Страны мира

Германия: Государственное устройство и политическая система

ФРГ — демократическое, федеративное, право­вое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949. В Основном законе закреплены основные свободы, обязанность государства защищать достоинство человека и пра­во свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и сво­боды граждан, в т.ч. свобода собраний, союзов, пе­ремещения, выбора профессии и т. д., принцип ра­венства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополняется принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально слабых.

Конституционный принцип федеративного уст­ройства означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных зе­мель. В Основном законе чётко прописа­но разделение компетенций между федерацией и зем­лями, в частности, в самом большом 10-м разделе — разделение полномочий в налоговой и бюджетной сферах (принцип бюджетного федерализма, механизм финансового выравнивания).

Г. считается классической страной федеративного государственного порядка. Федеральные земли — это не провинции, а государства со своей Конституцией, отве­чающей принципам республиканского, демократичес­кого, правового и социального государства, и органами власти (выборные законодательные органы — ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами).

Земли делятся на общины, города, округа (последние объединяют несколько общин и городов; крупные города не входят в состав округов). В них осуществляется коммунальное самоуправление, га­рантированное Основным законом.

Наиболее крупные города (число жителей с основ­ным местом жительства на 30.09.2002 [Берлин — ноябрь 2002, Гамбург — 31.12.2001], тыс. чел.): Берлин (3 394,6), Гамбург (1 726,4), Мюнхен (1 263,7), Кёльн (970,2), Франкфурт-на-Майне (650,2), Эссен (592,5), Штутгарт (590,8), Дортмунд (590,2), Дюссельдорф (569,9).

Основной закон базируется на принципе предста­вительной демократии: вся власть исходит от народа, но он осуществляет её лишь во время выборов и пере­даёт её реализацию специальным законодательным, исполнительным и судебным органам. Основной за­кон с учётом опыта Веймарской республики предус­матривает ограничение или запрет деятельности по­литических сил, если они стремятся причинить ущерб демократическому строю или ликвидировать демо­кратию даже демократическими методами.

Глава государства — федеральный президент. Его избирает сроком на 5 лет (с возможностью однократно­го переизбрания) Федеральное собрание, конституци­онный орган, специально созываемый для этой цели. Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфе­ре), аккредитует и назначает послов, назначает и уволь­няет федеральных судей и др. По результатам парла­ментских выборов он предлагает бундестагу кандидату­ру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Президент представляет собой надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной по­литической борьбой, но именно он формулирует поли­тические и общественные ориентиры для граждан.

Федеральным президентом с 1 июля 1999 является Йоханнес Рау (СДПГ). Его предшественниками были: Т.Хойс (СвДП, 1949—59), Г.Любке (ХДС, 1959—69), Г.Хайнеман (СДПГ, 1969—74), В.Шеель (СвДП, 1974—79), К.Карстенс (ХДС, 1979—84), Р. фон Вайц-зеккер (ХДС, 1984—94), Р.Херцог (ХДС, 1994—99).

Высший орган законодательной власти и орган на­родного представительства — германский бундестаг, избираемый народом на 4 года. Основная работа по подготовке законов проходит в профильных комите­тах. Пленарные заседания используются обычно для парламентских дебатов по основным проблемам вну­тренней и внешней политики. За время функциони­рования бундестаг принял около 5000 законов. Боль­шинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть — депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме попра­вок к Основному закону, которые требуют квалифи­цированного большинства).

Глава высшего органа законодательной власти — президент бундестага. С 26 октября 1998 им является Вольфганг Тирзе (СДПГ). Он имеет заместителей, каж­дый из которых представляет парламентскую фракцию.

В результате выборов 2002 бундестаг сформиро­ван в количестве 603 депутатов. Правящая коалиция СДПГ и Союз 90/«Зелёные» имеют 306 (т.е. она всего на 4 голоса превосходит рубеж абсолютного большин­ства), у правой оппозиции ХДС/ХСС и СвДП — 295, у ПДС — 2 места.

Вторая палата германского парламента — бундесрат. Это представительство 16 федеральных земель, причём его члены не избираются: он формируется из членов зе­мельных правительств или их представителей; их число зависит от числа жителей в земле (Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония имеют по 6 представителей, Гессен — 5, Сак­сония, Рейнланд-Пфальц, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия, Бранденбург и Шлезвиг-Гольштейн — по 4, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург, Саар и Бремен — по 3). В функции бундесрата входит одобре­ние федеральных законов, если они затрагивают суще­ственные интересы земель (особенно в сфере государст­венных финансов). При внесении поправок в Основной закон необходимо согласие 2/3 членов бундесрата. Председатель бундесрата избирается в определённой очередности из числа премьер-министров земель сро­ком на 1 год. Он исполняет обязанности федерального президента, когда тот не в состоянии это делать.

Высший орган исполнительной власти — Федераль­ное правительство. Сформированное 22 октября 2002 правительство состоит из 13 федеральных министерств: иностранных дел; внутренних дел; юстиции; финансов; экономики и труда; защиты потребителей, продоволь­ствия и сельского хозяйства; обороны; семьи, пожилых, женщин и молодёжи; здравоохранения и социального обеспечения; транспорта, строительства и жилищного хозяйства; окружающей среды, охраны природы и безо­пасности реакторов; образования и научных исследова­ний; экономического сотрудничества и развития. 10 ми­нистров являются членами СДПГ, 3 — представителя­ми блока Союз 90/«Зелёные».

Глава высшего органа исполнительной власти — федеральный канцлер. Он единственный член прави­тельства, которого утверждает бундестаг, и он один ему подотчётен. Только он формирует кабинет, опре­деляет сферу деятельности министров и определяет основные направления политики правительства.

С октября 1998 федеральным канцлером является Герхард Шрёдер (СДПГ). Его предшественниками на этом посту являлись: К. Аденауэр (ХДС, 1949—63), Л.Эрхард (ХДС, 1963—66), К.Г.Кизингер (ХДС, 1966—69), В. Брандт (СДПГ, 1969—74), Г. Шмидт (СДПГ, 1974—82), Г. Коль (ХДС, 1982—98).

Федеральный конституционный суд, который из­бирается на паритетных началах бундестагом и бунде­сратом, осуществляет надзор за соблюдением Основ­ного закона.

Выборы во все органы народного представительст­ва являются всеобщими, прямыми, свободными и рав­ными при тайном голосовании. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. Выборы в бундестаг проводятся по мажоритарно-про­порциональной системе: каждый избиратель имеет 2 голоса, один из которых он отдаёт конкретному канди­дату по своему избирательному округу, а второй — за определённую партию. Войти в бундестаг могут лишь партии, получившие не менее 5% действительных «вторых» голосов избирателей или 3 прямых мандата.

Основные партии представлены в бундестаге: СДПГ (председатель — Г.Шрёдер); ХДС (А. Мер-кель); СвДП (Г. Вестервелле); Союз 90/«Зелёные» (А. Беер и Р. Бютикофер); действующая в Баварии ХСС (Э. Штойбер); ПДС (Г. Циммер).

Имеется множество других партий: на последних выборах в бюллетенях для голосования по партийным спискам помимо 6 названных участвовало ещё 18 пар­тий, но ни одна из последних не набрала и 1% голосов (наилучшие показатели у право популистских и наци­оналистических партий: «Шилль» — 0,8%, республи­канцы — 0,6%, НПГ — 0,4%). Ряд партий имеет регио­нальное значение, например, партия датского мень­шинства в Шлезвиг-Гольштейне. В стране существует множество профсоюзных орга­низаций (около 70), выражающих и защищающих эконо­мические и социально-политические интересы наём­ных работников. Крупнейшая из них — Объединение немецких профсоюзов (ОНП), в которое входят 8 от­дельных отраслевых профсоюзов, самые большие из ко­торых — «верди» (работники сферы управления и сфе­ры услуг) и «ИГ Металл» (металлургия, металлообра­ботка и машиностроение) — составляют 70% численно­сти ОНП. Общее число членов профсоюзов, входящих в ОНП, сокращается: в кон. 2002 оно составило 7,7 млн чел., тогда как в 1998 их было 8,3 млн, а в 1993 10,3 млн чел. В стране функционируют и некоторые другие профессиональные объединения, например, Профсоюз не­мецких чиновников, Профсоюз немецких служащих, Объединение христианских профсоюзов. Но в целом уровень организации наёмных работников в стране ни­же 50%, а в западных землях — менее 30%. Уменьшение численности профсоюзов не означает, что влиятель­ность и значение самих профсоюзных организаций так­же пропорционально снизились. Они оказывают по-прежнему сильное воздействие на выработку политиче­ских решений.

Г. отличается большим количеством других общест­венных организаций и союзов: их более 300 тыс. и в них входит большинство населения страны. Так, в стране бо­лее 85 тыс. спортивных обществ, охватывающих 1/4 жи­телей, 2 млн чел. насчитывают певческие общества и т. д.

Предприниматели организованы лучше, чем работ­ники: 80% предпринимателей в промышленности, бан­ковской сфере и страховании входят в союзы. Феде­ральное объединение немецких союзов работодателей (ФОНСР) — головная организация работодателей (ча­стных предпринимателей), предназначенная для реа­лизации их социально-политических интересов. В него входят 46 специализированных (отраслевых) союзов работодателей. Вместе с профсоюзами они являются двумя сторонами механизма социального партнёрства.

Федеральный союз немецкой промышленности (ФСНП) — головная общефедеральная организация, объединяющая 34 отраслевых союза предпринимате­лей. Подавляющее большинство промышленных фирм входят в один или несколько предприниматель­ских союзов. Основная традиционная задача ФСНП — выражение и защита общих интересов предприни­мателей и их союзов, координация некоторых их дей­ствий, а также политическое взаимодействие с федеральным правительством и парламентом (и лоббист­ское воздействие на них при решении принципиаль­ных хозяйственно-политических вопросов).

Свои головные союзы существуют также в ремес­ленном производстве, розничной торговле, сфере страхования, в банковском деле и т.д. Только лица свободных профессий (врачи, адвокаты, архитекторы и т.п.) имеют 78 союзов, объединённых в Федераль­ный союз свободных профессий.

Важные координирующие функции выполняет и Немецкое объединение торгово-промышленных па­лат (НОТПП) — добровольное объединение торгово-промышленных палат, представляющих интересы фирм на локальном и региональном уровне.

Внутренняя политика Г. направлена на поддержа­ние правопорядка и обеспечение конституционных прав и свобод. С помощью Федерального конституци­онного суда решаются споры между федерацией и землями, проверяются партии и политические орга­низации на соответствие Основному закону, обеспе­чиваются гарантии правового государства и отправле­ния независимого правосудия.

Важная составная часть внутренней политики в ФРГ — иммиграционная политика. Упор делается на интеграцию живущих в стране иностранцев при ограничении их притока. В 1992 Г. приняла 80% граждан, просивших убежище в странах ЕС (в ос­новном по политическим мотивам). После приня­тия в 1993 нового законодательства, ограничившего право на получение убежища, приток иностранцев в Г. стал уменьшаться.

Свою внешнюю политику ФРГ проводит в тес­ном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Основные направления германской внешней политики: дальнейшее развитие ЕС, углуб­ление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и полити­ки безопасности; преобразование институциональ­ной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского со­трудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недо­пущение напряжённости и конфликтов внутри орга­низации при обнаружении разногласий, подобных тем, которые возникли по поводу операции против Ирака; усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Г. в их деятельности; укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами—соседями ЕС — регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ; обеспечение ус­тойчивого развития в мире, предупреждение возник­новения глобальных катастроф.

Устойчивость глобального развития предпола­гает, с точки зрения ФРГ, прежде всего обеспечение справедливого баланса интересов между Севером и Югом. Поэтому содействие развитию остаётся в числе важнейших приоритетов её внешней полити­ки. Центральными остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения. В отношениях с РФ германское внешнеполитическое руководство при­держивается позиции кооперативности и согласо­ваний, оставаясь тем не менее в рамках жёсткого прагматизма.

Европейская политика, партнёрство с США, а так­же отношения с соседским окружением ЕС — безус­ловные приоритеты внешней политики ФРГ.

С 1973 Г. участвует в различных миротворческих акциях под эгидой ООН. С 1995 воинский контин­гент Г. находился в составе миротворческих сил под командованием НАТО в Боснии и Герцеговине, а за­тем в Косово. В ноябре 2001 бундестаг большинством всего в 2 голоса впервые проголосовал за участие 3900 солдат в антитеррористической операции за предела­ми Европы (в Афганистане) и тем самым высказал во­тум доверия правительству.

Вооружённые силы (бундесвер) состоят из сухопут­ных, Военно-морских, Военно-воздушных сил, а также медико-санитарных частей и служб поддержки. Дей­ствует всеобщая воинская повинность (срок службы 10 мес.). Допускается отказ от военной службы по убеждениям: она заменяется альтернативной службой (13 мес.). Численность бундесвера после 1990 сущест­венно сократилась и по состоянию на апрель 2003 со­ставляла 291 157 чел. (в т.ч. в сухопутных войсках — 199 304, в военно-морских — 24 722, в военно-воздуш­ных — 67 131). Вооружённые силы ФРГ являются составной частью военной структуры НАТО.

В июне 1995 объявлена программа «адаптации структуры вооружённых сил, территориального уп­равления обороной и размещения бундесвера», ко­торая положила начало реорганизации вооружён­ных сил и их разделению на главные оборонитель­ные силы, силы быстрого реагирования и базовую организацию вооружённых сил. Расходы на оборо­ну составляют около 1,5% ВВП (в бюджете 2003 — 28,3 млрд евро).

ФРГ имеет дипломатические отношения с РФ (ус­тановлены с СССР в сентябре 1955).