Страны мира

Египет: Экономика

Е. — одно из наиболее экономически развитых госу­дарств Ближнего Востока и Африки. За последние де­сятилетия экономический потенциал АРЕ значитель­но вырос. Заключение мирного договора с Израилем (1979) высвободило ресурсы для хозяйственного стро­ительства. Е. стал получать значительную экономичес­кую помощь от США (до 3 млрд долл. ежегодно, вклю­чая военную помощь), а также от других промышленно развитых стран. В стране проводятся мероприятия по либерализации экономики, расширению промышлен­ного производства, повышению его эффективности.

ВВП 84 млрд долл. США, ВВП на душу населения ок. 1422 долл. США (2000). 73,4% ВВП производит частный сектор, на долю которого приходится 60% всех капиталовложений. Темпы прироста ВВП 6,5% (в 1999 6,2%).

Экономически активное население 18,8 млн чел., в т.ч. женщины 12%. Число официально зарегистриро­ванных безработных 1,4 млн чел. (ок. 15% экономиче­ски активного населения), а включая скрытую безра­ботицу — св. 8,5 млн чел.

В структуре ВВП на производственные отрасли приходится 49,5% (в т.ч. на сельское хозяйство 16,5%, промышленность 25,2%, строительство 7,8%), на сфе­ру услуг 50,5% (в т.ч. на торговлю, финансы и страхо­вание 21,9%).

Проведение рыночных реформ не служит препят­ствием для разработки и реализации планов социаль­но-экономического развития страны. В соответствии с контрольными цифрами за 1997—2007 ВВП должен удвоиться, следующее удвоение ВВП должно про­изойти в 2007—17.

В промышленности Е. ведущую роль играют: до­быча нефти и природного газа, пищевая, текстильная, цементная отрасли, металлургия (производство стали и алюминия), некоторые отрасли машиностроения (сборка автомобилей, производство различных видов вооружений), электроэнергетика.

В АРЕ реализуется ряд крупномасштабных проек­тов (программа «Новая долина» — освоение пустын­ных земель, освоение Синая, развитие газового и энер­гетического комплексов, создание экономической зо­ны в северо-западной части Суэцкого залива, освоение железорудного месторождения и строительство метал­лургического комбината вблизи г.Асуан и др.).

Запасы нефти — ок. 1 млрд т, добыча — ок. 39 млн т, запасы газа — св. 700 млрд м3, добыча — 18 млн т (в пересчёте на эквивалент нефти).

Производство сырья и промышленных товаров: сталь 3 млн т, алюминий 195 тыс т (ведутся работы по увеличению производства до 250 тыс. т), фосфаты 1,45 млн т, нефтепродукты 25 млн т, цемент 26 млн т, хлопчатобумажная пряжа 305 тыс. т, ткани хлопчато­бумажные 280 тыс. м, легковые автомобили (сборка) 48,2 тыс. шт., грузовые автомобили 18,7 тыс. шт., сти­ральные машины 384,5 тыс. шт., холодильники 585 тыс. шт., газовые плиты 80 тыс. шт.

Производство электроэнергии 72,7 млрд кВт-ч.

В сельском хозяйстве площадь обрабатываемых земель 3,45 млн га. Климатические условия позволя­ют собирать два урожая в год. Пригодные для сель­скохозяйственной обработки земли не превышают 4% территории АРЕ. Почти вся земля находится в частном владении. Собственным производством Е. удовлетворяет не более 40% потребностей в продо­вольствии. Освоение земель — в среднем 70—80 тыс. га в год. Начатая в 1996 реализация проекта «Новая долина» позволит увеличить площадь обрабатывае­мых земель на 1/4.

Основные культуры (2001—02): пшеница 7,4 млн т, рис 4,0 млн т, ячмень 411 тыс. т, кукуруза 6,4 млн т, бобы 669 тыс. т, хлопок (сырец) 781 тыс. т, гибискус 10 тыс. т, арахис 250 тыс. т, кунжут 69 тыс. т, хлопко­вое семя 502 тыс. т, подсолнечное семя 153 тыс. т, са­харный тростник 14,9 млн т, свёкла 3,8 млн т, зимние овощи 7,2 млн т, летние овощи 7,9 млн т, лук 1,7 млн т, чеснок 461 тыс. т, зелёные бобы 285 тыс. т, фрукты и финики 9,5 млн т.

Поголовье скота (голов): крупный рогатый скот 3,0 млн, буйволы 3,1 млн, овцы 4,3 млн, козы 3,2 млн, свиньи 29 тыс., лошади 45 тыс., ослы 2,99 млн, верб­люды 135 тыс., куры 86 млн, утки 9 млн (2000).

Продукты животноводства (2001—02): молоко 3,5 млн т, красное мясо 512 тыс. т, мясо домашней птицы 238 тыс. т, шерсть и щетина 9,5 тыс. т, мёд 38 тыс. т.

Добыча морской и речной рыбы 255,7 тыс. т, рако­образных и моллюсков 9,5 тыс. т. Общий улов состав­ляет 265,2 тыс. т, внутренние воды дают св. 170 тыс. т, Средиземное и Красное моря ок. 40 тыс. т и Индий­ский океан св. 50 тыс. т.

Главными портами Е. являются Александрия, Порт-Саид и Суэц. Пропускная способность Алексан­дрии 13 млн т в год. Планируется строительство ново­го порта к западу от Александрии с пропускной спо­собностью 20 млн т грузов в год. В 10 милях от Дами-етты идёт строительство нового морского порта с про­пускной способностью 16 млн т.

Модернизация и строительство новых причалов ведутся в зоне Суэцкого канала, в т.ч. для контейнер­ных перевозок грузов. Торговый флот насчитывает 378 судов, водоизмещение 1 млн 288 тыс. т. Перевезе­но (2001): пассажиров 2,9 млн, грузов 55,9 млн т.

Большое внимание уделяется развитию речного транспорта. Длина судоходных водных путей состав­ляет ок. 3 тыс. км, половина из которых приходится на Нил, а остальное — на каналы (Нубария в дельте Ни­ла и Бахр Юсуф между Эль-Файюмом и Асьютом, связывающие Александрию с Верхним Е. через Каир).

В Е. 5 тыс. км железных дорог. Значительная часть подвижного состава крайне устарела и требует модернизации.

Для перевозки грузов и пассажиров активно ис­пользуется автомобильный транспорт. Шоссейные дороги связывают столицу Е. с Александрией, южны­ми районами страны. Шоссейная дорога проложена вдоль побережья Красного моря на юг, вдоль побере­жья Средиземного моря от Александрии до границы с Ливией. Шоссейная дорога связывает Каир с Синай­ским полуостровом. При этом она проходит по тонне­лю под Суэцким каналом. Ведётся строительство до­роги и подвесного моста через Суэцкий канал.

Автотранспорт в эксплуатации: легковых автомо­билей более 12 млн, автобусов 44 тыс., грузовых авто­мобилей 510 тыс., мотоциклов и мопедов 440 тыс. шт.

Гражданская авиация Е. совершает регулярные рейсы как внутри страны, так и во многие столицы других стран. Крупнейший аэропорт Е. в Каире. Аэро­порты имеются также в Александрии, Суэце, Асуане, Порт-Саиде, Хургаде и других городах. Ежегодно пе­ревозится более 4 млн пассажиров и ок. 1 млрд т гру­зов. Авиаперевозки на внутренних и международных маршрутах обслуживает государственная авиакомпа­ния «Иджипт Эйр».

В области телекоммуникаций действует государ­ственная компания «Телеком Иджипт», египетская компания по обслуживанию контролируемых госу­дарством мобильных телекоммуникаций (основана в 1998). С 1988 в Каире функционирует компания «Мисрфоун» (Clic GSM) — провайдер сети мобиль­ных телефонов.

Правительство Е. ведёт линию на развитие внеш­неторговых связей со всеми заинтересованными стра­нами. Основными целями руководства страны в этой области являются повышение доли товарного экспор­та, сдерживание роста объёма импорта и, в конечном счете, сокращение огромного дефицита внешнеторго­вого баланса. Пока успех властей в этой сфере незна­чителен. Практически дефицит внешней торговли со­храняется с 1930-х гг. Развитие нефтедобычи в опре­делённой степени смягчило эти трудности. Этому способствует и экспорт таких промышленных това­ров, как автомобили, некоторые виды вооружений, чёрные и цветные металлы. Импорт продовольствия по-прежнему составляет ок. 30% всего импорта. В 2000 объём товарооборота составил 24,2 млрд долл. США: экспорт — 6,4 млрд, импорт — 17,8 млрд. Ос­новные внешнеторговые партнёры: США, ФРГ, Франция, Италия. В 1995 Народное собрание АРЕ ра­тифицировало членство Е. в ВТО.

Туризм — важный источник поступления в казну твёрдой валюты. Поэтому египетские власти поощряют его развитие. Туризм стал одним из самых динамичных секторов экономики. В целях повышения его доходнос­ти еще в 1990-е гг. власти передали управление несколь­кими государственными гостиницами международным группам. Были также приняты законы, ограничиваю­щие спекуляцию землёй, проведена либерализация в сфере авиаперевозок туристов. Однако развитие туриз­ма иногда становится заложником политической ситуа­ции в регионе. Так, в 1997 тяжёлый удар по отрасли на­несли действия террористов из радикальных исламских организаций, в т.ч. нападение на германский туристиче­ский автобус в Каире в сентябре 1997, в результате кото­рого погибло 9 немецких туристов, теракт в Луксоре, ко­торый унёс жизни 58 туристов и 4 египтян. Власти при­нимают жёсткие меры по пресечению деятельности тер­рористов и по дополнительной охране иностранных ту­ристов (сопровождение автобусов полицейскими сила­ми и др.). В последние годы наблюдается новое оживле­ние в сфере туризма. Ведётся активное строительство новых гостиниц и курортов, реставрируются и открыва­ются для посещения туристов исторические памятники. Число иностранных туристов постоянно возрастает: 1986 1,3 млн, 1990 2,5 млн, 1996 3,9 млн, 2001 5,8 млн чел. К 2010 Е. намерен принимать до 10 млн иностранных туристов ежегодно. Распределение туристов по стра­нам (2000—01): общее число 5,8 млн, из них европей­ские страны 3,8 млн (Западная Европа — 403 тыс., Восточная Европа — 3,4 млн), ближневосточные страны 1,2 млн, Африка 162 тыс., Америка 348 тыс., Азия и Океания 310 тыс.

С мая 1991 в Е. осуществляется программа стаби­лизации финансов и экономики. В нач. 1990-х гг. за­падные страны в знак признательности за позицию, занятую Е. во время кувейтского кризиса, сократили на 50% его внешний долг, составлявший св. 50 млрд долл. США. На 2000 объём внешней задолженности АРЕ 26,7 млрд долл. США (в 1999 28 млрд долл.).

Реализация согласованных с МВФ и Всемирным банком программ структурной перестройки дала, не­смотря на серьёзные трудности, положительные ре­зультаты. Удалось снизить инфляцию, сократить де­фицит госбюджета, уменьшить затраты на субсидиро­вание цен на промышленные товары и продовольст­вие. К сер. 1994 были отменены или значительно со­кращены ценовые субсидии во всём государственном секторе, намечен график ликвидации оставшихся суб­сидий. В 1992 введена конвертируемость египетской национальной валюты. В октябре 1995 МВФ снял свои возражения относительно политики правитель­ства Е. по обменному курсу египетского фунта.

Правительство наметило широкую программу приватизации государственных предприятий и ком­паний. К 1998 из 314 фирм государственного сектора в частную собственность перешли 113. В 1998—99 правительство приступило к приватизации еще 68 фирм, включая один из крупнейших государствен­ных банков, компанию «Телеком Иджипт», страхо­вые и энергетические фирмы. Принят закон, разре­шающий облегчённую автоматическую регистрацию новых предприятий.

В 2000 инфляция составила 2,6%. Дефицит госу­дарственного бюджета 3,6 млрд долл. США. Платёж­ный баланс сведён с отрицательным сальдо 1,2 млрд долл. США. Внутренний долг 66,9 млрд долл. США. Золотовалютные запасы 13,9 млрд долл. США (в 1999 16,4 млрд). Основные источники поступления валюты (млрд долл.): частные переводы египтян, работаю­щих за рубежом, — ок. 3,7 (за рубежом от 2 до 3 млн египтян), доходы от туризма 4,3, поступления от Су­эцкого канала — 1,8.