Страны мира

Бразилия: Наука и культура

В Б. существует Национальная система научного и технологического развития, включающая универси­теты, центры исследований и развития, агентства раз­вития и компании. Сфера их деятельности — фунда­ментальные и прикладные исследования. Основным инструментом стимулирования исследований и раз­работок являются гранты. Они выделяются институ­там-исполнителям специализированными правитель­ственными агентствами на конкурсной основе. Со­зданный в нач. 1950-х гг. Национальный совет науч­ного и технологического развития предоставляет гранты (и другие виды финансовой поддержки) на на­учные исследования. Управление финансирования исследований и проектов (создано в 1969) специали­зируется на предоставлении грантов на реализацию технологических проектов в частном секторе. Осно­вными исследовательскими центрами в стране явля­ются университеты. В них работает большая часть бразильских исследователей, имеющих учёную сте­пень. Ок. 2/3 всего объёма научной продукции в стра­не приходится на университет Сан-Паулу. Во многих штатах страны функционируют созданные в 1970-е гг.

государственные научно-исследовательские институ­ты, которые концентрируют свою деятельность на ис­следовании местных и/или региональных технологи­ческих проблем. Среди них Институт технологичес­ких исследований в Сан-Паулу, Национальный тех­нологический институт в Рио-де-Жанейро. Сущест­вуют и институты развития, действующие в рамках определённых научных направлений, в масштабах всей страны. К их числу относятся Национальный ин­ститут космических исследований и Бразильская компания сельскохозяйственных исследований. В Национальном центре агробиологии (Рио-де-Жаней­ро) несколько десятилетий проработала знаменитый микробиолог Дж. Доверейнер, кандидатура которой выдвигалась в 1996 на соискание Нобелевской пре­мии. Во многом благодаря её исследованиям Б. стала 2-м в мире крупнейшим производителем соевых бо­бов. В 2000 на 1 млн чел. в Б. приходилось 323 иссле­дователя и 129 чел. технического персонала. Затраты на НИОКР составили 0,77% ВВП. Б. входит в число 20 государств мира, публикующих наибольшее число научных статей в международных журналах.

Современная система образования Б. определена Законом «О главных направлениях и основах разви­тия национального образования» (1996), согласно которому государство обеспечивает доступ населе­ния к обязательному базовому (фундаментальному) 8-летнему обучению детей 7—14 лет. Закон подтвер­дил полномочия муниципалитетов по управлению дошкольным и базовым обучением, делегировал вла­стям штатов ответственность за обязательное 8-лет­нее образование и частично за среднее специальное образование. В ведении федерального правительства остаётся руководство специализированными (индус­триально-техническими и сельскохозяйственными) училищами; централизованному руководству подле­жат программы по борьбе с неграмотностью.

В 2000 общие расходы на образование составили 5,15% ВВП. Базовым обучением было охвачено 35 млн учащихся, средним образованием (по схеме 3+3(4)) — почти 7 млн чел. (нетто-охват этой ступенью обучения составлял 71%). Брутто-охват молодёжи высшим об­разованием находится на уровне 18%.

В вузах Б. обучается 3,125 млн студентов. Круп­нейшие вузы: университет в Рио-де-Жанейро (осно­ван в 1920, 40 тыс. студентов), университет в Сан-Па­улу (основан в 1934, 63 тыс. студентов), университет в Бразилиа (основан в 1961, 10 тыс. студентов).

Первые свидетельства культурной жизни Б. вос­ходят к эпохе её открытия. Тем не менее сохранились доисторические фрагменты наскальных рисунков, относящиеся к 12 в. до н.э., и фрагменты плюмажно-го искусства и керамики древних индейцев. С 16 в. до нач. 21 в. бразильская культура формируется в ре­зультате взаимодействия трёх этнокультурных плас­тов — европейского (португальского), африканского и индейского. В 16 в. иезуиты-миссионеры использу­ют искусство для христианизации местного населе­ния. Важную роль в этом процессе сыграли Жозе ди Аншьета и Мануэл Нобрега. В 17 в. возникает бра­зильское барокко, наиболее ярко представленное в поэзии Грегориу ди Матуса и в прозе проповедника Антониу Виейры. В 18 в. колониальное барокко до­стигает расцвета в творчестве скульптора и архитек­тора Антониу Франсиску Лизбоа (Алейжадинью). Возникают первоначальные народные музыкальные жанры — лунду и модинья. Под влиянием идей Про­свещения на смену барокко приходит неокласси­цизм. В поэзии он достигает максимального вопло­щения в произведениях Клаудиа Мануэла да Коста и Томаса Антониу Гонзаги. В 19 в. в русле этой тради­ции возникают монументально-величественная ар­хитектура и историческая живопись (Педру Амери­ку). В изобразительном искусстве зарождается эк­лектизм. Впоследствии неоклассицизм сменяется ро­мантизмом, опирающимся на идеи национальной са­мобытности. Он получает распространение прежде всего в литературе — в индеанистской прозе Жозе ди Аленкара и в поэзии Кастру Алвиса. Композитор Ан-тониу Карлус Гомис создаёт первые национальные оперы. Центральной фигурой бразильской литерату­ры 19 в. становится родоначальник реализма Машаду ди Ассиз.В театре зарождается жанр национальной комедии, связанный с именами Мартинса Пены и Франсы Жуниора. Знаменательным событием бра­зильской культуры 20 в. становится Неделя совре­менного искусства в Сан-Паулу, положившая начало модернизму и определившая пути дальнейшего раз­вития всей последующей бразильской культуры. Но­ваторские идеи, сформулированные организаторами Недели — Граса Араньей, Мариу ди Андради и Ос-валдом ди Андради и их единомышленниками, впос­ледствии нашли воплощение в творчестве писателя Мануэла Бандейры, поэта Жоржи ди Лима, художни­ков Аниты Малфатти, Тарсилы ду Амарал, Кандиду Портинари, архитекторов Грегори Варшавчика, Лу-сиу Косты и Оскара Нимейера, композиторов Камар-гу Гуарниери и Франсиску Миньони. В литературе особое место занимают писатели Жоржи Амаду, Гра-силиану Рамус, Жозе Линс ду Регу, Ракел ди Кейрос, Эрику Вериссиму, Гимарайнс Роза. В жанре класси­ческой музыки наиболее яркая фигура — Эйтор Вил-ла-Лобос, за которым впоследствии последовала пле­яда его учеников: Франсиску Миньони, Камаргу Гу-арниери и др. Значительный вклад внесли компози­торы Жозе Сикейра, Клаудиу Сантору, Эдину Кри-гер. В сфере популярной музыки в сер. 20 в. рождает­ся босса-нова — своеобразный сплав самбы и амери­канского джаза. У истоков этого жанра стоят компо­зитор Антониу Карлус Жобим, поэт Винисиус ди Морайс и певец Жоау Жилберту. Бразильский кар­навал, возникший в 16 в., достигает своего апогея. Он ежегодно становится главным событием в культур­ной жизни страны. Символ карнавала — самба — представляет собой музыкально-танцевально-песен­ный жанр. В годы военной диктатуры возникает дви­жение песен протеста во главе с Шику Буарки, Жил-берту Жилом и Каэтану Велозу. Наибольший вклад в развитие театрального искусства 20 в. вносят драма­турги Гильерму Фигейреду, Алфреду Диас Гомис, Одувалду Вьянна Филью, Аугусту Боал, Плиниу Маркус. Национальная кинематография, возникшая ещё в кон. 19 в., переживает период наибольшего подъёма с возникновением движения «новое кино» (Глаубер Роша, Нелсон Перейра дус Сантус, Карлус Диегес и др.).

В 21 в. национальные традиции переплетаются с эстетикой постмодернизма. Полистилистическое искусство сочетается с новыми аудиовизуальными технологиями, связанными с «компьютерной рево­люцией». Наибольшую известность получают попу­лярная музыка и кинематография, в частности, творчество кинорежиссёров Бруну Баррету и Валте-ра Саллеса, наряду с творчеством Паулу Коэлью — автора романов-притч.

В целом бразильская культура 21 в. представляет собой сочетание лучших национальных традиций с космополитической массовой культурой. Для Б. крайне актуальна проблема сохранения культурной идентичности в эпоху глобализации.