Страны мира

Джибу­ти: Экономика

Основа экономики страны — торговля, осуществ­ляемая через международный порт Д., и связанный с ней сектор услуг. Морской порт имеет международ­ное значение, являясь важнейшим в западной части Индийского океана. Особую роль играют железная дорога, соединяющая г. Д. с Аддис-Абебой, и совре­менный аэропорт, способный принимать большегруз­ные реактивные лайнеры. Большое значение имеет финансовый сектор, что определяется в первую оче­редь свободным конвертированием джибутийского франка. Существенный доход даёт также обслужива­ние французского военного гарнизона и других про­живающих в стране иностранцев. ВВП 586 млн долл. США. ВВП на душу населения — 1400 долл., инфля­ция 2%, безработица 50% (2001). Отраслевая струк­тура экономики по вкладу в ВВП: сельское хозяйство 3%, промышленность 10%, услуги 87%.

В Д. крайне мало обрабатываемых земель, страна лишь на 3% удовлетворяет свои потребности в продо­вольствии. Население, занимающееся разведением коз, овец и верблюдов, ведёт кочевой образ жизни. Развиты рыболовство, добыча жемчуга, кораллов, гу­бок. В сельском хозяйстве, включая охоту, лесное хо­зяйство и рыболовство, занято 75% трудоспособного населения.

Промышленное производство развито слабо, пред­ставлено мелкими предприятиями по производству пищевых продуктов, кожаных изделий, строительных материалов, а также механическими и швейными ма­стерскими. Развито выпаривание соли из морской во­ды. Государственному сектору принадлежат электро­станции, нефтяная компания, транспорт (частично), связь, несколько перерабатывающих заводов, напри­мер по производству минеральной воды в Таджуре. Конфликт между Эфиопией и Эритреей в 1998—99 усилил нагрузку на железнодорожную ветку Аддис-Абеба — Д., что послужило стимулом к обновлению вагонного и локомотивного парка. Возросшее исполь­зование порта Д. Эфиопией положило начало реали­зации программы по расширению порта с 2000.

Железная дорога Аддис-Абеба — Д., основанная в 1909, совместная собственность двух стран, протяжён­ность 781 км, из которых по территории Д. пролегает 106 км. Автодорог всего 2890 км, из них с твёрдым по­крытием — 364 (1996). Аэропортов — 12, из них со взлётно-посадочной полосой, имеющей специальное покрытие, — 3, международный — один, в столице.

Телефонов — 10 000, мобильных телефонов — 5000 (2002), радиоприёмников — 52 000 (1997), теле­визоров — 28 000 (1997), пользователей Интернета — 3300 (2002).

Д. в большой степени зависит от иностранной по­мощи, которая ей охотно предоставляется ввиду осо­бого стратегического положения. Основными донора­ми являются ОАЭ, Франция и Саудовская Аравия.

Внешняя торговля (млн долл. США, 1999): экс­порт 260; импорт 440. Основные экспортные товары: шкуры животных, кофе. Развит реэкспорт. Партнёры по экспорту: Сомали (53%), Йемен (23%), Эфиопия (5%) (1998). Основные импортные товары: продовольствие, напитки, транспортное оборудование, хи­микаты, нефтепродукты. Партнёры по импорту: Франция (13%), Эфиопия (12%), Италия (9%), Сау­довская Аравия (6%), Великобритания (6%) (1998).

Внешний долг 366 млн долл. США (2002, оценка). Валютные резервы 69,10 млн долл. США (1999).

Политическая нестабильность последних лет и экономические трудности ухудшили социально-эко­номическое положение населения. Массовый приток беженцев из соседних стран увеличивает процент без­работного населения. Неспособность Д. реформиро­вать свою бюджетную политику привела к тому, что в 1998 был принят дополнительный финансовый закон, удовлетворяющий требования МВФ о сокращении бюджетного дефицита на 9 млн долл. Закон предусма­тривал сокращение заработной платы работникам бю­джетной сферы, меры по улучшению сбора налогов, увеличение налога на бензин и кат (растение с лёгким наркотическим действием).

Государственный бюджет 1999 составлял (млн долл. США): доходы 135, расходы 182. В октябре 1999 Д. согласилась принять ссуду МВФ в 26,5 млн долл. США на поддержку государственной трёхлетней про­граммы экономических реформ (1999—2002). Дости­жение баланса было основным условием реформ: сю­да входили реформа налогов, пересмотр доходов ад­министрации и распределения бюджета; завершение программы армейской демобилизации к кон. 2000; ре­форма государственной гражданской службы, в т.ч. понижение заработной платы; обнародование про­граммы приватизации 6 основных государственных предприятий. Сокращение отчислений на заработную плату и значительное повышение собираемости нало­гов позволили увеличить общую сумму бюджета 2002 на 3,9% по сравнению с бюджетом 2001.

В Д. развит туризм. Безлюдные участки морского побережья, богатый подводный мир коралловых ри­фов Красного моря делают сноркелинг и дайвинг в этих местах привлекательным занятием. Для туристов интересны: Тропический аквариум Д., яхтенные стоянки, одни из лучших в мире, идеально ровные пус­тынные равнины — Петит Вара и Гранд Бара, которые служат «стадионом» для виндсёрфинга на колесах. В национальных парках Дай, Маскали-Муша, Лак Аббе можно увидеть природу, уникальную даже по афри­канским меркам. Число туристов в 1998 — 20 тыс. чел.