Страны мира

Филиппины: Экономика

Ф. — одна из пяти стран Юго-Восточной Азии с на­иболее продвинутой экономикой, известных как «ази­атские тигры» второй волны. Экономическая полити­ка всех правительств периода независимости отража­ла характер политического режима, например, автори­тарный при Ф. Маркосе, «новой демократии» при К. Акино, Ф. Рамосе, Г. Арройо. Ф. позднее других госу­дарств «пятёрки» (в неё входят, кроме Ф., Сингапур, Малайзия, Таиланд и Индонезия) приступили к мо­дернизации хозяйства. Страна перенесла несколько серьёзных экономических и социально-политических кризисов, которые сильно ослабляли экономику и сдерживали её модернизацию. С 2000 возросло не­гативное воздействие на Ф. рецессии в мировом хо­зяйстве, особенно в США, и обострение социально-по­литической обстановки в самой стране, в т.ч. сепара­тистские вооружённые выступления в мусульманских районах на Юге. Перестройке экономики препятству­ет коррумпированное чиновничество и хозяйничание т. н. крони, или «дружков». Важные экономические реформы в значительной мере остаются на бумаге.

С 1970-х гг. Ф. начали отставать по темпам эконо­мического роста от остальных экономически более развитых стран Юго-Восточной Азии. В 2003 темпы экономического роста повысились до 4,5%, а объём ВВП — до 80 млрд долл. США.

В потреблении ВВП самой высокой является до­ля личного потребления: в 2001 она составила 2561,2 млрд песо, превысив в 5,8 раза государствен­ные расходы и в 4,1 раза валовые накопления. Вало­вой национальный доход на душу населения в 2001 составил 1050 долл. США, а ниже черты бедности на­ходилось более 1/4 населения. Большая часть этой группы приходится на сельскую местность. Острой проблемой остаётся резкое неравенство в распределе­нии доходов. Инфляция 4,5% (2003).

3/4 трудовых ресурсов, или 32,5 млн чел., состав­ляла рабочая сила, в т.ч. 29,4 млн относились к заня­тым и 3,1 млн — к безработным. С повышением тех­нологического уровня производства меняется каче­ство показателей труда — растёт численность квали­фицированных специалистов. Трудовое законода­тельство действует с кон. 1980-х гг. и распространя­ется только на меньшую часть рабочей силы — чле­нов профсоюзов. Оно определяет вопросы заработ­ной платы, включая минимумы и надбавки, продол­жительность рабочего дня и т.п. Пенсии и другие по­собия выдаются двумя страховыми организациями, помощь по безработице оказывается исключительно благотворительными организациями.

Отраслевая структура ВВП (1981 и 2001, %): промышленность 39,2 и 31,2, сельское хозяйство 24,9 и 15,2, сфера услуг 35,9 и 53,6.

В промышленности наибольшие изменения в тех­ническом уровне произошли в самой крупной группе отраслей — обрабатывающей промышленности. Но её доля (как и всего промышленного сектора) сократи­лась до 22,4% ВВП в 2001; доля строительства вырос­ла до 5,4%, коммунального хозяйства до 3%, а горно­добывающей снизилась до 0,2%. Наиболее заметно меняется структура обрабатывающей промышленно­сти за счёт увеличения производства продукции вы­соких технологий для экспорта.

В сельском хозяйстве, наиболее отсталом секторе ВВП, 2/3 стоимости приходится на земледелие, 1/3 — на остальные отрасли — животноводство, птицеводст­во, рыболовство и лесное хозяйство. Для местного рынка в основном выращиваются рис и кукуруза, ово­щи и фрукты, но своего продовольствия не хватает.

Самая крупная отрасль сектора услуг — торговля, на которую в 2001 приходилось 14,6% ВВП, за ней следова­ли личные и государственные услуги — 11,7 и 9,9% соот­ветственно, на остальные услуги (сделки с недвижимос­тью, транспорт, связь, складское хозяйство и финансо­вые операции) — 17,4%. Торговля как по стоимости, так и по численности занятых преобладает среди остальных услуг. Оптовые цены растут медленнее, чем потреби­тельские, — в 2001 они увеличились до 134,7 пункта при 1995 = 100, а потребительские — до 149,6 пункта.

На Ф. — островной и гористой стране важное место занимают перевозки пассажиров и грузов автодорожным и судоходным транспортом. Железных дорог мало. Авиа­сообщение развито слабо. Система связи — телефонная, телеграфная и телексная — не удовлетворяет потребнос­ти населения в её услугах. По развитию иностранного ту­ризма — получаемым от него доходам и численности ту­ристов — Ф. значительно отстают от наиболее экономи­чески продвинутых государств Юго-Восточной Азии. В 2002 численность туристов из США, Японии, КНР, ЕС, Австралии и других стран составляла ок. 3 млн чел.

Руководство и контроль над кредитно-финансовой системой осуществляет центральный банк, созданный в 1949. Он управляет золотовалютными резервами, под­держивает курс песо, производит валютные операции, контролирует операции коммерческих банков и выпол­няет другие функции. В кредитно-финансовой системе преобладают коммерческие банки. Объём ресурсов бан­ков развития, сберегательных и сельскохозяйственных, страховых много меньше. В сельских районах сохрани­лось ростовщичество. Внутренние и внешние займы и кредиты являются одной из основных форм финансирования экономического развития Ф. Национальный ры­нок капиталов развит слабо. Роль фондовых бирж (Ма-нильской, Макати, «Метрополитен») в мобилизации ка­питалов остаётся незначительной. Правительство широ­ко использует государственный кредит для покрытия дефицита государственного бюджета. Внешние займы ведут к росту внешнего долга, который в 2001 составлял 73,3%, или 2/3 ВВП при валютных резервах в 13,44 млрд долл. США и запасах золота в 2,2 млрд долл. США, или в 4 раза превышал их. Чистые валютные резервы на май 2003 равнялись 12,5 млрд долл.

Ныне действующая денежная система введена с со­зданием центрального банка, за которым закреплено право контроля над денежным обращением и монополь­ное право денежной эмиссии под обеспечение инвалют­ных резервов, коммерческих векселей, государственных ценных бумаг и т.д. В структуре денежного обращения преобладают депозитные деньги. К нач. 2002 из 2139,0 млрд песо, находящихся в обращении, на них приходи­лось 1746,8 млрд песо, на наличные — 392,25 млрд.

В государственных финансах особое место занимает государственный бюджет, основой которого является центральный бюджет. Из него финансируются местные бюджеты. Основную часть доходов составляют налого­вые поступления. Расходы идут главным образом на финансирование социально-экономического развития. Государственный бюджет большей частью сводится с дефицитом, особенно с кон. 1990-х гг. Доходы в 2001 со­ставляли 561,9 млрд песо, расходы — 706,4 млрд. т.е. на дефицит приходилось почти 150 млрд песо. В 2002 он увеличился до более 200 млрд песо, или до 3,3% ВВП. В 2003 ожидался его рост до 4,7% ВВП. Использова­ние на покрытие дефицита помимо займов в централь­ном и коммерческих банках займов у международных финансовых институтов и отдельных государств ведёт к росту внешнего долга.

Внешнеэкономические связи Ф. ориентированы на США, Японию, КНР (включая Гонконг), страны ЕС, Ав­стралию и в меньшей мере — на страны Юго-Восточной Азии. Иностранные прямые инвестиции поступают в ос­новном от транснациональных корпораций США и Япо­нии. После кризиса 1997—98 они значительно снизи­лись. Помощь (займы и кредиты) предоставляются меж­дународными финансовыми организациями — МВФ, группой Всемирного банка, АзБР, а также правительст­вами отдельных государств и частными учреждениями.

Темпы роста внешней торговли опережают темпы роста ВВП. Во внешнеторговых отношениях (товары и услуги) Ф. превалирует торговля с США, Японией, КНР, странами ЕС, Австралией, из стран ЮВА — с Син­гапуром. В экспорте товаров и услуг (в 2002 он был равен 35,2 млрд долл. США, или почти половине ВВП страны) преобладал вывоз товаров. С сер. 1980-х гг. первое место в товарном экспорте занимают компоненты электрони­ки: в 2001 из 31,2 млрд долл. США на них приходилось 16,8 млрд. Среди товаров традиционного экспорта наи­более крупными его статьями являются: продукция ко­косовой пальмы, волокно абаки, сахар-сырец, медные концентраты. Товарный импорт в 2002 составлял 35,5 млрд долл. США; половина его стоимости приходилась на капитальное оборудование и 1/10 — на топливно-энергетическое сырьё, в основном нефть. В остальном импорте преобладало продовольствие (зерновые).

В результате валютно-финансового кризиса 1997—98 была серьёзно девальвирована националь­ная валюта. Курс песо к доллару США значительно превысил докризисный уровень. 1 долл. США равен 53,5 песо (июнь 2003).