Страны мира

Индонезия: Экономика

Преобразование колониальной структуры эконо­мики началось в 1950.

В основу государственной экономической полити­ки были положены курсы либеральной экономики (1950—57), направляемой экономики (1957—65), экономической демократии (1966—98) и реформиро­вания развития (с 1998). Первый долгосрочный план развития (1969/70—1994/95) включал пять взаимо­связанных среднесрочных планов.

Среднегодовые темпы прироста ВВП составляли в 1950—65 2—3%, в 1975—84 — 7,2% , в 1985—95 — 7,1%, в 1996 — 7,8%. В результате финансового кри­зиса темпы прироста ВВП в 1998 упали до -13,8 %. Инфляция выросла с 12 до 77,6%. ВВП уменьшил­ся с 220 млрд долл. в 1996 до 141 млрд долл. США в 1999. В 2001 он поднялся лишь до 156 млрд долл. США. Темпы прироста ВВП в 2002 составили 3,7%. Доход на душу населения вырос с 75 долл. в 1966 до 1013 долл. США в 1996. Однако в 1998 он сократился до 484 долл. США. И. переместилась из разряда стран со средним доходом в группу стран с низким доходом. Подушевой доход в 2001 вырос лишь до 740 долл. США. Официально зарегистрированная безработица увеличилась с 5,5% в 1998 до 6,4% в 1999.

В 2001 в структуре ВВП удельный вес аграрного сектора, включая рыболовство и лесное хозяйство, составлял (в %) 16,39, горнодобывающей промыш­ленности — 13,59, обрабатывающей промышленнос­ти — 26,11, торговли, отелей, ресторанов — 16,09, элек­тро, газо, водоснабжения — 1,16, строительства — 5,64, транспорта и связи — 5,35, финансов и деловых услуг — 6,20, услуг — 9,46.

Доля занятых в структуре ВВП (2001, в %): в аг­рарном секторе, включая рыболовство, лесное хозяй­ство, 43,77; в торговле 19,24; в обрабатывающей про­мышленности 13,31; в услугах 12,12; в прочих отрас­лях 11,56.

В И. имеется ок. 350 горнодобывающих предприя­тий. Доля отрасли в ВВП 13,59%, в отрасли трудится 725 тыс. чел., или 0,8% всех занятых (2001).

Согласно Конституции 1945 все богатства недр принадлежат государству и должны в максимальной степени использоваться для повышения благосостоя­ния народа.

Добываются: нефть, природный газ, уголь, золото, серебро, а также йод, сера, фосфаты, кварцевый песок, каолин, асфальт, гранит, мрамор, известняк и др. Раз­рабатываются месторождения олова, бокситов, мед­ной, никелевой, марганцевой руд. Горнодобывающие компании объединены в Индонезийскую ассоциацию горнодобывающих предприятий.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП 26,11%, в отрасли занято 10,6% трудящихся (2001). В 2000 было более 22 тыс. крупных и средних предприя­тий (0,8% всех предприятий), но на них производилось 89% добавленной стоимости, создаваемой в отрасли.

Крупнейшим предприятием в металлургической промышленности является интегрированный стале­литейный комплекс «Кракатау стил» в Чилегоне (За­падная Ява), занимающий 1-е место в Юго-Восточной Азии по объёму продукции. Комплекс располагает не­обходимой инфраструктурой, включая самый круп­ный глубоководный порт Чиандунг.

В алюминиевой промышленности ведущим пред­приятием является японо-индонезийское предприя­тие «ПТ. Иналум».

В нефтеперерабатывающей промышленности име­ется 8 заводов общей мощностью св. 1 млн барр. в сут- ки, которые принадлежат Пертамине. Семь заводов по производству сжиженного газа дают продукцию, обеспечивающую И. 1-е место по поставкам сжижен­ного газа на мировой рынок. В 2001 был принят закон о нефти и газе. Он призван ослабить монополию Пертамины в отрасли, которая лишается права заключе­ния контрактов от имени правительства. К 2005 пред­полагается устранить ее монополию на переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти и неф­тепродуктов.

Нефтехимическая промышленность даёт стране азотные удобрения, бензол, метанол, параксиленовые кислоты.

Высокими темпами развивалась цементная промы­шленность, часть продукции которой экспортируется.

Ведущими отраслями лёгкой промышленности являются текстильная, пищевкусовая, производство кожевенных изделий, деревообрабатывающая, ме­бельная, фармацевтическая. В 2001 общая стоимость продукции отрасли составила 36,8 трлн рупий, 15,6% приходилось на пищевкусовую промышленность.

С 1980-х гг. появились новые отрасли промыш­ленности — электротехническая, электронная, а также модернизировались старые. Значительное развитие получило судостроение, центрами которого являются верфи портов Танджунг Приок, Танджунг Перак, Бе-лаван и Танджунг Уганг.

В автомобильной промышленности при участии ведущих автокомпаний мира налажены сборка ряда марок легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, а также производство отдельных компонентов.

Обшая площадь земли, находящейся в сельскохо­зяйственном обороте (без Папуа и Молукк), составляла в 2000 46,9 млн га, земли под строениями и приусадеб­ными участками 17,2 млн га, плантации занимали 16,7 млн га (26,08%), под неорошаемыми полями и садами находилось 12,9 млн га (20,19%), под лесом 8,8 млн га (13,74 %), под орошаемыми полями 7,8 млн га (12,15%).

В продовольственных культурах доминирует рис, выращиваются кукуруза, маис, соя, сахарный трост­ник, табак. Под рисом в 2001 находилось 11,5 млн га, с которых было собрано 50,5 млн т необрушенного риса (56,4% — на Яве). Средняя урожайность риса 44 ц с 1 га.

Плантационный сектор представлен государст­венными, частными (местными и иностранными) плантационными хозяйствами. Основные плантаци­онные культуры: гевея (539 тыс. га), масличные и ко­косовые пальмы, кофейные деревья, какао-бобы, чай, специи.

И. занимает в мире: 2-е место после Таиланда по производству каучука (в 2002 было экспортировано 1,23 млн т), 2—3-е место (в зависимости от года) по поставкам пальмового масла, 4-е место — по произ­водству кофе (общая площадь под этой культурой превышает 1,2 млн га). Крестьянские хозяйства про­изводят 95% всего кофе.

И. сохраняет лидирующие позиции как поставщик копры, мускатного ореха, перца, ванилина, занимает 4-е место по какао-бобам.

Удельный вес рыболовства составляет 2,9% ВВП. Улов крабов, креветок, тунца 4 млн т (2000). Незакон­ная ловля рыбы ежегодно приносит убытки св. 2 млрд долл. США в год. Потенциальные возможности ловли рыбы оцениваются в 6,7—7,5 млн т.

На Яве, Бали и в ряде провинций Суматры хоро­шо развита автодорожная сеть. Общая протяжён­ность автодорог составляла св. 360 тыс. км, из кото­рых 57% — с асфальтовым покрытием (2001). Доро­ги подразделяются на государственные, провинци­альные, районные. Перед кризисом 1997—98 была принята правительственная программа сооружения скоростных магистралей, мостов, соединяющих Су­матру с Явой; острова Бали и Мадура с Явой. Но из-за финансовых трудностей её реализация осуществ­ляется лишь частично.

Железнодорожное сообщение получило незначи­тельное развитие. Протяжённость железных дорог на Яве 5,1 тыс. км, а на Суматре не связанные между со­бой участки железных дорог в совокупности состав­ляют 1300 км (2001). Разработаны проекты модерни­зации имеющихся дорог и сооружения новых на Су­матре, Яве, Калимантане.

Океанский флот насчитывает более 50 судов. Ме­жостровное сообщение обслуживают 2793 судна ме­стного производства и огромный традиционный флот.

В И. имеется 658 морских портов, из них: в ведении госкомпании «ПТ. Пелиндо» — 112. Крупнейшие пор­ты: Танджунг Приок, Танджунг Перак, Семаранг (на Яве), Белаван (Суматра), Думаи (Риау). Остров Батам (6 портов) становится перегрузочным портом мирового класса. Помимо этих портов, есть ещё три грузовых тер­минала и более 40 верфей. Другой порт — в Макасаре — является морскими воротами в Восточную И.

Общее число авиационных компаний превысило 30, число воздушных судов в государственных и част­ных компаниях 514, из них 412 самолётов и 102 верто­лёта (2001). В И. имеется около 180 коммерческих аэ­ропортов, из них 41 крупный. Главный международ­ный аэропорт — имени Сукарно—Хатта в Ченгкаранге (близ Джакарты). Международный аэропорт Ханг Надим на Батаме принимает самолёты класса DC-10 и Boeing 747. Расширены и модернизированы аэропорты в Восточной И. — Сам Ратуланги в Манадо, имени Хас-сануддина в Макасаре, Сепинган в Понтианаке.

В 2001 число почтовых отделений составило 8351, телефонов — 6,7 млн. Монопольное положение в ох­ватывающей всю страну телекоммуникационной свя­зи занимают государственные компании «ПТ. Индо-сат» и «ПТ. Телком», а также частная «ПТ. Сателин-до». Планируется создание инфраструктуры мульти­медийной связи «Нусантара XXI века».

Туристская индустрия — одна из самых доходных отраслей (4—6 млрд долл. США в год). В 2001 И. по­сетило 5,1 млн туристов. Из-за террористического ак­та на Бали 12 сентября 2002 ок. 1,5 млн туристов от­менили свои туры в И., и доходы от туризма сократи­лись почти на 1 млрд долл. И. упрощает визовый ре­жим и таможенные процедуры, координирует турист­скую политику с другими странами АСЕАН.

В промышленной политике правительство исхо­дит из необходимости повышения конкурентоспо­собности индонезийских товаров на мировом рынке. Расширение возможностей средних и мелких пред­приятий позволяет решать проблемы занятости, раз­вития импортозамещения. Модернизация перераба­тывающих предприятий должна содействовать увели­чению добавленной стоимости и укреплению пози­ций И. на мировом рынке как одного из ведущих по­ставщиков сельскохозяйственной продукции. Ослаб­ление зависимости промышленности от импортных компонентов — одна из центральных задач.

И. продолжает политику либерализации инвес­тиционного климата. Иностранным компаниям пре­доставляются долгосрочные контракты на 30-летний период с правом продления срока деятельности. Раз­решается открытие компаний со 100%-м иностран­ным капиталом. Для иностранных инвестиций от­крыты почти все отрасли, в т.ч. промышленность, инфраструктура, атомная энергетика. Действующим в бондовых зонах компаниям предоставляются осо­бые льготы, почти полное освобождение от налогов и сборов.

И. подписала многосторонние соглашения с более чем 50 странами и является членом Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций.

В 2000 правительство ограничило деятельность иностранных компаний в общественном транспорте, межостровном морском сообщении, внутренней тор­говле, кино (съёмка, прокат), радио- и телевещании.

Разрабатывается новый закон об иностранных инвес­тициях, по которому иностранные инвесторы будут приравнены к национальным.

Финансовый кризис 1997—99 выявил структур­ную слабость банковской системы. В 1997 было обра­зовано Агентство по реструктуризации банковской системы, которое провело реструктуризацию и река­питализацию банков. На основе слияния 4 госбанков был создан Банк Мандири. Банк Негара Индонесиа, Банк Ракьят Индонесиа, Банк Табунган Негара, 26 провинциальных банков развития и 12 бывших част­ных банков перешли под контроль правительства. Число банков сократилось с 237 в 1997 до 149 в 2000. Эти и другие меры содействовали оздоровлению бан­ковской системы.

И. придерживается политики строгой бюджет­ной дисциплины. Финансовый год совпадает с ка­лендарным.

Государственный бюджет 2003 исходит из экономи­ческого прироста 4%, объёма ВВП в размере 1940 трлн рупий, курса рупии 9000 за 1 долл. США, инфляции на уровне 9%, ставки на 3-месячные облигации централь­ного банка 13%, цены нефти 22 долл. США за 1 барр. Дефицит бюджета должен составить 1,8% ВВП.

Доля налоговых поступлений в бюджете не превы­шает 80%. Ок. 40% расходной части бюджета выделе­но для обслуживания внешнего долга. Расходная часть бюджета включает текущие расходы и бюджет развития.

Бюджет развития определён в 65,1 трлн рупий (3,4% ВВП). На образование, культуру, развитие мо­лодёжи и спорта выделяется 15,1 трлн; на сельское хо­зяйство, рыболовство, ирригацию 9,5 трлн; на транс­порт, метеорологию и геофизику 9,1 трлн; на оборону и безопасность 7,2 трлн; на социальные нужды, здра­воохранение 6,6 трлн рупий.

Внешний долг составлял в 2002 133,1 млрд долл. США, в т.ч. государственный 69,4 млрд, долги част­ного сектора 63,7 млрд. Внутренний долг государства, образовавшийся в связи с реструктуризацией и река­питализацией банковского сектора, составлял 72 млрд долл. США, т.е. почти 1/2 ВВП.

Относительная фискальная устойчивость 1990— 96 была нарушена кризисом. Законы о региональной автономии передают часть фискальных функций и от­ветственности районным и муниципальным властям.

Внешняя торговля в 2002 продолжала восстанав­ливаться после кризиса. Доходы от экспорта состави­ли 57 млрд долл. США (из них ненефтегазовый сек­тор дал 44,9 млрд долл.). На импорт было затрачено 31,2 млрд, при этом на ненефтегазовый сектор при­шлось 24,8 млрд долл. Объём торговли И. с РФ ок. 250 млн долл. США.

От дальнейшей помощи МВФ И. отказалась в 2003. И. вошла в процесс формирования асеанов-ской зоны свободной торговли (АФТА), подписала соглашение об «АСЕАН+3», соглашения о создании к 2010—15 зон свободной торговли АСЕАН-КНР, АСЕАН-Япония и АСЕАН-Индия. Принимает уча­стие во всех мероприятиях АТЭС, поддерживает все коллективные действия по борьбе с международ­ным терроризмом и обеспечению безопасности ре­гиональных торгово-экономических контактов. Вы­ступила с инициативой создания Диалога стран юго-западной части Тихого океана.

В ВТО И. поддерживает либерализацию торгов­ли, настаивая на снятии введённых США и другими развитыми странами протекционистских барьеров, а также использует нормы ВТО для защиты внут­реннего рынка. Является единственной страной Азии в ОПЕК. Соблюдает установленную квоту до­бычи 1,27 млн барр. в день и выступает за приглаше­ние РФ в ОПЕК.

Являясь членом Ассоциации производителей ко­фе, И. участвует в совместных мерах по предотвраще­нию падения цен на кофе. В 2000 было создано Трёх­стороннее сотрудничество производителей каучука, в которое вошли И., Малайзия и Таиланд. В августе 2002 был создан Трёхсторонний консорциум произ­водителей каучука для координации усилий сторон в вопросах ценообразования.