Страны мира

Чили: Наука и культура

Современная система образования Ч. строится в со­ответствии с Единым конституционным законом об об­разовании (1990). Обязательным является 9-летнее обу­чение (для детей 6—14 лет). Среднее образование имеет продолжительность 4 года и делится на гуманитарное и техническое. Высшее профессиональное образование дают университеты, институты и центры технической подготовки (последние дают высшую профессиональ­ную квалификацию за 4—5 семестров). В 2000 общие расходы на образование равнялись 3,8% ВВП. Грамот­ность среди населения старше 15 лет составляла 95,4%, начальным обучением охвачено 2,5 млн учащихся, сред­ним образованием — ок. 1 млн чел. Охват молодёжи выс­шим образованием находился на уровне 42%. В вузах Ч. обучается ок. 0,5 млн студентов. Среди государственных университетов ведущее место занимают Чилийский университет (основан в 1738 как Королевский универ­ситет Сан-Фелипе, реорганизован в 1843, 20 тыс. студентов) и Университет Сантьяго де Чили (основан в 1947 как Государственный технический университет, реорганизован в 1981, 20 тыс. студентов). Среди частных вузов крупнейшим является Папский католический университет Чили (основан в 1888, 17 тыс. студентов).

Университеты являются основной базой развития науки и технологий в Ч.: в 2001 из 7,2 тыс. чел., занятых в этой сфере, 70,3% работали в университетских иссле­довательских центрах и лабораториях. Св. 1,5 тыс. чи­лийских инженеров и специалистов ведут исследова­ния в области технологий. В 2001 расходы на развитие национальной науки составили 0,57% ВВП, из которых 64% финансировалось за счёт бюджетных средств, 23% приходилось на долю предприятий и корпораций, ос­тальные 13% поступили из других национальных и за­рубежных источников. В поддержке исследователь­ской деятельности университетов роль государства ещё выше — 94,2% общей суммы расходов в 2001. Раз­работкой и реализацией государственной политики в данной сфере занимается Национальная комиссия по исследованиям в области науки и технологий (создана в 1967). В рамках комиссии действуют специальные фонды и программы, в задачу которых входит обеспе­чение эффективного распределения финансовых ре­сурсов, развитие инфраструктуры и оптимизация ис­пользования научных кадров. Важная роль отводится модернизации и укреплению национальной системы науки и технологий, стимулированию государствен­ных и частных инвестиций, в т.ч. путём заключения со­ответствующих соглашений с министерствами, пред­приятиями, Вооружёнными силами и другими инсти­тутами. Чилийская академия наук (создана в 1964) и ещё 5 академий — медицины, искусства и социальных наук, политики и морали, а также лингвистики и истории — объединены в рамках Института Ч. В 1968 уч­реждена национальная премия за выдающиеся заслуги в области науки. В 2001 в стране имелось 18 независи­мых академических центров, св. 40 научных отрасле­вых центров, 6 исследовательских групп и 24 институ­та (на базе 26 университетов), 16 государственных ис­следовательских институтов (при министерствах гор­ной промышленности, экономики и др.).

Историю чилийской литературы ведут от эпичес­кой поэмы Алонсо де Эрсильи-и-Суньиги «Араука-на» (1569—89).

В 20 в. популярность приобретают такие признан­ные авторы, как Хосе Мануэль Вергара, Бальтасар Ка­стро, Володя Тейтельбойм, Хосе Доносо, Исабель Альенде и др. Поэты Пабло Неруда (в 1945) и Габри-эла Мистраль (в 1971) стали лауреатами Нобелевской премии в области литературы. Символами всей испа-ноязычной поэзии 20 в. стали также Висенте Уидобро и Никанор Парра.

В 1857 в Сантьяго был открыт Муниципальный театр оперы и балета. В 1917—18 в этом театре высту­пала труппа Анны Павловой. Муниципальный балет Ч. и Национальный балет пользуются заслуженной славой на мировой арене. Мировую славу завоевали современные чилийские композиторы Серхио Орте-га, Энрике Соро и Хуан Оррего.

Большой популярностью в мире пользуется фольклорная музыка Чили, особенно течение Но­вой песни, созданное в 60—70-е гг. на базе нацио­нальных традиций молодыми музыкантами (Виктор Хара, Исабель и Анхель Парра, Роберто Ривера и др.). Одним из основателей этого движения считают Виолету Парра, называемую Великой фольклорист­кой Чили.