Страны мира

Филиппины: Государственное устройство и политическая система

Ф. — демократическое унитарное государство, рес­публика с президентской формой правления. Действует Конституция, принятая в 1987. В административном отношении Ф. делятся на провинции (73), объединён­ные в 17 административно-экономических районов, му­ниципалитеты, барангаи (сельские округа). Крупные провинции: Пампанга, Рисаль, Кесон, Илокос (Северный и Южный), Себу, Илоило, Магинданао и др. Крупные города: Большая Манила, Давао, Себу, Илоило и др.

Принципы государственного управления основаны на выборности органов власти и разделении её ветвей — за­конодательной, исполнительной, судебной. Высший ор­ган законодательной власти — двухпалатный конгресс. Верхняя палата — сенат (24 сенатора в возрасте не менее 35 лет), избирается на 6 лет с промежуточными выбора­ми каждые 3 года и правом переизбрания на второй срок. Глава верхней палаты — президент сената, избира­емый сенаторами. Палата представителей (глава — спи­кер) избирается на 3 года в составе не более 250 депута­тов (с 25-летнего возраста) с правом переизбрания на 3 срока. Верховной исполнительной властью обладает президент Ф. (возраст для избрания не моложе 40 лет, проживание на Ф. не менее 10 лет перед выборами). Президент (и вместе с ним вице-президент) избирается на 6 лет без права переизбрания на второй срок. Од­новременно он является главой государства, правитель­ства (формирует ответственный перед ним кабинет), верховным главнокомандующим. Президент не может распускать парламент, но обладает правом вето при про­хождении через конгресс законопроектов. В экстремаль­ных ситуациях президент имеет право ввести чрезвы­чайное положение на срок, ограниченный конгрессом.

На Ф. действует всеобщее избирательное право для всех граждан с 18-летнего возраста. Избиратель­ная система Ф. относится к смешанному типу, вклю­чая элементы мажоритарной (выборы президента — вице-президента, а также сенаторов прямым тайным голосованием общефилиппинского электората) и мо­дифицированной пропорциональной системы. Эле­менты последней присутствуют на выборах в нижнюю палату (принцип пропорционального представитель­ства при голосовании по избирательным округам и партийным спискам). Сохранение в политической си­стеме Ф. стереотипов традиционной политической культуры (клановость в политике, система патерна­листских вертикальных связей и т.д.) негативно влия­ет на избирательную систему. Ф. входят в число раз­вивающихся стран со стабильно высоким уровнем на­рушений избирательного закона — практика торговли голосами, фальсификации бюллетеней, давление свер­ху на электорат, вспышки открытого насилия и т.п.

Выдающиеся президенты: президент автономных Ф. — М. Кесон (1935—44), известный уникальным фе­номеном массовой популярности, сочетаемой с жёстким стилем правления, проамериканизмом и антикоммуниз­мом; Ф. Маркос (1965—86), проваливший программу модернизации, но заслуживающий внимания переори­ентацией односторонней проамериканской внешней по­литики Ф. на расширение сотрудничества и партнёрства с азиатскими государствами; Ф. Рамос (1992—98), праг­матик и интеллектуал, добившийся успехов в экономи­ческой модернизации и стабилизации общества без лом­ки демократических структур и правопорядков.

Органы местной власти — губернаторы провин­ций, мэры городов, провинциальные законодательные ассамблеи, муниципальные советы — формируются на основе той же системы выборов, что и высшие органы власти. На местах введены принципы децентрализо­ванного управления, органам власти предоставлены широкие полномочия в области бюджетной, налого­вой политики и т.п. Их деятельность контролируется конгрессом (источник коррупции и среди конгрессме­нов, и среди местных лидеров).

Для Ф. характерна несформированность многопар­тийной системы, включающей непрочные конгломера­ты партий традиционного типа (объединения вокруг лидеров, а не программ). Две в прошлом ведущие пар­тии — Националистов (основана в 1907) и Либеральная (основана в 1946) — не смогли сконсолидироваться по­сле разгона в годы авторитаризма, в настоящее время это слабые образования и фракции в составе и пропра­вительственных, и оппозиционных коалиций и блоков. Пропрезидентская коалиция «Лакас» («Власть наро­да») объединяет несколько партий и блоков, в т.ч. такие, как «Национальный союз христианских демо­кратов», «Борьба за филиппинскую демократию», «Партия провинциального развития» и др. Оппоненты «Лакас» — «Партия масс» экс-президента Эстрады, «Народная партия реформ» и др. Левый фланг оппози­ции — легальная «Партия рабочих» (основана в 2001) с программой мирных форм борьбы за интересы трудя­щихся. Леворадикальная нелегальная, действующая с кон. 1960-х гг. компартия Ф. (левая), руководит воору­жённой герильей «Новой народной армии» и входит в «Национальный демократический фронт».

Ведущие организации деловых кругов: Промышлен­ная и Торговая палаты Ф.; Федерация филиппино-китайских торгово-промышленных палат.

Активные элементы гражданского общества — не­правительственные организации (НПО), их развитие поощряется государством, в частности, в форме фи­нансовой поддержки. Сферы деятельности НПО — ох­рана окружающей среды, работа по улучшению жизни крестьян и т.п. Участвуют в политике: в выборах и как организаторы массовых мирных выступлений с про- и антиправительственной направленностью. Антигло­балистские организации находятся в стадии формиро­вания, придерживаются тактики ненасильственных действий. Крупные НПО на Ф.: «Движение за преоб­разование деревни», «Форум зелёных» и др.

Главные задачи в области внутренней политики Ф. — осуществление модернизации экономики как основы стабилизации общества; консолидация политической элиты вокруг президентской программы реформ, по­давление оппозиции, особенно её экстремистских те­чений. Ни одна из этих задач не выполняется. Крити­ка в адрес президента Арройо за нерешительность в борьбе с коррупцией, кронизмом, неспособность ре­шить проблему бедности и ликвидировать очаг наси­лия на мусульманском Юге исходит не только от её противников, но и от близкого окружения (предста­вители среднего класса, руководства католической церкви, военной элиты). Внутриполитическое состоя­ние Ф. остаётся неопределённым и неустойчивым.

Формирование внешней политики Ф. и принятие внешнеполитических решений сосредоточены в руках президента (максимум полномочий), МИД Ф., его гла­вы (нередко одновременно и вице-президента), Совета безопасности, Национального агентства по координации разведки. По Конституции 1987 усилена роль конгресса в формировании внешнеполитического курса (междуна­родные соглашения вступают в силу только после их ра­тификации 2/3 членов сената). Начиная с президентства Маркоса внешняя политика Ф. основана на субъектнос-ти в международных отношениях, первоочерёдности за­дач обеспечения национальных интересов, самостоя­тельности и многосторонности дипломатии. При много­полюсной системе внешнеполитических связей Ф. особое внимание уделяют активному равноправному участию в региональных делах и новых интеграционных процессах в регионе ЮВВА. Вместе с тем перед полити­ческой элитой Ф. никогда не стоял вопрос об отказе от приоритетности отношений с США (ослабленных в нач. 1990-х гг. после вывода с Ф. американских военных баз) как с гарантом региональной и национальной безопасно­сти. При правительстве Арройо восстановлено военное присутствие США на архипелаге, пока в формате, не на­рушающем Конституцию Ф. Поскольку США включи­ли Ф. в зону международного терроризма, Арройо при­гласила американских военных советников и специа­листов по контртеррористической борьбе для помощи местным войскам в операциях против мусульман-сепа­ратистов. Усиление проамериканизма во внешней поли­тике Ф. тревожит их партнёров по АСЕАН (особенно мусульманские страны) и вызывает рост антиамерика­низма среди филиппинцев, опасающихся возможности прямого участия американцев в боевых операциях (в на­рушение Конституции). Между тем мусульманский Юг всё так же далёк от замирения. Одна из причин — низкий профессионализм и устаревшее техническое оснащение армии Ф., самой слабой в странах АСЕАН. Армия на Ф. регулярная, формируемая частично на основе всеобщей воинской повинности (с 20-летнего возраста), частично из лиц, нанимающихся на 3 года по контрактам. Состоит из Сухопутных сил, ВВС и ВМФ. Общая численность — менее 200 тыс. чел. В Конституции зафиксирован при­оритет гражданской власти над ВС, военные не могут за­ниматься бизнесом и политикой (кроме участия в выбо­рах). Но среди части офицерского корпуса зреет недо­вольство неэффективностью государственной полити­ки, так что не исключены попытки военных заговоров и мятежей (подобные прецеденты уже случались в годы президентства К. Акино).

Ф. имеют дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР в 1976).