Страны мира

Гватемала: Государственное устройство и политическая система

Г. — унитарное конституционное государство, рес­публика с президентской формой правления. Действу­ет Конституция 1985 с поправками 1993. Администра­тивное деление: 22 департамента (Альта Верапас, Баха Верапас, Чимальтенанго, Чикимула, Эль Прогресо, Эскуинтла, Гватемала, Уэуэтенанго, Исабаль, Халапа, Петен, Кетсальтенанго, Киче, Реталулеу, Сакатепекес, Сан Маркос, Санта Роса, Солола, Сучитепекес, Тото-никапан, Сакапа, Хутиапа). Крупные города: Гватема­ла, Кетсальтенанго, Пуэрто-Барриос, Кобан. Принци­пы государственного управления предусматривают разделение власти на исполнительную, законодатель­ную и судебную. Высший орган законодательной влас­ти — однопалатный Национальный конгресс, состоя­щий из 113 депутатов, которые ежегодно избирают ру­ководство палаты. Исполнительную власть осуществ­ляет президент, который возглавляет правительство. Высший орган судебной власти — Верховный суд в со­ставе 13 судей, избираемых законодателями на 5 лет.

Глава государства — президент Оскар Бергер Пер-домо (2004—08), лидер БНС, экс-мэр столицы, по­бедил во втором туре выборов, состоявшихся 28 де­кабря 2003. Его программа нацелена на создание сис­темы интегральной общественной безопасности, сти­мулирование производства, социальные инвестиции и защиту окружающей среды. Одним из первых его шагов стало заключение соглашения с главами муни­ципий об усилении местных органов власти, выпол­нении мирных соглашений и транспарентности госу­правления. Вице-президент Эдуардо Стейн Баррильяс также представляет БНС. Президент и вице-пре­зидент избираются на всеобщих выборах (предусмо­трено проведение второго тура) на 4 года. Переизбра­ние главы государства не допускается, вице-прези­дент может баллотироваться на пост президента лишь по истечении 4 лет со времени окончания его мандата. Лица, причастные к государственным пере­воротам, восстаниям и путчам, лишены права балло­тироваться на пост президента.

Избирательная система модифицировалась в ре­зультате конституционной реформы 1993, возрастной ценз кандидатов на высшие посты в государстве — 40 лет. Партии, получившие менее 4% голосов, прекра­щают свою деятельность. Исполнительную власть в департаментах осуществляют губернаторы, назначае­мые президентом; мэры (алькальды) городов и главы муниципальных советов избираются на всеобщих вы­борах, срок их полномочий — 4 года.

Формирование современной партийной системы происходило с сер. 1980-х гг. На начальном этапе де­мократизации ведущую роль играли центристские партии — ХДГ (христианские демократы) и Союз на­ционального центра. С нач. 1990-х гг. влияние центри­стов ослабло, в парламенте стали доминировать пра­вые и правоцентристские партии (ГРФ и ПНА). Учас­тие левой коалиции в послевоенных выборах 1999 и 2003 и избрание её кандидатов в конгресс не изменило ситуацию. Президент конгресса — Ролалдо Моралес Чавес, один из лидеров блока НЕД. В парламенте представлены 15 партий и коалиций; крупнейшая фракция у ГРФ — 39 мест, у БНС — 33, у НЕД — 28, у ПНА — 14. Остальные фракции включают менее 10 депутатов; ГРНЕ имеет 2 мандата, а ХДП —1. Предус­мотренные Мирными соглашениями реформы, наце­ленные на углубление демократии и демонтаж струк­тур военного авторитаризма, буксуют.

Ведущие организации деловых кругов: Палата тор­говли, промышленности и финансов, Национальный союз аграриев, Ассоциация производителей кофе и Ассоциация управленцев Г. Группы взаимной под­держки, Координационный форум неправительствен­ных организаций Г., Национальная координация кре­стьянских организаций Г., Ассоциация гватемальских женщин, Ассоциация содействия и развития общин, Фронт Петена против репрессий представляют не­правительственные организации.

Внутренняя политика правительства нацелена на либерализацию общественной жизни. Приняты зако­ны о Советах развития, о регионализации, новый Му­ниципальный кодекс, при президенте создан Секрета­риат по делам женщин и действует Отдел по защите индейских женщин, производятся выплаты стипен­дий для детей из бедных семей, 1,7 млн школьников получают бесплатные завтраки. Через Национальный земельный фонд идёт распределение земель, 37 тыс. крестьян получили земли в 2001. Реализация мирных соглашений тормозится разгулом преступности, по­литическим насилием, безнаказанностью лиц, ответ­ственных за нарушения прав человека, коррупцией в органах власти. Противоречия между исполнитель­ной и законодательной ветвями власти усилились на фоне коррупционных скандалов вокруг администра­ции президента и руководства полиции. Объявленная правительством стратегия сокращения бедности не реализована.

Приоритетные направления внешней политики: развитие отношений с США, со странами Централь­ной Америки, ЕС, Японией и Тайванем. В апреле 2002

создан Национальный совет по внешней политике в ка­честве вспомогательного органа при МИД. Правитель­ство добивается увеличения гуманитарной помощи со стороны ЕС. Япония оказывает содействие проектам развития, предоставила 1,2 млн долл. для организации медпомощи сельскому населению. Г. участвует в Систе­ме центральноамериканской интеграции, активно раз­вивает экономические связи с Сальвадором и Гондура­сом. В 1998 были нормализованы дипломатические от­ношения с Кубой, прерванные в 1961. Территориаль­ный спор с Белизом (Г. претендует на 12 172 км2 его приграничной территории) не решён. В 2000—02 при посредничестве ОАГ велись переговоры о его урегули­ровании, создана двусторонняя комиссия.

Вооружённые силы: 3 рода войск — армия, ВВС и флот. В 1997 численность военнослужащих составля­ла 39,6 тыс.; в ВВС — 1400, в ВМС — 1200; 19 воен­ных зон, 3 стратегические бригады, 43 батальона (включая 2 десантных, 1 морской пехоты), 3 базы ВВС, 2 военно-морские базы. В соответствии с Мир­ными соглашениями к 2002 были расформированы 22 батальона, распущен Генштаб при президенте, численность армии сокращена до 28 тыс., ВВС — 1000 чел., ВМС — 1000 чел.; в национальной граждан­ской полиции — 18 тыс.

Г. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены c СССР в 1945, осуществляются с 1991).