Страны мира

Иран: Наука и культура

Введено обязательное начальное и среднее образо­вание. В связи с провозглашением в 1980 «исламской культурной революции» были закрыты университе­ты, после 1983 они стали вновь функционировать, об­щее число высших учебных заведений достигло 150, включая педагогические и технические институты. Работает 38 университетов, из них 15 — в Тегеране. Крупнейшим является Тегеранский университет, университеты действуют почти во всех столицах оста­нов. Число студентов вузов в 2002 — 1,5 млн чел. До­ля расходов на образование 4% ВВП.

Научно-исследовательская работа сосредоточена в университетах, научных центрах крупных компаний (ИННК, Организация атомной энергетики). В струк­туре НИОКР преобладают прикладные исследова­ния, большинство их связано с оборонными целями, освоением западных технологий. Расходы на НИОКР не превышают 0,5% ВВП.

Официальные каноны исламской идеологии при­вели к резкому сужению культурного поля, в 1979 бы­ли запрещены не только классическая музыка, театр, балет, многие фильмы, но даже и «Шах-наме» Фирдо­уси. С 1990-х гг. началось постепенное ослабление ис­ламских запретов как на тематику, так и на направле­ния искусства. В живописи, музыке заметно исполь­зование современных мировых школ. Перед выбора­ми президента выступали рок-группы, заметно евро­пейское влияние в живописи. На мировой уровень вышло иранское кино. Наиболее известные мастера иранского кино — Аббас Кияростами («Золотая паль­мовая ветвь» в Канне за «Вкус вишни», «Бронзовый леопард» в Локарно за фильм «Где дом друга?», при­зы международных кинофестивалей в Берлине, Бергамо, Риме, Чикаго за фильм «Под оливами»), Мад-жид Маджиди («Цвет бога»), Мохсен Махмальбаф, сценарист и режиссёр фильмов «Лоточник» (1987), «Велосипедист» (1989, главная награда в Римини), «Салам, синема» (1996, Мюнхен), «Хлеб и ваза» (1996). В 2000 Большой приз Каннского фестиваля завоевала лента Самиры Махмальбаф «Школьная до­ска». Иранское кино, относимое критиками к элитар­ному, отличают высокий профессионализм и особен­ный философский подход к национальному характе­ру иранцев, их культуре, менталитету и его историче­ским корням.