Страны мира

Грузия: Государственное устройство и политическая система

Грузия — президентская республика. Действующая Кон­ституция принята 24 августа 1995. Главой государства и главой исполнительной власти является президент, из­бираемый на срок 5 лет всеобщим, прямым, тайным го­лосованием. Президент Г. — Э. Шеварднадзе был из­бран 5 ноября 1995. 23 ноября 2003 в Г. произошла «цветочная революция», в результате которой к власти пришла оппозиция. За подтасовки результатов парла­ментских выборов и слабое руководство экономикой Г. был смещён президент Э. Шеварднадзе. Во главе госу­дарства стал самопровозглашённый триумвират (Н. Бурджанадзе — и. о. президента, В. Жвания — гос­министр и М. Саакашвили — бывший член правитель­ства). Новые выборы президента Г. были назначены на 4 января 2004. Против этой даты выступила Аджария. Южная Осетия также не собиралась участвовать в вы­борах. Абхазия давно самоустранилась от Г. и считает, что выборы — это дело грузинского народа. При такой ситуации выборы могли не состояться. О необходимос­ти проведения выборов нового президента выступили США. Выборы нового президента всё же состоялись 4 апреля 2004. Им был избран М. Саакашвили, который 25 января 2004 принес присягу на верность Конститу­ции Г. В выборах не принимало участие население Аб­хазии и Южной Осетии.

Президент является также Верховным главноко­мандующим и председательствует на заседаниях Совета национальной безопасности. В административ­ном отношении Г. разделена на 68 районов, объеди­нённых в 11 краёв. Государственно-территориальное устройство Г. должно быть утверждено после опреде­ления юрисдикции Тбилиси на всей территории Г. Крупные города: Тбилиси, Кутаиси, Батуми и др.

Высший законодательный орган — двухпалатный парламент, в котором представлены 12 из почти 70 политических организаций и движений страны. Большинство мест в парламенте принадлежит пра­вящей партии — «Союзу граждан Г.», которую ранее возглавлял Шеварднадзе. В настоящее время дейст­вует только нижняя палата. Самая влиятельная оп­позиционная сила в парламенте — «Союз возрожде­ния Г.», лидером которого является руководитель Аджарии А. Абашидзе. Изменения могут возникнуть после новых выборов депутатов в парламент, назна­ченных на 28 марта 2004.

Внутриполитическое положение Г. остаётся сложным. Сохраняются противоречия по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии. Реформа поли­тико-территориального устройства, по-видимому, должна занять центральное место в становлении грузинской государственности. Весьма нестабиль­ная социально-политическая обстановка в некогда одной из самых благополучных республик в составе СССР, возможно, обусловлена неопределённостью внутрирегиональной политики.

В целях защиты территориальной целостности пра­вительство Г. не признало суверенитета автономных республик. Вследствие этого уже с 1992 начался дли­тельный процесс фактического распада страны.

Сегодня Г. — скорее разобщённое, нежели еди­ное государство. Однако будущие политико-эконо­мические изменения обязательно поставят на пове­стку дня необходимость межрегионального сотруд­ничества. Такого рода сотрудничество, основанное на принципах интеграции и субсидиарности, долж­но способствовать развитию в Г. межрегиональной и межэтнической консолидации на основе опти­мального сочетания общенациональных и регио­нальных интересов. Исходя из этого в ближайшем будущем Г., очевидно, придётся делегировать своим внутригосударственным образованиям максималь­но возможные права и тем самым отказаться от жё­сткой централистской политики. Именно передача широких полномочий и ресурсов на региональный уровень является адекватным ответом на многие на первый взгляд нерешаемые вопросы. Опыт полити­ческих взаимоотношений между Центром и автономными образованиями в Г. свидетельствует, что именно ограничение политических прав автономии выступает главным фактором дестабилизации от­ношений.

Последние институциональные преобразования в органах власти Аджарской автономной республики свидетельствуют о том, что руководство республики широко использует опыт политических автономий. По-видимому, для каждой политической автономии, в т. ч. и аджарской, принципиально важным является право на издание местных законов по вопросам, отно­сящимся к компетенции автономии, и существование собственного парламента. Возникает острая необхо­димость конституционного регулирования политико-территориальной организации Г.

Сама специфика преобразования Верховного Совета Аджарии в двухпалатный парламент в прин­ципе также соответствует мировой практике. Рамки регионального самоуправления должны опреде­ляться не только общегосударственной Конститу­цией и законами, но и конституциями автономных образований и международными актами. Однако самостоятельность того или иного региона не долж­на нарушать общегосударственную Конституцию и вступать в противоречие с общегосударственной политикой.

Для достижения мира и согласия Центр и авто­номии должны одинаково стремиться к интеграции и компромиссу. Именно внутригосударственное един­ство и консолидация экономических интересов позво­лят повысить авторитет Г. на международной арене.

Внешнеполитические приоритеты Г. сформулиро­ваны в принятой в 1997 парламентом страны Концеп­ции укрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета и безопасности, восста­новления территориальной целостности Г. В её основе лежит тезис о европейской ориентации Г. В этой связи выдвигаются задачи интеграции в евроструктуры и прежде всего в Совет Европы и Европейский союз. Ак­тивно развивается сотрудничество со странами — чле­нами НАТО. Заключены соглашения, в т. ч. о военном сотрудничестве, с США, Великобританией, Германией, Турцией и др. государствами.

По решению парламента Г. собирается внести официальную заявку на вступление в НАТО. Общая численность Вооружённых сил Г. 26 900 чел. регу­лярных войск и 250 резерва. Из них — Сухопутные войска 23 800 чел. (2 командования, 4 бригады, 3 ба­тальона). Вооружение Сухопутных войск — 79 тан­ков (48 — Т-55, 31 — Т-72), БМП — 185; БТР —21, артиллерия — около 100, 16 установок БМ-21. Военно-воз­душные силы — 3 боевых самолета, 3 вооружённых вертолёта. Военно-морские силы — 10 патрульных и боевых катеров.

Дипломатические отношения с РФ установлены 1 июля 1992 г.