Страны мира

Эфиопия: Государственное устройство и политическая система

Э. — федеративное государство, состоящее из 9 штатов и управляемое федеральным правительст­вом. Конституция 1995 предоставляет штатам авто­номию, включая право на отделение. Штаты: Тиг-рай, Афар, Амхара, Оромиа, Сомали, Бенишангул-Гумуз, Гамбела, Харэр и штат Южных народов, а также две административные единицы — Аддис-Абеба и Дыре-Дауа. В основу деления были поло­жены этнический и языковой принципы. Наиболее крупные города (2003, тыс. чел.): Аддис-Абеба, Ды-ре-Дауа (214,8), Назрет (166,6), Гондар (146,3), Дэс-се (126,8), Мекеле (126,3), Бахр-Дар (125,3), Джим-ма (115,8), Харэр (99,5) и др.

Высший орган законодательной власти — Феде­ральное Собрание — состоит из двух палат. Верхняя палата — Совет Федерации, члены Совета избирают­ся ассамблеями штатов сроком на 5 лет. Нижняя па­лата — Совет народных представителей (парламент), депутаты избираются на 5 лет прямым голосованием. Право голоса универсальное, с 18 лет.

Глава государства — президент, избирается пар­ламентом сроком на 6 лет, наделён представитель­скими функциями. Президент Гырма Вольде-Гиоргис, избран парламентом 8 октября 2001. Высший ор­ган исполнительной власти — правительство во главе с премьер-министром. Парламент утверждает состав правительства, предложенного премьером. Премьер-министр Мелес Зенауи (утверждён Национальной ассамблеей в августе 1995), возглавляющий также РДФЭН. Правительство сформировано 16 октября 2001.

Структура федерального управления репродуци­руется на региональном уровне. Каждый штат имеет главу и исполнительный комитет. Федеральные структуры власти сохраняют контроль над региональ­ными властями.

Разрешённый переходным правительством поли­тический плюрализм привёл к возникновению мно­жества политических и общественных организаций, как правило, на этнической основе. В 1991 возникло более 50 партий и других политических организаций. В 1992 — ещё 30, в 1994 их насчитывалось уже св. 100, но в выборах 1995 участвовало только 49 партий. В числе самых заметных партий — Революционно-де­мократический фронт эфиопских народов. В состав Фронта входят: Народный фронт освобождения Тиг-рая, основанный в 1975, ведущая организация в РДФЭН, Амхарское национальное демократическое движение, Демократическая организация народа оромо, Национально-демократическая партия Э., ос­нованная путём слияния нескольких партий, в основ­ном этнорегиональных. В стране существует более 10 политических организаций, претендующих на обще­национальное представительство, находящихся, как правило, в оппозиции к правительству: Коалиция альтернативных сил за мир и демократию в Э., Коа­лиция демократических сил Э., Коалиция оппозици­онных политических организаций Э., Фронт осво­бождения оромо, Демократическая коалиция наро­дов южной Э., Демократическая партия единства, Эфиопская демократическая партия Мэдхин, Монар­хическая партия Моа Амбесса и многие др. Ряд поли­тических организаций, занимая непримиримые пози­ции по отношению к власти, действуют нелегально или за рубежом, некоторые ведут вооружённую борь­бу. Существует множество организаций, стремящих­ся объединить население по национальному, регио­нальному или языковому принципу.

Новая политическая элита, объединённая в РДФЭН, пришла к власти на волне противостояния центру. Проявившиеся в первый же год тенденции к этнополитическому размежеванию (идеи Оромоленда, отделения афаров, отделения этнических сома­лийцев Огадена и др.) были ответной реакцией на процесс имперской централизации последних столе­тий. Этнический федерализм новой власти есть ло­гический результат борьбы с прежней властью — и феодальной, и тоталитарной. Однако давние тради­ции централизации власти и отсутствие традиций гражданского общества проявились в виде жёсткого, всеобъемлющего контроля со стороны правящего Фронта (РДФЭН) над всеми государственными структурами при всей видимости политического плюрализма. Кроме того, примат прав этноса над правами гражданина таит опасность чрезмерной по­литизации этнорегиональной идентичности в ущерб общенациональной. О сложности политической си­туации говорит тот факт, что правящая партия с её основными движениями вобрала ещё 45 националь­ных партий и групп, но ок. 40 партий и движений на­ходятся в оппозиции к ней.

Гражданская война и социальные конфликты, эт­ническая децентрализация страны привели к увели­чению числа мигрантов в городах, особенно в столице. Патриотический подъём в Э. по поводу победы в по­граничной войне с Эритреей сменился усилением по­литических и этно-конфессиональных противоречий. Впервые за 10 лет правления РДФЭН публично обнажились разногласия в его руководстве. Несогласие с курсом Мелесы Зенауи выразили президент страны Негасо Гыдада и спикер верхней палаты Алмаз Мако, ушедшие в отставку.

Основа внешнеэкономической политики страны — привлечение инвестиций, активизация международ­ных торговых отношений и развитие туризма. Во внешней политике Э. рассчитывает на международ­ное признание демократического направления её раз­вития, стремится участвовать в миротворческих мис­сиях в горячих точках континента. Исключение со­ставляют военно-конфликтные отношения с Суда­ном и Эритреей. В военном пограничном конфликте между Эритреей и Э. (1998—2000) спор о точности границ был лишь поводом. Его причины — в многове­ковой истории общего и раздельного развития терри­торий, составляющих ныне два независимых госу­дарства, и в проблемах внутреннего политического и экономического развития обеих стран. В Алжире 12 декабря 2000 при посредничестве АС, ООН и США сторонами был подписан мирный договор, по которо­му вопрос о спорных районах должен решаться меж­дународной комиссией, вердикту которой обе сторо­ны обязались подчиниться.

Национальные силы обороны Э. включают: армию, воздушный флот, милицию и силы безопасности. В армию призываются мужчины с 18 лет. На июнь 1993 вооружённые подразделения РДФЭН насчитывали ок. 100 тыс. чел. В августе 1998 Вооружённые силы Э. насчитывали приблизительно 120 тыс.

Э. и Россия установили официальные дипломати­ческие отношения 5 февраля 1898. Революционные события 1917 в России их прервали, но продолжала сохраняться традиция сотрудничества. 21 апреля 1943 были восстановлены дипломатические отноше­ния с СССР. РФ и ФДРЭ продолжают традицию дру­жеских межгосударственных связей.