Страны мира

Филиппины: Наука и культура

В области науки важнейшими координирующими центрами являются Национальный научно-исследова­тельский совет Ф. и Национальное управление науки. С сер. 1970-х гг. действует Филиппинский центр фунда­ментальных исследований при Университете Ф., коор­динирующий научную деятельность различных универ­ситетов и других научных учреждений. Центр участвует в разработке государственных программ развития науки. Основные источники финансирования науки — государ­ственный бюджет и помощь правительств отдельных стран и международных организаций. Практические ис­следования осуществляются в основном в крупных кор­порациях. Ведущие университеты — государственный Университет Ф., частные — Университет Св. Фомы, Ма-нильский Атенео, Университет Силлиман. Наука ис­пытывает недостаток средств на её финансирование.

Просвещением руководит Министерство образова­ния и культуры. Государственными высшими учебны­ми заведениями управляют Советы регентов. Началь­ное образование государственное, обязательное и бес­платное. Средняя школа на 95% частная, высшая — на 80%. Недостаток финансирования государством сис­темы образования тормозит его развитие. Государст­венные ассигнования на образование почти на 84% на­правляются в начальную школу, ок. 15% — в среднюю и 1% — в высшую. В начальной школе в 2002 обуча­лось около 15 млн детей 7—12 лет, в средней — 6 млн, в высшей, включая колледжи, — св. 2,5 млн.

В течение продолжительного периода (почти 400 лет) Ф. были объектом вестернизации, оказавшей глубо­кое влияние на развитие духовной культуры, в которой привнесённые с Запада чужеродные культурные ценности частично отторгались, частично усваивались филип­пинцами в соответствии с их мировосприятием и эстети­ческим опытом. Современная духовная культура Ф. от­мечена ростом «культурного национализма», поисками самобытности и культурной самоидентификации фи­липпинцев. В Конституции Ф. национальная культура определена как «единство в многообразии». Государство поощряет свободу творчества, поддерживает деятелей культуры и творческие объединения через систему гран­тов, стипендий и т. п. Основоположник филиппинской литературы — Х. Рисаль (1861—96), писатель, публи­цист, учёный, скульптор, национальный герой Ф., чьё имя известно за пределами страны. Его литературные произведения и публицистика оказали решающее влия­ние на развитие национального самосознания филип­пинцев, хотя писал он преимущественно по-испански. Современная филиппинская литература богата имена­ми, жанрами, направлениями. По крупномасштабности и глубине тематики, высокохудожественному стилю выде­ляется англоязычная и тагалоязычная литература (раз­вивается и литература на региональных языках). Многие произведения писателей и поэтов, пишущих на англий­ском и тагальском языках, издаются в США и Европе, в том числе в России. Крупные имена в англоязычной про­зе — Н. В. Гонсалес, Ник Хоакин, поэты Х. Лансанг-мл., Р. Тинио, Ф. Крус и многие др. Крупнейшая фигура в та-галоязычной литературе — поэт и новеллист А.В. Эрнан-дес (1903—70), на произведениях которого воспитаны поколения современных литераторов. Ещё испанцы от­мечали необычную одарённость филиппинцев в изобра­зительном искусстве, их особое чувство цвета (краски тропиков). Изобразительное искусство Ф. 20 в. вплоть до наших дней впитывает самые разные влияния: от ака­демизма, реализма, импрессионизма, абстракционизма, разного рода современных авангардистских течений до своеобразного филиппинского примитивизма. Наиболее известные имена в изобразительном искусстве Ф.: ху­дожники К. Франсиско, В. Манансала, А. Лус, Анита Магсайсай-Хо, скульпторы Н. Абуэва, С. Саприд и др. В архитектуре филиппинских городов отражена история страны: каждая эпоха оставила свои символы (испанское барокко 16—17 вв., неоклассицизм нач. 20 в., конструкти­визм 1930-х гг., современная многоэтажная застройка де­ловых районов, к примеру Макати в Большой Маниле). Наиболее известные архитекторы-филиппинцы 1970— 90-х гг. — Л. Локсин, С. Консьо.