Страны мира

Индия: Наука и культура

Особенностью образования является параллельное существование двух подсистем: формального образова­ния (государственный и частный сектора) и нефор­мального образования. Система формального образова­ния имеет ступени: начальное (первая ступень 1—5-е классы, вторая — 6—8-е классы), среднее (первая сту­пень — 9—10-е классы, вторая — 11—12-е). Высшее — без степени бакалавра (2—3 года обучения в коллед­жах), со степенью — обучение в институтах и универси­тетах. Всего в стране 228 университетов. За развитие высшего гуманитарного образования отвечает Ко­миссия по делам университетов при Министерстве об­разования. Вопросами технического образования веда­ет Всеиндийский совет по техническому образованию. В 1995 создан орган, в задачу которого входит внедре­ние образования по типу высшего в сельских районах — Национальный совет сельских институтов, который претворяет в жизнь идеи М.Ганди об образовании как средстве социально-экономического подъёма деревень. Система неформального образования начала действо­вать с 1979/80. Она призвана дать знания детям (это де­ти из самых бедных семей) и взрослым (от 15 до 35 лет), не владеющим навыками грамотности. В стране более 300 тыс. таких школ (177 тыс. из них исключительно для девочек) с общим числом учащихся ок. 7,5 млн чел.

Крупнейшие организации, курирующие научную деятельность: Совет по научным и индустриальным разработкам (СНИР), Индийский совет по сельскохо­зяйственным исследованиям (ИССХ), Индийский со­вет по медицинским исследованиям. К центральным органам по управлению наукой относятся также депар­таменты: атомной энергетики, электроники, исследова­ний космоса, океана, обороны, окружающей среды и лесных ресурсов, нетрадиционных видов энергии, Ми­нистерство науки и технологий (МНТ). Промышлен­ные предприятия имеют более 1200 собственных науч­но-исследовательских лабораторий. МНТ координиру­ет работу 9 национальных центров по проблемам биологии, метеорологии, геологии, химии, новых мате­риалов и порошковой металлургии. Главный научный потенциал сконцентрирован в СНИР, который был со­здан ещё в 1942. Сейчас он включает 40 институтов и 80 лабораторий с годовым бюджетом 8 млрд рупий (2000) и годовым эффектом от его разработок более 450 млрд рупий. В нём трудится 22 тыс. сотрудников, из них 5300 научных работников (60% имеют степень доктора на­ук). Основные направления его разработок, по которым И. занимает ведущие позиции в мире: проектирование аэрокосмических аппаратов, лекарства, биотехнологии, химия (катализаторы и полимеры), нефтехимия, новые материалы (композиты), гео и радиофизика.

Литература насчитывает 3,5 тыс. лет. Самыми ран­ними произведениями считаются Веды, сборники гим­нов и ритуальных песнопений индоариев. Величайший памятник — эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна.

Крупным представителем санскритской литературы был Калидаса (4 в. н.э.). Известные авторы средневеко­вья — Кабир, Сурдас, Мирабаи, Тулсидас. В дальней­шем литература развивалась на основе местных язы­ков. Основоположником литературы хинди стал Б.Ха-ришчандра (1850—85), яркими представителями — Премчанд (1880—1936), Яшпал (1903—76), У.Ашк (1910—97). Крупнейшим представителем бенгальской литературы был Р.Тагор (1861—1941), поэт, писатель-гуманист и мыслитель, получивший мировое призна­ние. Большой вклад в развитие тамильской литерату­ры внёс Р.Кирушнамурти-Кальки (1899—1954), ма-лаяльской — В.Н.Менон (1878—1958), литературы ур­ду — К.Чандар (1913—77). Визитная карточка страны — Тадж Махал, одно из семи чудес света. Мавзолей пост­роен в 17 в. в Агре по приказу императора Шах Джаха-на. Большой известностью пользуются пещерные хра­мы Аджанты, Эллоры и Элефанты, храмовые комплек­сы Кхаджурахо и Махабалипурама, храмы Джаганнат-ха и Сурьи, а также Дворец ветров в Джайпуре, дворец низама Хайдарабада, музеи-крепости Амера, Гвалиора, Удайпура и Красный форт в Дели. Достойным приме­ром современной архитектуры служит город Чанди­гарх, построенный по проекту Корбюзье. Ведущие ин­дийские архитекторы Ч.Корреа и Б.Доши. Современ­ная живопись представляет синтез традиционных ин­дийских и европейских школ. Её основоположники А.Тагор (1867—1938), Д.Рой (1887—1972), А.Шер Гил (1913—41). Музыка подразделяется на классическую (марги), народную (деши) и музыку кино. Её основу составляет мелодическое построение рага, отличаю­щееся определёнными ладовыми и ритмическими признаками, устоявшимся звуковым рядом. Плеяду известных исполнителей составляют Б.Джоши, Р.Шанкар, М.Суббулакшми, отец и сын А.Ракхи и З.Хуссейн. Индийский танец уходит корнями в глу­бокую древность. Он делится на классический, народ­ный и кинотанец. Существует 6 основных стилей классического танца — бхарата-натьям, катхак, одис-си, манипури, катхали, кучипуди. В Панджабе танцу­ют «бхангру», в Раджастхане «гхумар», в Гуджарате «гарбу». И. — крупнейшая киноиндустрия, произво­дящая более 1 тыс. художественных фильмов в год. Классиками индийского кино являются режиссеры С.Рей и М.Сен, актеры Р.Капур, Г.Датт.