Страны мира

Гвинея-Би­сау: Государственное устройство и политическая система

Г.-Б. — парламентская республика с очень широ­кими полномочиями президента. Действует Консти­туция 1984. В административном отношении делится на 9 районов: Бафата, Биомбу, Бисау, Болама, Кашеу, Кабу, Ойу, Квинара, Томбали. Крупные города: Би­сау, Боламо, Бафата.
Высший орган законодательной власти — Нацио­нальное народное собрание. Высший орган исполни­тельной власти — совет министров.

Глава государства — президент (Э.П. Роза). В настоящее время парламент распущен. Глава высшего органа исполнительной власти — президент, который назначает премьер-министра и совет министров.

Национальное собрание избирается на всеобщих выборах на 4 года и состоит из 100 депутатов. Прези­дент избирается на всеобщих выборах сроком на 5 лет. Президентское правление ограничено двумя вы­борными сроками.

Выдающимся государственным деятелем был Амил­кар Кабрал (1924—73), основавший ПАИГК и внёсший огромный вклад в достижение независимости Г.-Б.

Местные административные органы — муниципа­литеты, избираемые населением. В 2002 очередные местные выборы не были проведены.

Многопартийная политическая система. Зарегис­трировано 10 партий. Наиболее крупные: ПАИГК и ПРС (Партия социального обновления).

Ведущая организация деловых кругов — Торго­вая, промышленная и сельскохозяйственная ассо­циация Г.-Б.

Общественные организации: Национальное объе­динение трудящихся Г.-Б., Лига прав человека Г.-Б.

Внутренняя политика президента Яла характери­зовалась наступлением на демократические права, на политическую оппозицию и становлением режима личной диктатуры, опирающегося на армию.

Внешняя политика определяется двумя основны­ми факторами: необходимостью получения экономи­ческой помощи и отношениями со своими более силь­ными и развитыми соседями — Гвинеей и Сенегалом. В 1970—80-х гг. государство рассчитывало на помощь СССР и других социалистических стран, а в 1990-х гг. переориентировалось на Запад, прежде всего на Пор­тугалию. Территориальные конфликты с Гвинеей и Сенегалом были разрешены в кон. 1990-х гг. диплома­тическим путём или через Международный суд. От­ношения с Сенегалом омрачаются конфликтами на границе между двумя странами, вызванными воору­жённой борьбой сенегальских сепаратистов на юге Сенегала.

Численность армии Г.-Б. 9,3 тыс. чел., из них 100 чел. служили в ВВС и 350 в ВМС и 2 тыс. в жандарме­рии. Расходы на армию (2001) 5,6 млн долл. США (2,8% ВВП).

Г.-Б. имеет дипломатические отношения с РФ (ус­тановлены с СССР в 1970).