Страны мира

Индонезия: Наука и культура

Согласно данным Министерства национального образования, в 2000/01 учебном году в 148 964 шко­лах 1,129 млн учителей обучало 25,7 млн учеников. В 76 государственных университетах и высших школах было 918,6 тыс. студентов и 52 тыс. препода­вателей, в 1670 частных высших учебных заведени­ях было 1,8 млн студентов и 142 тыс. преподавате­лей. В 14 мусульманских институтах (кроме Ачех и Молукк) училось 72,5 тыс. слушателей.

Основные научные центры: Индонезийский на­учно-исследовательский институт, выполняющий

ряд функций Академии наук, Индонезийский уни­верситет, Университет Гаджа Мада, Богорский тех­нологический институт. Координирующую роль в развитии науки и технологий выполняют Минис­терство государственных научных исследований и технологий, Агентство по развитию стратегических отраслей промышленности, Национальный совет по исследованиям, Центр развития науки и техники. Принята Стратегическая программа развития наци­ональной науки и технологий на 2000—04, основной задачей которой является улучшение социально-экономических показателей и преодоление отстава­ния И. в науке и технологиях.

Общеиндонезийская культура формировалась на основе богатейшего наследия самобытных культур сотен народностей и этнических единиц. Её становление и развитие были неразрывно свя­заны с борьбой за независимость, что отразилось на формировании национального самосознания и единой нации. Характерная черта индонезийской культуры — плодотворный синтез культурного наследия и творческого восприятия мировой культуры. В плеяду индонезийских прозаиков, поэтов, драматургов входят Сутан Такдир, Амин Хамзах, Х.Анвар, Утуи Тантанг Сонтани, Армаин, Сануси Панэ, Иван Симатупанг, Умар Кхаям, Пу-ту Виджайя, Сонтани, Аип Росиди, Рендра и мно­гие другие. К молодому поколению относятся Гу-наван Мухамад, Тауфик Исмаил. Классиком ин­донезийской литературы является писатель Пра-мудья Ананта Тур.

В живописи, основоположником и классиком ко­торой является Раден Салех, доминирует реалисти­ческое направление. Его представляют Хенг Нгатунг, Сударсоно, С.Суджойоно, Хендра Гунаван, Супарто. К импрессионизму тяготеет живописец Дулах. Экс­прессионизм характерен для поздних работ Х.Гунавана, Басуки Ресобово.

В Джакарте есть Академия изобразительного ис­кусства. С 1980-х гг. расширились творческие союзы художников, скульпторов и архитекторов. Появляют­ся самые различные символические, формалистичес­кие течения, расширяется проникновение западной культуры и искусства.