Страны мира

Германия: Экономика

Германия является одной из ведущих промышленно раз­витых стран мира, занимая 3-е место в мире по произ­водству ВВП (уступая США и Японии). Объём ВВП в 2002 составил 1 984,2 млрд евро (в ценах 1995). Произведённый ВВП на душу населения — 25 600 ев­ро, на одного занятого (производительность труда) — 51 300 евро. Располагаемые доходы на одно домаш­нее хозяйство — 16 600 евро.

Данные свидетель­ствуют о неравномерном развитии хозяйственных секторов: наиболее быстрыми темпами развивается сегмент, включающий торговлю, гостиничный и ре­сторанный бизнес, транспорт и связь. Доля этого сектора в производстве ВВП выросла с 17,5% в 1999 до 18,5% в 2002 (правда, за счёт связи, а не рознич­ной торговли, которая стагнирует); хуже всего дела обстоят в строительстве, и его доля сократилась за те же годы с 5,5 до 4,5%. Характерно резкое возрас­тание внешнеэкономического фактора — с 0,8% в 1999 до 4,6% в 2002.

Число предприятий (с годовым оборотом более 16 617 евро) в 2000 составило 2 909 150. В 2000 со­здано новых предприятий 600,7 тыс., а полностью ликвидировано — 499,6 тыс., в 2001 — соответствен­но 583,9 тыс. и 493,3 тыс. Больше всего новых фирм создаётся в сфере предоставления услуг предприя­тиям (2001: 121 960) и в розничной торговле (без торговли автомобилями, включая ремонт товаров длительного пользования) (2001: 107 587). Но и ликвидируется больше всего фирм также в этих сферах, причём в розничной торговле баланс в по­следние годы отрицательный (в 2001 ликвидирова­но 109 663). Подавляющее число вновь создаваемых фирм — это мелкие индивидуальные предприятия (в 2001: 465 054), далее идут ООО (68 478).

Наиболее важные промышленные отрасли — авто­мобилестроительная, машиностроительная, химичес­кая, пищевая, электротехническая. Эти же отрасли являются ведущими в германском экспорте. При этом по стоимости валовой продукции лидирует автомо­бильная промышленность (это же и важнейший экс­портёр), а по чистой продукции — машиностроение. Среди отраслей обрабатывающей промышленности наивысший показатель производства вновь создан­ной стоимости — в химической промышленности, ес­ли же брать все производственные отрасли, то лиде­ром по этому показателю (как и по валовому продук­ту на одного занятого) становится энерго и водоснаб­жение.

В структуре издержек в обрабатывающей промы­шленности 21,4% приходится на оплату персонала, 41,5% составляют расходы на материалы (в т.ч. 1,6% на энергию), 11,5% — на комплектующие и т. д. (дан­ные за 2000).

Производительность труда растёт по отраслям промышленности неравномерно: наибольшая динами­ка отмечается в производстве ЭВМ и оргтехники, наи­худшая — в пищевой промышленности. Уровень про­изводительности труда по всему народному хозяйству высок (на одного занятого в год — 51,3 тыс. евро, на 1 ч рабочего времени — 36 евро в ценах 1995). Однако ди­намика неудовлетворительная: в 2001 производство ВВП на 1 занятого увеличилось всего на 0,1%, в 2002 — на 0,8%, часовая производительность — соот­ветственно на 1,0 и 1,2%.

Сельское хозяйство Г. отличается высокой про­дуктивностью, но неконкурентоспособно на миро­вом рынке из-за высоких издержек. Оно существует за счёт существенных субсидий, выделяемых в т.ч. и в рамках единой аграрной политики ЕС. Поэтому в последние годы идёт неуклонное сокращение сель­скохозяйственных площадей и числа сельскохозяй­ственных предприятий: в 2001 их было 449 тыс. (1995 — 588 тыс., 2000 — 458 тыс.). Тем не менее производство некоторых видов сельхозпродукции уве­личивается (зерновых, картофеля, овощей и фрук­тов, свинины, яиц).

Важное значение для транспортных коммуника­ций в Г. имеют железные дороги. Они находятся в ве­дении АО «Германские железные дороги», созданного в 1994 и находящегося сейчас в процессе растянутой на длительное время приватизации. Вместе с тем сеть железных дорог за последние 50 лет сокращалась (в 2001 их длина составила 44,4 тыс. км), доля внутрен­них грузовых и пассажирских железнодорожных пе­ревозок снизилась. Тем не менее ежегодно железные дороги перевозят ок. 2 млрд пассажиров. Одновре­менно строятся новые высокоскоростные магистрали для поездов ICE.

Г. имеет самую крупную, после США, сеть автома­гистралей: их протяжённость составляет 11,8 тыс. км из общей сети автомобильных дорог межрегиональ­ного сообщения 230,8 тыс. км. В стране допущено к эксплуатации 53,7 млн транспортных средств, в т.ч. 44,7 млн — легковых и 2,6 млн грузовых автомобилей. Автомобильный транспорт перевозит подавляющую долю грузов (2,9 млрд т внутри страны и за рубе­жом) и пассажиров (7,9 млрд чел. общественным и 48,4 млрд индивидуальным транспортом).

Г. имеет один из самых современных и безопасных флотов в мире. Возраст 2/3 судов менее 10 лет. Вместе с тем число морских торговых судов неуклонно сокраща­ется: в 2001 их было 605, тогда как в 1999 — 717. Кроме того, в 2001 Г. располагала 102 рыболовецкими судами. Крупнейшие морские порты: Гамбург, Бремен/Бремер-хафен, Вильгельмсхафен, Любек и Росток.

Общая протяжённость сети федеральных водных путей около 7450 км, судов водного транспорта почти 5 тыс. По внутренним водным путям перевозится поч­ти столько же грузов, сколько и морским транспор­том, и лишь немного меньше, чем железнодорожным (в 2001 соответственно 236,1 млн, 242,2 млн и 288,2 млн т). Важнейшая внутренняя водная артерия — р. Рейн, на долю которого приходится примерно 2/3 речных грузовых перевозок (в основном это строи­тельные материалы, нефтепродукты, руды, металло­лом и уголь).

В Г. в 2001 имелось 20 174 самолета (в 1999 — 20 251). Ведущей в Г. и одной из ведущих в мире авиа­компанией является «Люфтганза», перевозящая в год более 45 млн пассажиров. Общее число перевезённых немецкой авиацией пассажиров в 2002 составило 114 млн. Крупнейший аэропорт — Франкфурт-на-Майне. Среди других международных аэропортов: Берлин-Тегель и Берлин-Шёнефельд, Дюссельдорф, Гамбург, Ганновер, Мюнхен, Лейпциг.

Длина нефтепроводов 2240 км. По ним прокачива­ется около 90 млн т нефти в год.

Бурно развивается сфера телекоммуникаций. В стране 51 млн используемых телефонных линий, более 55 млн мобильных телефонов. С 1996 осуществляется либерализация рынка телефонной связи. Крупнейшим оператором остается АО «Дойче Телеком». На рынке мобильной связи более жёсткая конкуренция (Т-Мо-бил, Водафон, Е2 и др.). Число пользователей Интер­нета выросло с 5 млн в 1998 до более 32 млн в 2002.

В Г. насчитывается ок. 630 тыс. торговых предприя­тий с более чем 760 тыс. филиалов (т.е. почти четверть всех предприятий, действующих в экономике). В тор­говле занято около 4 млн чел. (1,3 млн — в оптовой торговле, 2,6 млн — в розничной), но почти половина — непол­ный рабочий день. Оборот торговли в 2000 достиг почти 1 трлн евро (610,4 млрд — в оптовой торговле и 321,5 — в розничной), её доля в создании ВВП — примерно 9%.

Наибольший оборот в розничной торговле прихо­дится на такие торговые группы, как «Метро», «Реве», «Едека», «Альди», «Тенгельман».

Доля сферы услуг в германской экономике неу­клонно повышается, хотя и медленнее, чем в других развитых странах. При этом центр тяжести в развитии этой сферы смещается в сторону услуг, оказываемых предприятиям. Возникли и бурно развиваются такие услуги, как создание электронных баз данных, обра­ботка массивов данных, логистика и лизинг. Так, в 2000 число фирм, оказывающих услуги преимущест­венно для предприятий, составило почти 238 тыс., на них было занято 2,4 млн чел. и их оборот превысил 176 млрд евро.

Важной сферой для Г. является и туризм. Ежегод­но в страну приезжает ок. 12 млн туристов. Оборот от­расли сопоставим с оборотами ведущих промышлен­ных отраслей.

В течение 1940—50-х гг. в ФРГ сформировалась система социального рыночного хозяйства в резуль­тате реформ Л.Эрхарда, имевших либеральную на­правленность, но с «фланговыми» мерами социаль­ной защиты. Упразднение административного регу­лирования экономики, прежде всего цен, формирова­ние конкурентной среды (в т.ч. с помощью антикар­тельного законодательства), стабилизация покупа­тельной силы валюты вследствие денежной реформы — всё это в равной степени заложило фундамент эф­фективного хозяйственного порядка.

Экономическая и социальная политика Г. на протя­жении последних 40 лет претерпевала изменения, причём иногда существенные. Первая модификация социального рыночного хозяйства произошла в кон. 1960-х гг. По-новому стали оцениваться факторы и возможности экономического роста, произошёл пово­рот в экономической политике, в частности, была со­здана система регулирования конъюнктуры. Расши­рилось государственное вмешательство в хозяйствен­ные процессы с использованием неокейнсианских ин­струментов бюджетной и налоговой политики. Осно­вы новой политики были кодифицированы в Законе о содействии стабильности и экономическому росту, принятом в сер. 1967. Одновременно в процесс выра­ботки хозяйственно-политических решений вовлека­лись союзы работодателей и профсоюзы: в рамках вводимого Законом о стабильности «согласованного

действия» представители работодателей, профсоюзов и государства должны были согласовывать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками. Наконец, для «ориентации» народного хозяйства вводилось среднесрочное (скользящее пятилетнее) финансовое (т.е. бюджет­ное) планирование, опирающееся на общеэкономиче­ские проектировки. Идеи «глобального регулирова­ния» связаны прежде всего с именем тогдашнего министра экономики К. Шиллера.

Характерная для 60—80-х гг. политика «фискаль­ной стабилизации» — это конъюнктурная, антицик­лическая политика, у которой две взаимосвязанных цели: не допускать резких конъюнктурных колебаний экономики и содействовать устойчивому экономичес­кому росту. Элементы фискальной политики стаби­лизации, несмотря на то что в целом её значение уменьшилось, сохраняются до сих пор.

Однако уже в сер. 1970-х гг. «глобальное регулиро­вание» столкнулось с неудачами и фактически дока­зало свою несостоятельность. Структурные преобра­зования запаздывали, а главное — безудержно росли государственные расходы и соответственно государ­ственный долг. После 1982 коалиционный кабинет с участием ХДС/ХСС и СвДП во главе с Г. Колем на­чал новый большой сдвиг в экономической политике. Произошёл частичный возврат к исходной эрхардовской модели, но с учётом опыта неокейнсианского «глобального регулирования» и с отдельными моне­таристскими элементами. Главным новшеством эко­номической политики после смены власти в 1982 стал поворот от стимулирования совокупного спроса к «экономике предложения».

После 1998 федеральное правительство пытается совмещать стимулирование спроса с содействием предложению. Главные хозяйственно-политические направления — консолидация и рационализация госу­дарственных финансов, совершенствование межбюд­жетных отношений, существенное снижение налогов и социальных отчислений в ходе налоговой реформы 2000—05 и ряда социальных реформ (уже начатой пен­сионной и намеченной в сфере медицинского страхо­вания), реформирование рынка труда и стимулирова­ние создания новых рабочих мест, дерегулирование и дебюрократизация прежде всего в сфере ремесла и ма­лого бизнеса, содействие европейской интеграции и др. Ряд функций, например денежно-валютная и внешнеторговая политика, переданы европейским ор­ганам, но германское правительство все же использует отдельные инструменты для поощрения экспорта.

Денежную и валютную политику в ФРГ до 1999 осуществлял Дойче Бундесбанк (учреждён в 1957 вместо созданного западными оккупационными влас­тями в 1948 Банка немецких земель — БНЗ). После 1999 основные функции денежно-валютного регули­рования в связи с образованием Экономического и ва­лютного союза были переданы Европейскому цент­ральному банку (ЕЦБ). В течение 50 лет центральный банк ФРГ, который обладал независимостью от ука­заний правительства, видел свою главную задачу в со­хранении ценности денежной единицы внутри стра­ны, что выражалось в низкой инфляции. За 1948—96 немецкая марка обесценилась меньше, чем какая-ли­бо другая мировая валюта (за этот период от первона­чальной стоимости немецкой марки осталось 27,3%, тогда как от фунта стерлингов — 5,3%, от французско­го франка — 6,7, от японской иены — 13,3, от доллара 15, и даже от швейцарского франка — лишь 23%). Денежная стабильность обеспечивалась прежде всего независимым статусом БНЗ, а затем Бундесбанка. Те­перь Бундесбанк входит в Европейскую систему цен­тральных банков и реализует политику, которую фор­мулирует ЕЦБ.

По образцу Бундесбанка создавался и ЕЦБ, кото­рый также независим от исполнительной власти. Его задача совпадает с задачей Бундесбанка — гарантиро­вать ценность денег, только теперь не марки, а евро. ЕЦБ в масштабах еврозоны применяет те же инстру­менты регулирования, что и Бундесбанк (а также по­давляющее большинство центральных банков других стран): изменение учётной ставки, политика обяза­тельных минимальных резервов, операции на откры­том рынке (преимущественно сделки репо), причём последний инструмент является основным.

Вместе с тем за Бундесбанком сохраняются функ­ции контроля за платёжным оборотом и выдачей евробанкнот, управления находящимися ещё у него зо­лотовалютными резервами, контроля за деятельнос­тью банков (наряду с контролем, который осуществ­ляет Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой). Кроме того, он остаётся «домашним бан­ком» федерального правительства. Существовавшие до 1999 центральные банки земель превратились в простые филиалы (расчётные центры) Бундесбанка.

Кредитные институты в ФРГ весьма разнообразны, но в связи с активным процессом концентрации число их с каждым годом уменьшается. Если в 1950-х гг. дей­ствовало почти 14 тыс. самостоятельных кредитных институтов, то к июню 1998 их число сократилось до 3600. В Г. существует 340 коммерческих банков (в т.ч. 4 гроссбанка — Дойче банк, Байерише Хипо- унд ферайнсбанк, Коммерцбанк и Дрезднер банк), 13 расчёт­ных центров, ок. 600 сберегательных касс (имеющих публично-правовую форму), 2400 народных банков и банков Райффайзен с более чем 16 тыс. филиалов (в качестве их головного института выступает Герман­ский кооперативный банк; кроме того, имеется 3 реги­ональных центральных кооперативных банка), 33 ипо­течных банка и публично-правовых учреждения ипо­течного кредитования, 34 строительных сберкассы, 18 кредитных учреждений для особых операций (напри­мер, Кредитанштальт фюр видерауфбау, выдающий инвестиционные кредиты, кредиты развивающимся странам, экспортные кредиты). Балансовая сумма не­мецких банков в 2002 составила 6452 млрд евро. При этом было выдано кредитов небанковскому сектору на 3017 млрд евро.

Важное место в финансовой структуре Г. занимает страховой бизнес. Требования к страхованию составля­ют главный элемент накопления имущества немецких домашних хозяйств. Основное направление — страхо­вание жизни: в 2002 из общей суммы помещения капи­тала в страхование в 860 млрд евро на страхование жиз­ни пришлось 593 млрд евро. Даже сберегательные вкла­ды в банках оказались в 2002 чуть меньше — 586 млрд евро. Крупнейшие компании в страховом бизнесе — «Аллианц», «Мюнхенер Рюкк», концерн ХДИ, страхо­вая группа «Эрго», концерн «Ганновер Рюкк».

Финансовые рынки в Г., несмотря на бурное раз­витие в последние полтора десятилетия, сильно от­стают от американских и британских. В Г. ценными бумагами торгуют на 8 биржах, крупнейшая из кото­рых — во Франкфурте-на-Майне (вместе с Лондон­ской она делит 3—4-е места в мире). Однако подавля­ющая часть биржевой торговли приходится на цен­ные бумаги с твёрдым процентом. Торговля акциями компаний гораздо менее развита, чем в англосаксон­ских странах. В 2000 было продано акций на 20,9 млрд евро (брутто), а ценных бумаг с твёрдым процентом — на 659,1 млрд евро. В 2002 разрыв ещё более усилил­ся: акций продано на 11,4 млрд евро (брутто), а цен­ных бумаг с твёрдым процентом — на 818,7 млрд евро.

Это объясняется сложившимися в Г. взаимоотно­шениями банков и нефинансовых корпораций: по­следние предпочитают осуществлять финансирова­ние не за счёт эмиссии акций и облигаций, а путём получения кредита в своём «домашнем» банке, кото­рый, в свою очередь, контролирует деятельность сво­его должника, обладая определённой долей в его капитале. Такая банко-центристская модель контроля лишена динамичности, свойственной рыночно-центристской (опирающейся на акционеров) англосак­сонской модели, но более устойчива и дешевле. Тем не менее в последние годы в Г. наметилась тенденция к более широкому использованию элементов, харак­терных для финансового рынка англосаксонского образца.

Доля ВВП, перераспределяемого государством, вы­росла с 39% в 1969 до 49,8% в 1982 и после снижения до 45,3% в 1989 вновь увеличилась до 50,1% в 1995. Одно­временно государственный долг увеличился со 126 млрд немецких марок в 1970 до 469 млрд немецких ма­рок в 1980. В 2002 он достиг уже 1253,2 млрд евро.

С 1983 кабинет Коля сдерживал рост расходов, не поз­воляя им увеличиваться быстрее, чем растёт производст­во. В результате медленно, но устойчиво начала снижать­ся доля государства в перераспределении ВВП — один из важнейших показателей вмешательства государства в экономику. Отношение государственного долга к ВВП в последние годы составляет 61—62%.

Начиная с 1997 немецкому правительству удаётся последовательно уменьшать дефицит государственного бюджета: если в 1996 он составлял 3,4% ВВП, то уже в 1997 снизился до 3,0% (это соответствовало одному из маастрихтских критериев, выполнение которых требо­валось для вхождения в зону евро), в 1999 — до 1,2% ВВП, а в 2000 бюджет вообще стал профицитным. Но в 2001—02 дефицит бюджета стал расти и вышел за уста­новленную 3%-ю границу, составив 3,7% от ВВП.

В консолидированном бюджете 2001 доходы со­ставили 921,7 млрд евро (в т.ч. федерации — 244,6), расходы — 971,3 млрд евро (в т.ч. федерации — 265,7). Расходы по социальному страхованию составили 446,9 млрд евро.

Основные статьи бюджетных расходов (в млрд ев­ро): социальное обеспечение (107,4); общие службы (48,5, в т.ч. оборона — 28,3); общие финансы, в основ­ном обслуживание долга (40,0); расходы на хозяйст­венные предприятия и управление имуществом (16,3); образование, наука, культура (11,3); транспорт и связь (10,3); энерго и водоснабжение, промышлен­ность и услуги (10,3).

За последние годы изменилось соотношение меж­ду прямыми и косвенными налогами: в 1989 оно было 59,5:40,5, а в 2002 — 47,7:52,3. Основную долю налого­вых поступлений в бюджет обеспечивают налог с обо­рота и подоходный налог.

В 1970—90-е гг. Г. оставалась страной с очень вы­сокими налогами и социальными отчислениями, и только в 2000 началась рассчитанная до 2005 реформа

по кардинальному обновлению налогообложения. Совокупный налог на прибыль (корпорационный на­лог + надбавка солидарности + промысловый налог), превышавший в 2000 50%, уже в 2001 стал меньше 40% (корпорационный налог как на распределяемую, так и на нераспределяемую прибыль намечено сни­зить до 25%). Существенно снижается и подоходный налог: максимальная ставка уменьшается с 53% в 1999 до 42% в 2005; начальная ставка также уменьшается с 22,9% в 1999 до 15% в 2005. Трудности 2002 вынуди­ли правительство отложить проведение налоговой ре­формы, но затем было решено вернуться к старым планам и возобновить её с января 2004.

Высокого уровня жизни для подавляющего боль­шинства населения Г. в течение 10—15 лет после окончания 2-й мировой войны удалось достичь как за счёт постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения. Эта система социального рыночного государства ста­ла показательной для многих стран.

Однако постепенно социальная политика госу­дарства стала слишком щедрой и заботливой. Поми­мо того что немецкая заработная плата стала одной из самых высоких в мире, дополнительные выплаты (больничные от предприятия, отпускные, «13-я зара­ботная плата» и др.) достигли не превзойденного в мире уровня (в 1995 общие издержки на оплату тру­да составили 45,52 немецкой марки в час, из которых 20,44 немецкой марки — дополнительные выплаты; соответствующие показатели составляли для США — 25,18 и 7,42, для Японии — 35,48 и 14,56, для Велико­британии — 20,96 и 6,0).

Заработная плата в Г. определяется на основе от­раслевых тарифных соглашений между профсоюза­ми и союзами работодателей. Установленные в со-глашениях тарифные ставки (как правило, очень вы­сокие) являются обязательными для всех предприя­тий отрасли и затрагивают всех наёмных работни­ков, независимо от их членства в профсоюзе. Государство не вмешивается в этот процесс и следит лишь за соблюдением закона (принцип тарифной ав­тономии).

Индекс роста заработной платы с 1963 опережает индекс стоимости жизни. В последние годы профсою­зы ведут себя сдержаннее, поскольку чрезмерные тре­бования повышения заработной платы угрожают ещё большим сокращением рабочих мест. Тем не менее рост заработной платы продолжается, обгоняя, как правило, темпы инфляции. При этом наблюдается су­щественная дифференциация не только между запад­ными и восточными землями, но и меж­ду мужчинами и женщинами.

Общий доход на семью из 3 человек составляет в среднем по всей Г. 3098 евро. Из них на оплату жилья идет 702 евро, на продукты питания, напитки и табач­ные изделия — 368 евро, на транспорт — 359 евро. Сберегает семья 13,2% доходов. На 100 домашних хо­зяйств в среднем приходится 57 персональных ком­пьютеров, 99 телефонов, 70 мобильных телефонов, 74 автомобиля, 78 велосипедов, 96 телевизоров, почти 100 холодильников, 96 стиральных машин.

Позитивным фактором для устойчивости уровня жизни населения служит низкий рост цен на потреби­тельские товары и услуги. Правда, введение евро в на­личный оборот с 1 января 2002 вызвало определён­ный всплеск цен (особенно на услуги), но он оказался кратковременным, и в целом за 2002 инфляция оказа­лась ниже 1,5%.

Самая крупная и не решённая до сих пор социаль­но-экономическая проблема, существующая в объе­диненной Г., — высокая и устойчивая безработица. Она не явилась только следствием объединения, более чем 2-миллионная армия безработных стала постоянным явлением в ФРГ с сер. 1980-х гг. В 1990-е гг. она ежегодно росла на 200—300 тыс., и к ней добавлялась более чем миллионная армия безработ­ных в новых федеральных землях.

В наиболее неблагоприятном 1997 число занятых в Г. уменьшилось более чем на 400 тыс., в т.ч. в Запад­ной Г. — на 300 тыс. Только число зарегистрирован­ных безработных в среднегодовом исчислении соста­вило в Г. в целом около 4,4 млн чел. (более 3 млн — на за­паде), или 11,4% от трудоспособного населения (на западе — 9,9%, на востоке — 17,4%). Ещё не менее 2 млн составляли скрытую безработицу. В нач. 2003 этот рекордный уровень был превзойдён: в феврале число безработных составило 4,7 млн чел., или св. 12% трудоспособного населения.

Выдвинутая канцлером Шрёдером весной 2003 программа реформ «Повестка дня-2010» предусмат­ривает радикальные преобразования на рынке труда, в частности, снижение размеров и сроков выдачи по­собий по безработице, упрощение увольнений работ­ников, децентрализацию заключения тарифных со­глашений.

Экономика ФРГ тесно связана с мировым рынком: экспорт является одним из важнейших факторов эко­номического роста. Вследствие этого германская эко­номика болезненно реагирует на спады мирохозяйст­венной конъюнктуры. Поэтому экспорт германской продукции испытывает сильные перепады: если в 1999 он вырос на 5,6%, то в 2000 — на 13,7%, а в 2002 — все­го на 2,9%.

В 2002 экспорт товаров составил 648,3 млрд ев­ро, а импорт — 522,1 млрд евро. Основные торговые партнёры Г.: Франция, США, Великобритания, Ни­дерланды, Италия. На эти 5 стран пришёлся 41% немецкого товарооборота, причём только на Фран­цию — более 10%. Г. — основной торговый партнёр для РФ, на неё приходится 11% российского товарооборота. Но в германском товарообороте РФ имеет лишь 2% (1,8% — в германском экспорте и 2,5% — в импорте).

Основные статьи немецкого экспорта — автомоби­ли и их части (19,1%), машины (более 14%), продук­ция химической промышленности, средства связи, ра­дио- и телевизионные аппараты, электронные ком­плектующие; электротехнические изделия; продук­ция металлургической промышленности. Основные статьи немецкого импорта — химические продукты (10,6%), автомобили и их части (10,2%), машины (7%), средства связи, радио- и телевизионные аппара­ты, нефть и газ.

Платёжный баланс по текущим операциям в Г. в по­следние годы либо отрицательный, либо лишь немного превышает нулевую отметку. Только в 2002 он оказал­ся рекордным за последнее десятилетие: 52,5 млрд евро. При этом баланс торговли товарами устойчиво положи­тельный (в 2001 — 95,5 млрд евро, в 2002 — 126 млрд ев­ро), а торговли услугами и текущих переводов — устой­чиво отрицательный (-47 млрд евро в 2001 и -35 млрд евро в 2002).

Баланс движения капиталов чаще складывается как отрицательный, хотя бывают и исключения, обус­ловленные, как правило, одной-двумя крупными сделками по приобретению иностранцами немецких компаний. Так, в 1999 он составил -26,1 млрд евро, в 2000 +34,3, а в 2001 снова -22,5 млрд евро. В 2002 от­рицательный баланс движения капиталов стал ре­кордным: -87,2 млрд евро.