Страны мира

Исландия: Государственное устройство и политическая система

Исландия — демократическое унитарное правовое госу­дарство, республика с президентской формой правле­ния. Конституция 1944 действует с изменениями и дополнениями (30 мая 1984 и 31 мая 1991). Выборы проводятся каждые 4 года и все граждане старше 18 лет имеют право голоса.

В административном отношении делится на 23 района (сисла), 200 сельских общин и 23 города.

Глава государства — президент, олицетворяет выс­шую исполнительную власть, избирается прямым го­лосованием сроком на 4 года. Власть президента огра­ничена и имеет представительный характер. С 1 авгу­ста 1996 президентом страны является Олафур Рагнар Гримссон. В 2000 парламент решил, учитывая большую популярность президента и отсутствие оп­понентов, продлить его полномочия без проведения выборов. Резиденция президента — Бессастадир.

Правительство — кабинет министров во главе с премьер-министром — несёт ответственность перед альтингом, однако министров назначает президент. По итогам выборов в альтинг 10 мая 2003 коалиционное правительство в составе ПН и ПП продолжило свою работу. Премьер-министр — председатель ПН Д. Оддссон — политический долгожитель в Европе, он возглавляет четвёртое правительство (в 1991—95 в ко­алиции с Социал-демократической партией И. (СДПИ), в 1995—99 в коалиции с ПП).

Законодательная власть принадлежит однопалат­ному альтингу (Althingi), который считается старей­шим в Европе, его называют «прадедушкой парламен­тов». Состоит из 63 депутатов.

Партийно-политическая система близка сканди­навской, хотя межпартийное сотрудничество осуще­ствляется «поверх идеологических барьеров». На пра­вом фланге крупнейшая — ПН (консервативная — Sjalfstaedhisflokkur), оформилась в 1929. К ней при­мыкает ПП (аграрно-либеральный союз — Framsoknarflokkurinn), основана в 1916. Левый фланг представляет Социал-демократический союз — СДС, наследник СДПИ (Althydhuflokkurinn), основанной в 1916, который традиционно пользуется поддерж­кой части Федерации исландских профсоюзов. К ней идеологически близок Народный союз — НС (Althydhubandalagid), основанный в 1956 как избира­тельный блок левых социалистов и коммунистов.

На прошедших 10 мая 2003 очередных парламент­ских выборах ПН во главе с нынешним премьер-мини­стром Оддссоном получила 33,7% голосов избирате­лей (22 депутата). Союзник по кабинету ПП во главе с Халлдором Асгримссоном, министром иностранных дел, — 17,7% (12 мест). Наибольший прирост по срав­нению с предыдущими выборами 1999 получил СДС во главе с популярной Гисладоттир — бывшим мэром

Рейкьявика, их результат — 31% (20 депутатов). Лево-зелёный альянс — 8,8% (5 мест), либералы — 7,4% (4 депутата). Хотя правящая коалиция потеряла 4 манда­та по сравнению с 1999, ей удалось сформировать ка­бинет министров, сохранить прежние направления своей политики.

Судебная система осуществляется на двух уров­нях: Верховный суд из 5 членов, которых пожизненно назначает президент, и 26 местных (помимо ряда спе­циальных) судов.

Во внутренней политике доминирует в разных со­четаниях коалиция четырёх политических партий. Важнейшие темы избирательных кампаний — вопро­сы налоговой политики, борьба за доступ к рыболов­ным квотам и проблемы охраны окружающей среды. Одна из задач, стоявших перед правительством в по­следние годы, заключалась в выработке эффективных мер против перелова рыбы и сокращения (примерно на 20%) размеров рыбопромыслового флота.

Главная тема внутриполитических дискуссий — отношения с ЕС. Хотя страна в 1994 (вместе с Норве­гией и Лихтенштейном) подписала с ЕС соглашение о Едином экономическом пространстве (ЕЭП) и тем са­мым урегулировала свои торгово-экономические от­ношения, Рейкьявик опасается полноправного член­ства из-за рыболовной политики ЕС.

И. упорно противилась попыткам международных экологических организаций наложить мораторий на промысел китов и согласилась с ним лишь в 1989 под угрозой торгового бойкота. В сер. 1990-х гг. прави­тельство одобрило возобновление китобойного про­мысла в ограниченных масштабах, а позже решило во­зобновить его с 2006, что вызвало резкие дебаты: ки­тобои не удовлетворены затяжкой, а туристические компании считают, что это подорвёт их бизнес.

Основные направления исландской внешней поли­тики основываются на: 1) северном сотрудничестве, в частности в рамках Северного Совета; 2) членстве в НАТО; 3) тесных связях с ЕС посредством соглаше­ния о ЕЭП; 4) участии в ООН, особенно по экологи­ческим и природоохранным вопросам, и 5) продолже­нии сотрудничества по вопросам обороны с США.

Политика обеспечения безопасности определяется геостратегическим положением острова, играющим ключевую роль для защиты Северной Америки. В 1946 альтинг принял решение о передаче аэродрома в Кефлавике (в 50 км от Рейкьявика) для базы амери­канских ВВС. В 1948 страна присоединилась к Плану Маршалла, а в 1949 вступила в НАТО. В сложной международной обстановке 5 мая 1951 заключено американо-исландское соглашение «об обороне», закрепившее статус военной базы США. Развернувшее­ся движение за вывод иностранных войск заставило правительство неоднократно обсуждать вопрос об их присутствии. В 1985 альтинг объявил И. «безъядер­ной зоной», запретив НАТО размещать любое ядер­ное оружие на её территории.

Отношения с европейскими соседями и их интег­рационными объединениями — ЕС и ЕАСТ складыва­лись в зависимости от решения проблем рыболовства. Борясь за сохранение условий воспроизводства рыб­ных ресурсов, И. расширила в 1952 границы рыболов­ной зоны с 3 до 6 морских миль. В 1958 И. распрост­ранила свою юрисдикцию на 12 морских миль, что вызвало протесты Великобритании. В 1972 вновь рас­ширила границу до 50 морских миль, что привело к «рыбной войне» и стычкам между исландскими и ан­глийскими судами. В 1975 — уже до 200 морских миль, что спровоцировало третью и самую серьёзную «тресковую» войну. Эти противоречия были разреше­ны лишь к нач. 1990-х гг. в ходе переговоров между ЕАСТ и ЕЭС. Итоговый документ, принятый в 1994, признавал права И. при её уступках ЕС, что не устра­нило взаимные споры.

В соответствии с Конвенцией морского права ООН (вступила в силу 16 ноября 1994) И. необходимо урегулировать проблему лимитации шельфа к югу — Рейкнейская гряда и район Хэттон Рокал, к западу — в районе Херринг Лупхолл. И., Дания (от имени Фарер­ских островов), Великобритания и Ирландия вовлече­ны в тяжкие переговоры. Не определён принцип — разграничение или совместная эксплуатация, но Рейкьявик весной 2000 предложил Лондону начать двусторонние консультации.

Поскольку рыболовная политика ЕС противоре­чит экономическим интересам И., её правительство воздерживается от участия в этой организации. После пятого расширения ЕС Комиссия Европейского сою­за выдвинула требование об отчислении Рейкьяви­ком взносов в фонды ЕС на уровне 127 — 155 млн ев­ро за доступ исландской продукции на его расширен­ные рынки. При вступлении в ЕС на правах полно­правного члена взнос И. может составить от 57 до 86 млн евро при утрате национального контроля за до­ступом иностранных сейнеров в исландские воды. Только СДС выступает с проевропейских позиций за проведение референдума по интеграционному вопро­су до 2007. Сохранение правящей коалиции, состоя­щей из ПН и ПП, не приведёт к изменению политики правящего руководства.

В НАТО маленькая И. намерена не отставать от союзников и участвовать в миротворческих операци­ях: сформирован список из 100 добровольцев (поли­цейские, врачи, инженеры, спасатели) для подобных миссий. Как активный член ООН И. выдвинула свою кандидатуру и была поддержана странами Северной Европы в качестве непостоянного члена СБ ООН на 2009—10. Исландские рыболовные компании активно делятся своим опытом и технологиями в Рыболовной комиссии ООН.

За исключением нескольких патрульных судов Службы береговой охраны — 120 чел., страна не име­ет вооружённых сил. Но остаётся стратегически важ­ным членом НАТО и на основании двустороннего ис­ландско-американского договора 1951 (продлён в 1996) аэропорт Кефлавик является базой для ВВС США. Здесь находятся св. 2 тыс. чел. американских военнослужащих и вольнонаёмных исландских граж­дан, размещены Оборонительные силы И. в НАТО в составе 85-й группы ВВС США (самолёты АВАКС, Р-3С, РС и КС-135) и 25 служб и командований.

И. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР в 1944, а с 1926 поддерживались че­рез Данию). Она первой среди западных стран при­знала независимость Прибалтийских стран, её по­сольство в Москве представляет интересы в СНГ.