Страны мира

Гаити: Наука и культура

Наука на Г. развита весьма слабо. Самобытная га­итянская культура сформировалась в результате уни­кального исторического сплава французской культу­ры как культуры бывшей метрополии и духовного на­следия Африки — прародины потомков антильских негров-рабов. Культурными проводниками западных ценностей на Г. выступает наиболее просвещённое мулатское меньшинство (5% населения), тогда как чернокожее большинство (95%) остаётся носителем африканских традиций. Симптомы культурного дуа­лизма проявляются во всех сферах духовной жизни: религии (католицизм и водуизм), языке (француз­ский и креольский), литературе, архитектуре, музыке, политической культуре и т.д.

Литература Г. отражает основные этапы развития её бурной истории. В 19 в. в ней преобладают мотивы национально-освободительной борьбы, патриотичес­кие темы и образы героического прошлого. Вместе с тем творчество ряда гаитянских поэтов развивается в духе подражания французскому Парнасу.

В 20 в. последствия американской оккупации Г. (1915—34) вызвали небывалый национальный и ду­ховный подъём в стране, вошедший в историю 1920—30-х гг. как движение гаитянского «культур­ного ренессанса». В его рамках возникло нацио­нальное литературное течение «эндиженизма», объединившее цвет гаитянской интеллигенции: Ж.-П. Марса, Ж. Румэна, Ж. Бриера, Л. Луло, К. Бру-ара, Р. Депестра и др.

Основная проблематика литературной «эндиженистской школы» связана с темой негризма и реабили­тацией африканского наследия, защитой «культурной самобытности» Г. и идеями борьбы против духовной и политической экспансии США. Младшим современ­ником поколения эндиженистов является талантли­вый гаитянский писатель — романист Ж.-С. Алексис (1922—61), трагически погибший в застенках дикта­тора Ф. Дювалье. Его романы — «Добрый генерал Солнце» (1955), «Деревья-музыканты» (1957), «В мгновение ока» (1959) и др. получили поистине миро­вую известность.

Модернизация общественной жизни Г. в послед­ние два десятилетия способствовала переоценке евро­пейского (французского) и африканского вклада в развитие гаитянской культуры, которая до сих пор со­храняет ярко выраженную африканскую окраску.