Страны мира

Греция: Наука и культура

Система образования состоит из трёх уровней: обязательной начальной школы, средней школы (разделяется на лицеи и технические школы), а так­же специального и высшего образования. В стране 18 высших учебных заведений. Крупнейшие из них: Афинский университет (1837), университеты в Сало­никах (1925) и в Патрах (1966), Политехнический институт в Афинах (1836). В 2000/2001 учебном году в высших учебных заведениях Г. обучалось св. 148 тыс. студентов.

Греческая культура уходит своими корнями в 3-м тыс. до нашей эры. Принято выделять три основных периода древнегреческой культуры: доклассический (до 6 в. до н.э.), классический (5—4 вв. до н.э.) и элли­нистический (2-я пол. 4 — сер. 1 в. до н.э.). В доклассическую эпоху особо выделяются эгейская, или кри-то-микенская, культура (3—2 тыс. до н.э.), гомеров­ский бесписьменный период (11—9 вв. до н.э.) и пери­од архаики (8—6 вв. до н.э.), совпавший с колониза­цией греками побережья Средиземного, Черного и Мраморного морей. Эпоха классики — вершина рас­цвета древнегреческой культуры. В сохранении грече­ского культурного наследия большую роль сыграла римская культура. В византийский период наивысше­го расцвета достигли архитектура и изобразительное искусство, а также литература, носившие преимуще­ственно религиозный характер.

Современная греческая литература зародилась во время войны за независимость. Подвиги народа воспевают А. Калвос (1792—1869), А. Суцос (1803— 63), А. Валаоритис (1824—79). Особое место занима­ет проза Янниса Макриянниса (1797—1864), генера­ла национально-освободительного движения, кото­рый научился писать в возрасте 32 лет. Дух роман­тизма с элементами реализма отличает творчество Диониссиоса Соломоса (1798—1857) — главы иони­ческой школы, приверженной к народным традициям и языку. Свободолюбивые настроения характерны и для творчества поэтов 1-й Афинской школы, ориен­тировавшейся на античность. Народный язык и на­циональную тематику утверждает основатель 2-й Афинской школы Костис Паламас (1859—1943). Реа­лизм в прозе развивал Эммануил Роидис (1836— 1904). «Афинская литературная школа» впервые по­ставила вопрос о выборе современного литературно­го языка: близкий к древнегреческому (кафаревус) или разговорный язык (димотический). И. Психарис (1854—1929) возглавил движение за утверждение разговорного языка димотики в искусстве. В прозе реализм с элементами бытописания утверждают про­заик и драматург Г. Ксенопулос (1867—1951), А. Па-падиамандис (1851—1911).

Пессимизм - черта поэзии Константиноса Кавафиса (1863—1933) - наиболее известного поэта совре­менной греческой литературы. Поэзия Кавафиса нахо­дится на полном контрасте с творчеством Ангелоса Сикельяноса (1884—1951), яркого и глубокого поэта, вернувшего к жизни Дельфийские празднования (1927), автора длинных поэтических композиций, теа­тральных пьес и литературных эссе. Никос Казандза-кис (1883—1957), наиболее известный и переводимый писатель Г. после Кавафиса. Его литературные труды включают множество театральных пьес, путевых заме­ток, переводов.

В модернизм греческая литература входит с т.н. по­колением 1930-х: Георгиос Сеферис (1900—71), Анд-реас Эмбирикос (1901—75), Одиссей Элитис (1911— 96), Яннис Рицос (1909—90).

Международное признание греческой литературы проявилось в присвоении Нобелевской премии поэтам Георгиосу Сеферису (1963) и Одиссею Элитису (1979).

Изобразительное искусство Г. развивалось в русле различных европейских школ: германской в 19 в. и французского модернизма в 20 в. Т.н. мюнхенская школа является наиболее важным кружком художни­ков: Николаос Гизис (1842—1901) и Никифорос Лит-рас (1832—1904). К 1920-м гг. художники впитывают опыт новейших течений европейского искусства: ху­дожник Константинос Парфенис (1878—1967), скульпторы Яннулис Халепас (1851—1938) и Димитриос Филипотис (1839—1920). К сер. 20 в. в искусстве Г. определяются различные направления: следующее традициям 19 в. (А. Георгиадис), использующее опыт реалистической европейской живописи 20 в. (Яннис Моралис, род. 1914), опирающееся на средневековые образцы (мастер фрески Фотиос Контоглу, 1895— 1965), а также течение, вдохновлённое мотивами ан­тичной классики. 1960-е гг. были отмечены заметным поворотом к абстрактному искусству (в живописи Яннис Спиропулос, 1912—90). Панайотис Тсетсис, Власис Каниарис, Никос Кессанлис, Костас Тсоклис - не­которые из наиболее известных имён в современном греческом искусстве.