Страны мира

Ирак: История

И. расположен в междуречье Тигра и Евфрата (греч. — Месопотамия, т.е. междуречье). Месопота­мия была родиной древнейших мировых цивилиза­ций: шумеро-аккадской (3-е тыс. до н.э.), Вавилонско­го царства (21—6 вв. до н.э.), древней Ассирии (3-е тыс. — 7 в. до н.э.). В 7—8 вв. н.э. Месопотамия была завоевана арабами, вместе с ними сюда пришёл ислам. Месопотамия вошла в состав Омейядского и Абба-сидского халифатов (7—11 вв. н.э.). Турецкий султан Сулейман Великолепный подчинил себе в 1534—46 всю Месопотамию и почти 4 столетия она была одной из окраин Османской империи, которая развалилась после 1-й мировой войны. Из трёх провинций бывшей империи — Багдад, Басра и Мосул — и был образован современный И., которым в соответствии с решением Верховного совета Антанты и мандатом Лиги наций в 1920—32 управляла Великобритания. В июле 1921 временное правительство И. избрало королём эмира Фейсала аль-Хашими, однако фактическим руководителем страны оставался верховный комиссар Великобритании в И. В октябре 1932 после отмены мандата И. стал формально независимым госу­дарством и был принят в Лигу наций.

Режим мандата оставил тяжёлое наследие — отста­лую экономику, всесилие феодалов и ростовщиков в деревне, нищету миллионов безземельных крестьян на селе и рабочих, ремесленников, а также безработ­ных — в городе, серьёзные национальные и религиоз­ные противоречия. После получения независимости страной правили ставленники англичан — премьер Нури Саид и регент при наследнике престола Фейсале 2-м эмир Абдул Иллах. Их господство в стране опиралось на поддержку не только англичан, но и ме­стных феодалов и компрадоров.

Период после 2-й мировой войны проходил в об­становке подъёма национально-освободительного движения. Выросла активность политических партий, выражавших интересы рабочего класса, мелкой бур­жуазии и национальной буржуазии. Несмотря на ус­тановление Н. Саидом режима жесточайшей диктату­ры, росло сопротивление антинародной политике правящих кругов. Свои усилия участники националь­но-освободительного движения направили на выход И. из Багдадского пакта (1955), а в октябре-ноябре 1956 здесь прокатилась мощная волна демонстраций с осуждением агрессии Великобритании, Франции и Израиля против Египта. Национально-освободитель­ное движение окончательно оформилось в 1957, когда был создан Фронт национального единства (ФНЕ), в который вошли Иракская компартия (ИКП), Нацио­нально-демократическая партия (НДП), партия Баас (Иракская партия арабского социалистического воз­рождения — ПАСВ) и партия независимости. Про­грамма ФНЕ предусматривала отстранение от власти феодально-монархической клики, выход И. из Багдадского пакта и предоставление конституцион­ных демократических свобод населению. Программа Фронта была одобрена массовыми патриотическими организациями, профсоюзами, а также подпольной организацией «Свободные офицеры», созданной в иракской армии в мае 1956.

Революция 14 июля 1958 ликвидировала феодаль­но-монархический режим. На месте монархии была провозглашена Иракская Республика. Первое респуб­ликанское правительство возглавил руководитель ор­ганизации «Свободные офицеры», ставшей в авангар­де вооружённого переворота в столице, бригадир Аб-дель Керим Касем. За первый год существования рес­публика достигла значительных успехов во внутренней и внешней политике: И. вышел из Багдадского пакта, ликвидировал иностранные военные базы, де­нонсировал соглашения с США по военным и эконо­мическим вопросам, восстановил дипломатические отношения с СССР. В июле 1958 была принята Вре­менная конституция, провозглашавшая равенство всех граждан перед законом, впервые женщин уравня­ли в правах с мужчинами, была легализована деятель­ность общественных организаций и профсоюзов, на­чата чистка государственного аппарата, преданы суду ключевые деятели монархического режима.

В сентябре 1958 начал проводиться в жизнь закон об аграрной реформе, подрывавший основы полуфео­дальной эксплуатации крестьян. В 1959 был утверж­дён Временный план, а в 1961 — первый пятилетний план развития национальной экономики. В целях ос­лабления зависимости от западного капитала И. вы­шел из стерлингового блока, установил контроль над деятельностью иностранных компаний, включая мно­гонациональную компанию «Ирак петролеум компани» («ИПК»). Были установлены торгово-экономи­ческие связи с социалистическими странами, в пер­вую очередь с СССР. Эти государства стали оказы­вать И. содействие в развитии национальной эконо­мики, главным образом в сфере промышленности, ин­фраструктуры и в подготовке национальных кадров.

В сентябре 1961 режим А.К.Касема начал войну против курдского народа на севере страны. Эта война продолжалась с перерывами в течение 30 лет — до 1991. 8 февраля 1963 режим А.К.Касема был свергнут в результате вооружённого переворота, организован­ного партией Баас, Движением арабских националис­тов и военной группировкой полковника А.С.Арефа.

Новый верховный орган власти — Национальный совет революционного командования (НСРК) назна­чил президентом страны А.С.Арефа, однако фактиче­ская власть находилась в руках экстремистских лиде­ров Баас, занявших ключевые позиции в НСРК и пра­вительстве. В первый период пребывания у власти (февраль—ноябрь 1963) ПАСВ проявила себя жесто­чайшими репрессиями, развязанными против комму­нистов и других демократических сил страны. В результате было убито без суда и следствия ок. 5 тыс. чел., а более 10 тыс. брошены в тюрьмы и концлагеря. Практически всё руководство ИКП, включая её гене­рального секретаря Саляма Адиля, было уничтожено.

После ликвидации своих противников режим Баас начал в июне 1963 истребительную войну про­тив курдов, в ходе которой мирное население Кур­дистана подвергалось насилию и жестокому обращению. Антинародный политический курс правя­щего режима, его полнейшая неспособность решить важнейшие проблемы страны ввергли И. в глубо­кий экономический кризис. В сер. 1963 все полити­ческие партии и группировки, участвовавшие в свержении Касема, отказались от союза с ПАСВ. 18 ноября 1963 в результате военного переворота баасисты были отстранены от власти. А.С.Ареф занял посты президента страны, председателя НСРК и главнокомандующего. Недолгий период пребыва­ния у власти А.С.Арефа, а после его гибели в авиа­катастрофе в 1966 — и его брата генерала Абдель Рахмана Арефа, занимавшего до этого пост началь­ника генштаба иракской армии, характерен борьбой внутри правящего блока. Пытаясь вывести страну из кризиса, правительство расширило сотрудниче­ство с ОАР, нормализовало отношения с СССР, пыталось урегулировать отношения с курдами. Под влиянием сторонников развития И. по пути ОАР 14 июля 1964 были приняты законы о национализа­ции крупных предприятий в промышленности и торговле, всех банков и страховых обществ, вклю­чая отделения иностранных банков и страховых компаний. Однако в реальности важнейшие про­блемы, связанные с демократизацией общества, курдским вопросом и экономикой, решены не были. А.Р.Ареф безрезультатно пытался лавировать меж­ду различными силами оппозиции. 17—30 июля 1968 в Багдаде вновь пришла к власти партия Баас, совершив при помощи армии государственный пе­реворот. А.Р.Ареф был смещён с поста президента. Для управления страной был учреждён Совет рево­люционного командования (СРК), во главе которо­го стал бригадир Ахмед Хасан аль Бакр, генераль­ный секретарь иракской Баас, занявший одновре­менно пост президента республики.

Деятельность руководства ПАСВ в 1968—2003, которое учло свой печальный опыт недолгого прав­ления страной, можно свести к нескольким важней­шим направлениям: 1) укрепление социальной ба­зы правящей партии; 2) усиление финансово-эко­номической базы для социально-экономического развития страны и для укрепления прочности ре­жима; 3) решение всех оставшихся крупных поли­тических проблем (курды, коммунисты, шииты, де­ятельность буржуазных и националистических пар­тий и движений) с целью их максимального ослаб­ления и нейтрализации; 4) создание авторитарного режима личной власти президента С. Хусейна, ставшего в ноябре 1969 вторым лицом в государстве и партии; 5) расширение влияния И. в регионе Ближнего Востока, превращение страны в регио­нальную супердержаву.

С приходом к власти партии Баас стала прово­диться «баасизация» офицерского состава армии (за­вершённая к нач. 1970) и всех гражданских звеньев госаппарата. Расширение и обновление социальной базы проводилось и за счёт трудящихся, интеллиген­ции, учащихся вузов. Деятельность профсоюзов ста­вилась под контроль Баас, создавались новые баасистские массовые организации, а также «народные советы» и «народная армия» (вооружённые отряды партии, подчинённые лично С. Хусейну).

В 1972—75 Баас провела национализацию многона­циональной компании «ИПК» и её филиалов в Мосуле и Басре. Этим она взяла под свой полный контроль главное природное богатство страны — нефть. Кроме внешнеполитического значения этого шага, национали­зация «ИПК» привела к огромному усилению власти ПАСВ в связи с резким повышением мировых цен на нефть. Поступления И. от экспорта нефти выросли за 13 лет (1968—80) почти в 55 раз — с 476 млн до 26,1 млрд долл. США. Это дало Баас такую степень фи­нансовой власти и независимости, которой не имело ни одно из предыдущих правительств И., причём распоря­дителями финансов оказалась небольшая группа чле­нов СРК, среди которых был заместитель председателя СРК С. Хусейн. Обладая такой серьёзной финансовой базой, Баас смогла решить ряд важных социальных во­просов, связанных с улучшением социального обеспе­чения, расширением бесплатного медицинского обслу­живания, созданием одной из передовых в 1970-е гг. в арабском мире системы образования.

В 1970 Баас предложила ИКП признать её (Баас) руководящую роль в управлении страной и в деятель­ности массовых организаций. В июле 1973 ИКП вошла в качестве партнёра Баас в Прогрессивный националь­но-патриотический фронт (ПНПФ), лишив себя воз­можности публичной критики действий правящей партии. В 1978, когда союз с ИКП стал не нужен Баас (проблемы курдов и национализация «ИПК» были практически решены), С.Хусейн объявил коммунистов И. иностранными агентами, против них были начаты репрессии, 31 офицер-коммунист был казнён. ИКП была вынуждена уйти в подполье, ПНПФ практически распался. Проблема же курдов была «решена» приня­тием закона от 11 марта 1974 о курдской автономии. Такое «решение» совершенно не устраивало курдов И. В Иракском Курдистане стали проводиться этничес­кие чистки — вместо курдов на север страны переселяли арабов из южных районов. Во 2-й пол. 1970-хгг. из Иракского Курдистана было депортировано св. 700 тыс. чел., уничтожено с 1975 по 1988 ок. 4 тыс курд­ских деревень.

С жесткостью была «решена» и проблема шиитов. В марте 1980 в Иран были высланы несколько десят­ков тысяч иракцев-шиитов иранского происхожде­ния. В том же году по приказу С.Хусейна были казне­ны духовный глава шиитов И. — аятолла Мухаммед Бакр ас-Садр и его сестра. Перед этими событиями в 1970-е гг. были жестоко подавлены выступления шиитов на юге страны.

В июле 1979 С. Хусейн полностью захватил власть в стране, лишив президента А.Х. аль-Бакра всех по­стов. Были расстреляны реальные и потенциальные конкуренты С.Хусейна — треть членов СРК. В живых оставили только тех, кто был способен беспрекослов­но подчиняться своему лидеру.

С целью усиления власти И. в регионе и своего собственного влияния в 1980 С.Хусейн развязал вой­ну с Ираном, которая продолжалась 8 лет. В ходе вой­ны И. потерял убитыми ок. 200 тыс. чел. и ещё ок. 300 тыс. были ранены, а внешняя задолженность со­ставила 80 млрд долл. США.

В августе 1990 С. Хусейн развязал новую войну — против Кувейта, объявив его 19-й провинцией своей страны. Это привело к военным действиям многона­циональных сил 33 стран против И. в январе-феврале 1991. Решением Совета Безопасности ООН в отноше­нии И. была установлена экономическая блокада, продолжавшаяся до апреля 2003. За время блокады от голода и болезней умерло св. 1,5 млн иракцев.

Власти США в последние годы требовали от руко­водства И. допустить инспекторов ООН, изгнанных из этой страны в 1998, для проверки наличия или отсутст­вия на территории И. оружия массового поражения (ОМП) или оборудования для его производства. И. по­стоянно отвечал отказом на эти требования. После ря­да предупреждений в адрес И. от США 18 марта 2003 президент США Д. Буш в ультимативной форме по­требовал от С. Хусейна покинуть И. в течение 48 часов. С. Хусейн публично отверг это требование. Утром 20 марта 2003 Д. Буш объявил о начале военной опера­ции против И., названной «Шок и трепет». В ней уча­ствовали Вооружённые силы США, Великобритании и Австралии. В ходе операции, продолжавшейся 3 неде­ли, число стран — участниц коалиции выросло до 45.

Свою озабоченность в связи с началом войны про­тив И. выразили Китай, Франция, ФРГ, Индия. Пре­зидент РФ В.В. Путин осудил эту военную операцию.

Из государств Европы войска в помощь американо-британской коалиции направила Польша. 1 мая 2003 Д. Буш заявил о завершении войны в И. Багдад был полностью захвачен войсками США 9 апреля. ПАСВ И. была объявлена вне закона.

До начала войны в США было создано «Бюро по восстановлению и гуманитарной помощи И.», преобразованное во Временную коалиционную ад­министрацию в И. В её составе было образовано 23 министерства. Во главе каждого — американец, имеющий по 4 иракских консультанта. В мае 2003 новым главой Временной администрации назначен бывший сотрудник государственного департамента США Пол Бремер. Был учреждён Фонд развития И. с отдельными счетами, открытыми в Централь­ном банке И. Доходы от продажи иракской нефти должны будут поступать на счета Фонда и распре­деляться до формирования правительства И. Вре­менной администрацией.

США планируют осуществить передачу власти от Временной администрации правительству И. в 3 этапа. Вначале военные власти США будут пооче­редно передавать города в управление Временной администрации. На втором этапе власть перейдет в руки иракской Временной администрации, в кото­рой ключевые посты займут представители иракской оппозиции, но по решающим вопросам последнее слово будет за США. На третьем этапе предполагает­ся принятие новой Конституции, проведение выбо­ров в парламент И. и переход всех властных функ­ций к иракцам (кроме министерств внутренних дел и обороны — они будут переданы иракцам позже).

Намечен временный раздел страны на 3 зоны (сек­тора) ответственности: США, Великобритании и Польши. В помощь миротворческим контингентам этих трёх государств придаются миротворцы из дру­гих стран. В польском секторе намечено разместить миротворцев от 23 стран (в т. ч. из Украины числен­ностью 1650 чел., направленных в июле 2003 в район г. Эль-Кут к югу от Багдада).

В августе 2003 в И. находилось 139 тыс. военно­служащих США, 11 тыс. — из Великобритании и ок. 10 тыс. из других 18 государств. Американские воен­нослужащие будут присутствовать во всех зонах.

Временная администрация США разрешила про­вести в И. выборы в местные органы власти. В июле 2003 в Багдаде образован Временный управляющий совет И. (ВУС), состоящий из 25 чел., представляю­щих все основные группы населения — шиитов, су­ннитов, курдов, бывших эмигрантов светской ориентации. 1 сентября 2003 ВУС по согласованию с Вре­менной коалиционной администрацией в И. назначил первый кабинет министров. В кабинет входят 25 ми­нистров: 13 шиитов, 5 арабов-суннитов, 5 курдов-сун­нитов, 1 туркоман и 1 христианин-ассириец. 1 июня 2004 суннит Гази аль Явар, член ВУС с июля 2003, был назначен на пост президента И. Премьер-министром назначен член ВУС шиит Айяд Алауи, основавший в 1991 в эмиграции движение «Иракское национальное согласие».

В августе 2003 начался набор граждан И. в новую национальную армию. Предполагается довести её чис­ленность до 40 тыс. чел. в течение 3 лет. Задача — ох­рана военных объектов, электростанций, сопровожде­ние продовольственных грузов. Вооружённые отряды двух ведущих курдских партий — ДПК и ПСК, кото­рые вместе с США участвовали в боях против армии С. Хусейна, со временем вольются в состав новой иракской армии.