Страны мира

Иран: Экономика

Экономическое развитие И. характеризуется сильной зависимостью от нефти, сохранением в ру­ках государства контроля над основными отрасля­ми экономики, государственного сектора, центра­лизованного планирования, внедрением исламских экономических норм в экономику. Проблемой, за­родившейся в шахский период экономической мо­дернизации и сохранившей остроту в современном И., является не только зависимость промышленно­сти от импорта оборудования, полуфабрикатов, но и продовольственная зависимость от мирового рынка. Либерализация внешнеторговой деятельно­сти и использование внешних кредитов привели в 1990-е гг. к образованию государственного долга, росту инфляции.

Самые острые экономические проблемы современ­ного развития — занятость, а также осуществление приватизации и привлечение иностранных капитало­вложений для создания условий устойчивого роста.

Объём ВВП — 456 млрд долл. по паритету покупа­тельной способности валюты, или 7000 долл. на душу населения (2002). Высокие темпы роста ВВП в 1960— 70-е гг. (10,8%) были подорваны революцией и вось­милетней войной с Ираком. В 1990-е гг. падение ВВП было приостановлено, среднегодовой прирост ВВП в 1990—2002 составил 4,0%.

Норма валового накопления в 1960—70-е гг. бы­ла достаточно стабильной (в пределах 20—24%), в 1980-е гг. снизилась до 15%, в 1990-е гг. вновь вышла на уровень 20—24%. Более 1/2 капиталовложений приходится на частный сектор, обеспечивающий 60— 70% вложений в оборудование.

Отраслевая структура. Доля в ВВП промышлен­ности 31,0%, в т.ч. нефтяной — 15,0%; сельского, лес­ного хозяйства и рыболовства — 14,0%, услуг — 55,0%. Структура занятости: промышленность — 31%, сельское хозяйство — 25%, сфера услуг — 45% (2002).

Основной отраслью добывающей промышленнос­ти является нефтяная. Добыча нефти 3,5—3,7 млн барр./день(175—185 млн т в год), экспорт 2,5—2,6 млн барр./день (125—130 млн т) в зависимости от квоты ОПЕК. Основные центры добычи: на юго-западе стра­ны, в остане Хузестан (Ага-Джари, Марун, Карандж, Парис). Крупнейшие экспортные терминалы распо­ложены на островах Персидского залива: Харг, Ла­ван, Сирри. Вся добыча нефти находится в руках го­сударства. Производство газа составляет 54 млн м3. Газ используется главным образом для внутреннего потребления, так как после распада СССР прекрати­лись поставки газа по газопроводу Канган—Астара. В 2002 вступил в строй газопровод для подачи газа в Турцию.

Производство электроэнергии в 2002 превысило 125 млн кВт-ч и сосредоточено главным образом на электростанциях, работающих на нефти и мазуте (66%) и на газе (30%). В стадии завершения находит­ся строительство атомной электростанции в Бушехре, сооружаемой при техническом содействии РФ.

Ведущие отрасли обрабатывающей промышлен­ности — нефтехимия, чёрная металлургия, текс­тильная, пищевая промышленность, машинострое­ние. С 1990-х гг. принят курс на развитие экспорто-ориентированных отраслей. Экспортными стали чёр­ная металлургия, нефтехимия, автомобилестроение. Производство стали превышает 6 млн т, увеличивают

свой экспорт крупнейшие автомобильные компании «Иран Ходро» и «Сайпа». Обрабатывающая промы­шленность и производство ковров обеспечили в 2002 70% ненефтяного экспорта. Несмотря на приватиза­цию, крупнейшие предприятия остаются в руках госу­дарства.

Проведённые в 1960-е гг. аграрные реформы, зна­чительные финансовые вливания в сельское хозяйст­во в послереволюционный период позволили увели­чить производство зерновых и особенно пшеницы, являющейся основным продуктом питания, почти вдвое, однако темпы прироста в отрасли отставали от темпов урбанизации, роста ёмкости внутреннего по­требительского и производственного рынков. В сред­нем в 1990-е гг. баланс зерновых на 1/4 (а в неурожай­ный 1989/90 на 43%) обеспечивался за счёт импорта. На импорт продовольствия страна ежегодно расхо­дует 2—2,5 млрд долл. США. Сборы пшеницы в кон. 1990-х гг. — 10—11 млн т. И. поставляет на мировой рынок сухофрукты и фисташки. Главная экспортная культура рыбной промышленности — чёрная икра, добываемая в Каспийском море.

Транспорт — одно из наиболее приоритетных на­правлений развития. 80% внутренних перевозок при­ходится на автомобильный транспорт. В 2001 переве­зено 860 млн пассажиров и 210 млн т грузов. Протя­жённость автомобильных дорог к 2000 составила 167 тыс.км. В 2001 завершилось строительство дорог: Зенджан-Тебриз, Тегеран-Чалус, Ахваз-Бендер Имам Хомейни, Кашан-Исфахан. Заканчивается строитель­ство дороги Бафк—Мешхед. Длина основных линий железных дорог 6,3 тыс. км, по ним перевозится до 22 млн ти10 млн пассажиров. Средняя скорость 35 км/ч, в основном из-за изношенности железнодо­рожного полотна. Компьютерной системой контроля оснащена только линия Бафк—Бендер-Аббас, систе­мой слежения — Тегеран—Тебриз. Развитие железно­дорожной сети является одним из основных направ­лений деятельности Организации экономического со­трудничества. До 80% внешнего грузооборота прихо­дится на морской транспорт. Наиболее крупная из че­тырёх судоходных компаний — Судоходная компания ИРИ, в состав которой входит танкерная компания ИННК. Главный порт и военно-морская база на побе­режье Персидского залива — Бендер-Аббас (62% гру­зооборота). Пропускная способность иранских пор­тов ок. 40 млн т. Перед воздушным транспортом (объ­ём перевозок до 10 млн пассажиров и 30 млн т грузов) остро стоит проблема модернизации аэропортов и авиатехники. Крупнейшая авиакомпания — государственная «Иран Эйр». Трубопроводы имеют широко разветвлённую сеть, их общая протяжённость св. 10 тыс. км. Все транспортные сети являются государст­венными.

Телефонной и телеграфной связью охвачены все рай­оны. И. арендует несколько каналов спутниковой связи. С кон. 1990-х гг. разрешено пользование Интернетом, число пользователей в 2002 составило 420 тыс.

Для внутренней торговли характерны наличие большого числа посредников, преобладание мелкой торговли, отсталость материально-технической базы. Своё значение продолжают сохранять базары как цен­тры розничной и оптовой торговли. Мелкие торговцы и ремесленники объединены в аснафы. Согласно последней переписи торговых предприятий, из 1150 тыс. предприятий 878,8 тыс., или 76,4%, представ­ляли собой мелкие заведения с числом занятых 1 чел.

Сальдо платёжного баланса по услугам и туризму отрицательное, хотя И. расширяет продажу услуг, особенно строительных. Программа развития туриз­ма ограничивается преимущественно рамками экс­курсионного туризма, развитие индустрии отдыха, несмотря на исключительно благоприятные природ­ные условия, сдерживается исламскими нормами. Ежегодно в качестве туристов приезжают немногим более 1 млн чел., из них до 40% — из бывших респуб­лик Центральной Азии и Кавказа. Наиболее извест­ный центр отдыха — остров Киш.

В результате «белой революции» было резко огра­ничено помещичье землевладение, ликвидирована из­дольная аренда. Индустриализация осуществлялась на базе использования иностранного капитала и госу­дарственного финансирования. Доля государства в ВВП в 1970-е гг. составляла 46—48%, вмешательство государства в экономику стало носить характер экс­пансии. После прихода к власти в 1979 духовенства тенденция к огосударствлению экономики получила религиозное обоснование. Были национализированы банки, страховые компании, иностранные и крупные отечественные предприятия. Война с Ираком (1980— 88) усилила централизацию экономики, ставшей по своему характеру распределительной. Огромный вес в экономике приобрели исламские фонды, работаю­щие на принципах благотворительных исламских ор­ганизаций, которым была передана значительная часть национализированной собственности.

С нач. 1990-х гг. принят курс на создание рыноч­ной экономики. Правительство отказалось от вмеша­тельства в ценообразование, либерализована внешняя торговля, приняты программа приватизации, новый закон о привлечении и защите иностранных инвести­ций. Приоритетным направлением экономической политики, как и в 1980-е гг., остаётся поддержка мало­го предпринимательства. Поощряются все формы ко­операции. Фактически кооперировано всё сельское население, в промышленности активно действуют 1,7 тыс. кооперативов.

Денежно-кредитная сфера имеет существенные особенности в связи с тем, что все банки являются госу­дарственными и функционируют на беспроцентной ос­нове (закон 1983). Однако в 1999 было законодательно разрешено создание частных и иностранных банков в свободных зонах. С 2001 стали создаваться частные банки (всего 3). Работает Тегеранская фондовая биржа. До 2002 действовали два различных курса риала: им­портный (или нефтяной) и экспортный, фактически приравненный к рыночному. Бюджет на 2002—03 впер­вые был составлен на базе единого курса. Инфляция, достигавшая в 1980-е гг. 40%, снизилась в 2002 до 14,8%.

Налогово-бюджетная система сложилась в 1960— 70-е гг. и в годы исламского правления не претерпела принципиальных изменений. Общий бюджет состоит из текущего (на 2001/02 — 76%) и бюджета развития (24%). Значительная часть бюджетных расходов идёт на субсидии госпредприятиям и на поддержание цен (8—10%). Расходы на оборону не превышают 8% бю­джетных расходов. Основной источник бюджетных средств: доходы от экспорта нефти — 53,5%. Налого­вая база бюджетных поступлений не превышает 1/3. Объём бюджетных расходов в 2000/01 составлял 22,8% к ВВП, бюджетный дефицит 1,1%.

Вывоз отечественного капитала незначителен. Од­ним из главных препятствий ввоза иностранного ка­питала в И. является отсутствие необходимого зако­нодательства и политика США в отношении И. Объ­ём накопленных иностранных прямых инвестиций в 2000 составил всего 2,1 млн долл. США. Относитель­но привлекательный режим для капиталовложений — в свободных экономических зонах (СЭЗ), где допус­кается 100%-е участие иностранного капитала, осво­бождение на 15 лет от налогов, создание частных бан­ков, страховых компаний, отделений иностранных банков. Большинство СЭЗ создано на островах и в портах Персидского залива. Крупнейшие — на остро­вах Кешм и Киш, в Чахбехаре, Хорремшахре, Бендер-Аббасе, Бендер Имам Хомейни, в каспийских портах Энзели и Амирабаде.

Платёжный баланс в значительной мере зависит от нефтяного экспорта, с сер. 1990-х гг. (кроме кри­зисного 1998) имеет положительное сальдо, которое на март 2001 составляло 12,5 млрд долл. США, на март 2002 6,0 млрд долл. США. После либерализа­ции импортного регулирования в нач. 1990-х гг. об­разовался внешний долг. К нач. 2003 он сократился до 8,3 млрд долл. США. Задолженности по выплатам И. не имеет.

Уровень жизни близок к среднемировому, в 1999 индекс развития человеческого потенциала составлял 0,714. Главная проблема — безработица, официальный уровень которой в 2002 13,7%. Население охвачено си­стемой социального страхования. Социальная по­мощь оказывается и через исламские фонды (в 2001 более 700 тыс. чел. получили помощь от Комитета имама Хомейни и Фонда обездоленных). Индекс Джини (2000) 44,9. Минимальная среднемесячная за­работная плата (2000/01) 458 тыс.риалов, или 57,3 долл. США. В расходах городских семей 33,8% со­ставляют жилищные расходы, 31% — затраты на еду, 8,9% — на одежду и обувь, до 8% — расходы на транс­порт, 3% — на образование, 5% — на медицинское об­служивание. В бюджете сельских семей расходы на еду составляют почти 1/2 всех затрат (47,5%). Общие расходы городских семей на 54,3% выше сельских.

Конституционно закреплённое приоритетное на­правление внешнеэкономических связей — ислам­ские страны, но фактически И. ориентируется на раз­витые страны как на основных потребителей нефти, а главное — как на источник капиталов и технологий. Объём внешней торговли в 2001/02 составил 42,0 млрд долл. США, в т.ч. экспорт 23,9, импорт 18,1. Объём экспорта зависит от экспорта нефти, который в 2001/02 составил 19,3 млрд долл. США, т.е. 80,8% все­го экспорта. Основные покупатели иранской нефти — страны Западной Европы (35—50%) и Япония (св. 20%). Торговый баланс во 2-й пол. 1990-х гг. преимущественно активный. Несмотря на провозгла­шённую политику поощрения ненефтяного экспорта, его объёмы не превышают 4,5 млрд долл. США. 1/2 импорта составляют полуфабрикаты для промыш­ленности, до 2 млрд долл. США тратится на закупки продовольствия (зерна, мяса), 3—5 млрд на импорт оборудования. Главными импортёрами являются ев­ропейские страны.

Экономические отношения с РФ включают прежде всего технико-экономическое (энергетика, нефть и газ), военно-техническое сотрудничество и внешнюю торговлю. Обороты внешней торговли — ок. 500—600 млн долл. США, в 2002/03—860 млн долл., предполагается в ближайшей перспективе до­вести до 1—1,5 млрд долл. США.