная партия — 26), так и умеренные центристские и левоцентристские партии (Партия бразильского де­мократического движения — 75, Партия бразильской социальной демократии — 70, Демократическая тра-бальистская партия — 21). Заметно присутствие и ле­вых партий: Бразильская социалистическая партия — 22, Социалистическая народная партия — 15 и Ком­мунистическая партия Б.— 12 депутатов.

После переизбрания 2/3 Сената наиболее сильные позиции занимают Партия бразильского демократи­ческого движения (19 сенаторов), Партия либераль­ного фронта (19), Партия трудящихся (14) и Партия бразильской социальной демократии (11).

Важную группу давления составляют Федерация промышленников штата Сан-Паулу и другие пред­принимательские организации, левое крыло католи­ческой церкви. Крайне радикальные позиции занима­ет связанное с Партией трудящихся Движение беззе­мельных, более умеренные — Единый профцентр тру­дящихся (CUT). Среди элементов гражданского об­щества важную роль играют Комитет за демократиза­цию информации, Группа экологической защиты, Экофорса, правозащитные и другие неправительст­венные организации.

Важные изменения во внутренней политике произошли в период президентства Ф.Э. Кардозу (1994 — 2002). Были внесены существенные кор­рективы в классические неолиберальные рецепты, в частности, пересмотрена роль государства, которое уходило из сферы экономики и сосредоточивалось на экономическом регулировании, мобилизации ре­сурсов для достижения приоритетных целей и реше­нии социальных проблем. Системный характер при­обрела приватизация. Несколько повысились дохо­ды наименее обеспеченных слоёв населения, частич- но проведена административная реформа, направ­ленная на повышение эффективности го­сударственного аппарата, сокращены Вооружённые силы, несколько упрощена система налогообложе­ния. Основные политические реформы связаны с из­менениями электорального законодательства и пере­избранием высших должностных лиц на 2-й срок. Уделялось внимание укреплению правового госу­дарства, в частности выяснению судьбы пропавших без вести в годы военного режима. В то же время Ф.Э. Кардозу не удалось смягчить остроту социаль­ных проблем, крайне медленно продвигалась аграр­ная реформа, что спровоцировало несанкциониро­ванные захваты земель. Финансовый кризис 1999 показал необходимость внесения корректив и во внутриэкономическую политику. В конечном счёте проводимые реформы не дали ожидаемых результа­тов, возросла социальная дезинтеграция и поляриза­ция, проводимая приватизация сопровождалась ши­рокомасштабной коррупцией.

Неблагоприятная экономическая конъюнктура и необходимость восстановления доверия предприни­мательских кругов и части средних слоёв заставили правительство Л.И. Лулы да Силвы (с 2003) отказать­ся от продекларированных радикальных лозунгов и в значительной мере обеспечить преемственность внут­ренней политики, что вызвало разочарование у части левого электората и обострило внутренние противоре­чия в Партии трудящихся. Основные приоритеты — ускорение темпов экономического роста и сдержива­ние инфляции при отсрочке структурных реформ, пе­рераспределение национального дохода, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоёв, борьба с голодом, строительство дешёвого жилья, аг­рарная реформа, создание новых рабочих мест, рефор­мирование системы социального обеспечения и нало­гообложения, борьба с коррупцией.

В области внешней политики в 1991 подписано соглашение о создании интеграционного объедине­ния МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай). Противоречия с США (торговый протек­ционизм, обвинения Б. в демпинге и нарушениях права интеллектуальной собственности) не помеша­ли ей поддержать идею о создании к 2005 всеамери­канской зоны свободной торговли (АЛКА). При этом Б. выступала за более поздние сроки введения АЛКА и более мягкий режим для своих технологиче­ски ёмких отраслей. Б. высказывается за укрепление правовых основ международных отношений при ре­формировании Устава ООН (расширение числа постоянных членов СБ, запрет несанкционированного СБ применения силы и т.н. гуманитарных интервен­ций). Б. присоединилась к договору о нераспростра­нении ядерного оружия (1998) и режиму контроля над нераспространением ракетных технологий. Рос­сийско-бразильские связи были отмечены подписа­нием совместной политической декларации и согла­шения о военно-техническом сотрудничестве (1997), созданием смешанной двусторонней комиссии по торговле (1997), визитами в Москву вице-президен­та Ж. Масиэла (2000) и президента Ф. Э. Кардозу (2002). Президент Л.И.Лула да Силва выполняет все международные обязательства Б. Среди приорите­тов внешней политики фигурируют создание лати­ноамериканского блока на основе МЕРКОСУР и ак­тивизация сотрудничества «стран-гигантов» (Китай, Индия, РФ).

Вооружённые силы состоят из армии (Сухопутных войск), ВВС, ВМФ и Федеральной полиции. Ком­плектуются на основе всеобщей воинской повиннос­ти. Военные расходы составляют 13,4 млрд долл. США (1,9% ВВП).

Б. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с Российской империей в 1828, с СССР — в апреле 1945, разорваны в октябре 1947, восстановле­ны в ноябре 1961).