Страны мира

Испания: Экономика

Испания — индустриально-аграрная страна с развитой, масштабной и многоотраслевой экономикой. В 2002 по объёму ВВП (796 млрд долл. по ППС) она занима­ла 5-е место в Западной Европе и 13-е в мире. ВВП на душу населения — 19400 долл., что составляет 85% среднего уровня 4 ведущих европейских стран. В 1991—2002 по темпам среднегодового прироста ВВП (3,1%) И. на несколько пунктов опережала среднеев­ропейские показатели. Решающие факторы экономи­ческого роста — внутренний спрос (прирост св. 4% ежегодно в 2000—01), экспорт (9% в 2001), эффектив­ная государственная экономическая политика.

В отраслевой структуре на долю сельского, лесно­го хозяйства и рыбной ловли приходится 4%, промыш­ленности и строительства — 31%, сферы услуг — 65% (2002). В сельском хозяйстве занято 8% экономически активного населения, в промышленности и строитель­стве — 28%, в сфере услуг — 64% (2000). Уровень без­работицы 12,2% (2,3 млн чел. в 2002), в т.ч. доля безра­ботных в общей численности экономически активного мужского населения — 9,7%, экономически активных женщин — 20,5%, среди молодёжи — 28,5%.

Для промышленности И. характерен повышенный удельный вес отраслей, работающих на потребительский спрос (38,3% в ВВП), сравнительно более низкая доля наукоёмкой продукции (6%), значительные дис­пропорции в региональном размещении промышленно­сти. На три провинции — Каталонию, Валенсию, Мад­рид приходится почти 50% ВВП страны. На обрабатыва­ющую промышленность приходится 19% ВВП (2001), в т.ч. на машиностроительный комплекс (транспортное, общее, электротехническое, радиоэлектронное машино­строение) 34% ВВП. Главной движущей силой промыш­ленного развития И. выступают сектор телекоммуника­ций и информационных технологий (8% ВВП), автомо­билестроение (6% ВВП, или св. 3 млн автомобилей в год, 80% которых экспортируется, 2001). В отличие от автомобильной промышленности, практически полностью контролируемой иностранным капиталом, в информа­ционно-телекоммуникационном секторе страны моно­польные позиции занимает всемирно известная испан­ская ТНК «Телефоника», контролирующая 1/10 миро­вого рынка информационных технологий. В целом И. по ряду показателей обрабатывающей промышленности (производство автомобилей, станков, телекоммуника­ционного оборудования, продукции нефтехимической, химической, текстильной, обувной — 159 млн пар в год, пищевкусовой промышленности) входит в первую де­сятку мировых производителей. Среди других отраслей обрабатывающей промышленности выделяются: судо­строение, чёрная и цветная металлургия, фармацевтиче­ская промышленность, производство стройматериалов и цемента (38 млн т). Из отраслей топливно-энергетиче­ского комплекса наибольшей динамикой характеризу­ются нефтеперерабатывающая, газовая промышлен­ность, атомная энергетика. Производство электроэнер­гии — 223 млрд/кВт-ч (2001). Старейшая отрасль наци­онального хозяйства — добывающая промышленность (менее 1% ВВП и 0,5% всех занятых в промышленнос­ти) представлена предприятиями по добыче и перера­ботке металлических руд, угля (23,4 млн т), цинка, меди, олова, вольфрама, марганца, ртути (2,5 тыс.т, 30% миро­вого производства, 1-е место в мире).

В сельском хозяйстве 40% стоимости аграрной про­дукции приходится на животноводство и птицеводство, 35% — на овощеводство, садоводство и виноградарство (27,9 млн т в 2001), 25% — на зерновой сектор. Несмот­ря на относительно развитое и многоотраслевое сель­ское хозяйство, последнее тем не менее не в состоянии обеспечить страну такими продуктами питания, как зер­но, мясо, молочные продукты. Основными, наиболее конкурентоспособными видами аграрной продукции являются цитрусовые: апельсины (40% мирового произ­водства, 1-е место в мире) и лимоны (15%, 2-е место), оливки и оливковое масло (1-е место в мире), помидоры, косточковые (персики, абрикосы, сливы) и семечковые (яблоки, груши) культуры, орехи (миндаль). По разме­рам виноградников И. занимает 2-е место в ЕС (после Франции), по производству вина 4-е место в мире. Вы­ращиваются также бананы, картофель, сахараносы (са­харная свекла и тростник), хлопок, табак. Производство зерновых (пшеницы, ячменя, кукурузы, овса) ориенти­ровано в основном на внутренний рынок. И. является 3-м в мире импортёром зерна. Единственным видом зер­новых, который И. традиционно экспортирует, является рис. Животноводство в основном малотоварное и экс­тенсивное. Разводятся крупный рогатый скот, овцы, ко­зы, свиньи, лошади, мулы и ослы, специальное поголо­вье быков для корриды, домашняя птица. Производство скота и птицы на душу населения в убойном виде — 118 кг. Рыбная промышленность — одна из самых крупных в Европе (1% ВВП). Улов рыбы и добыча других море­продуктов на душу населения — 28,1 кг (2001).

Сфера услуг обеспечивает 3,5% ежегодного прирос­та ВВП (2001). Ведущие отрасли сферы услуг: торгов­ля и общественное питание (22,5% ВВП), туризм (11% ВВП), денежно-кредитная сфера (7% ВВП).

В 2001 И. посетило 74,4 млн иностранных туристов (2-е место в мире после Франции), в том числе 26,2 млн так называемых экскурсантов (без ночевки). До­ходы от туризма составили почти 40 млрд долл. (3-е место в мире после США, Франции). 91% туристов приезжает в И. из Европы. Выезд российских туристов в И. составил 221 тыс.чел. (2001). Доходы от туризма покрывают на 136,6% отрицательное сальдо торгового баланса страны, обеспечивают работой 1,3 млн чел., оказывают воздействие на развитие транспорта и дру­гих отраслей промышленности. Сфера туризма в И. находится под контролем государства, что в значи­тельной мере объясняется возможностями самой стра­ны развивать туристический бизнес, стремлением со­хранить исторические памятники своей культуры.

В денежно-кредитной системе И. насчитывается ок. 150 банков с общей численностью филиалов 17 727 и общим числом занятых 138 386 чел. (2000). Централь­ный банк разрабатывает и реализует кредитно-денеж­ную политику с учётом введения в стране евро. Харак­терная особенность банковской системы И. — исключи­тельно высокий уровень концентрации и централиза­ции производства и капитала. С сер. 1980-х гг., особен­но после вступления И. в ЕС, этот процесс ещё больше усилился. На долю 4 ведущих испанских банков прихо­дится свыше 60% банковских депозитов страны. Высо­кий уровень централизации капитала характерен и для испанских сберегательных касс. В нач. 1990-х гг. в ре­зультате серии слияний и поглощений были созданы две ведущие сберегательные кассы, аккумулирующие св. 90% личных сбережений испанских граждан.

Протяжённость автомобильных дорог 663,8 тыс.км, в т.ч. с твёрдым покрытием — 657,2 км (99%). Железных дорог 12,5 тыс.км (из них электрифициро­ванных — 7,1 тыс.км). Основная часть железных дорог принадлежит государственной компании РЕНФЕ. К 2004 предполагается начать процесс частичной прива­тизации компании. Морским транспортом перевозит­ся 80% импортных и 70% экспортных грузов, задейст­вовано 1502 морских торговых судна общим водоизмещением св. 2 млн т. Число аэропортов — 110 (вклю­чая частные), их ежегодная пропускная способность — св. 80 млн пассажиров. Число пользователей мобиль­ными телефонами 12 млн чел. (2002), Интернетом 4,6 млн чел. (2001).

Конституция И. определяет экономическую модель страны как «свободное рыночное хозяйство», которое органы государственного управления «гарантируют и защищают в соответствии с требованиями общего эко­номического развития и планирования». При этом за государством сохраняется исключительная компетен­ция в вопросах экономической политики. Предусмат­ривается, что государство будет также «регулировать свободную частную инициативу исходя из общих эко­номических интересов страны». Стратегическая задача экономической политики 1990-х гг. — достижение эко­номических показателей Маастрихтских соглашений ЕС. Большое внимание уделяется развитию мелкого и среднего бизнеса, структурной перестройке промыш­ленности и банковской сферы, включая приватизацию отдельных государственных предприятий. За 1993— 2002 бюджетный дефицит сократился с 7,1 до 1,1%, уровень инфляции с 11,4 до 3,4%. Государственный долг составляет почти 63 млрд долл. (2002).

Структурная перестройка промышленности на­правлена на создание наукоёмких отраслей промыш­ленности, модернизацию производства и рационализа­цию управленческих структур кризисных отраслей (текстильной, судостроительной, угольной, энергетиче­ской, нефтеперерабатывающей, черной металлургии) с целью повышения их конкурентоспособности, поэтап­ную приватизацию отдельных государственных пред­приятий, пересмотр их субсидирования с целью повы­шения эффективности функционирования. В целом по промышленности ставится задача роста производи­тельности труда, повышения качества выпускаемых то­варов, увеличения удельного веса (на 20—25%) товаров с высокой добавленной стоимостью, ликвидации избы­точных производственных мощностей, достижения оптимального соотношения занятости и технологии пу­тём закрытия устаревших цехов и установок, замены их новыми высокопроизводительными видами оборудова­ния. Главный проводник промышленной политики — Министерство промышленности, которое разрабатыва­ет среднесрочные программы развития промышленнос­ти в целом, а также отдельных отраслей.

К числу наиболее приоритетных направлений го­сударственной экономической политики относится развитие мелкого и среднего бизнеса, роль которого в экономике страны исключительно велика. На долю 97% компаний с числом занятых до 50 чел. приходит­ся 46% занятых и 60% общего объёма ВВП. Особым вниманием со стороны государства (в плане налого­вого и льготного стимулирования) пользуется т.н. сектор общественной экономики — компании трудя­щихся, кооперативы объединённого труда, общества коллективных действий и т.д., совмещающие (в отли­чие от государственных и частных предприятий) ком­мерческие и социальные функции.

Налоговая реформа осуществлялась в несколько эта­пов и была направлена прежде всего на устранение ана­хронизмов налогообложения франкистского периода. В ходе реформы в большее соответствие было приведено соотношение между прямыми и косвенными налогами, доля последних снизилась почти в 1,5 раза; путём введе­ния прогрессивной шкалы налогообложения увеличи­лось налоговое бремя наиболее обеспеченных слоёв на­селения; налоговых льгот лишились земельные собст­венники и наследники крупных состояний, введены на­лог на добавленную стоимость (вместо двух десятков налогов, существовавших при франкизме), прогрессив­ная шкала налогообложения на прибыль предпринимательского сектора, усовершенствована система фискаль­ного инспектирования и штрафных санкций. В резуль­тате резкого увеличения собираемости налогов их доля в ВВП возросла с 16% в 1975 до почти 37% в 2001.

Доходы и расходы государственного бюджета со­ставляют соответственно 105 и 109 млрд долл. (2000). 96% общего объёма бюджетных поступлений прихо­дится на налоги, в т.ч. прямые 29,7%, косвенные 21%, отчисления в социальный фонд 39%, налоги на собст­венность 0,2%. В 2001 центральный бюджет страны контролировал 65% государственных расходов по сравнению с 90% в 1975, а без счетов государственных предприятий и системы социального обеспечения — всего 35%. Децентрализация бюджетных средств и их передача на региональный уровень осуществляется преимущественно в форме целевых субсидий по ли­нии Фонда межтерриториальных компенсаций (ФМК, создан в 1984). Объём финансирования регио­нов рассчитывается по определённой формуле и авто­матически увеличивается каждые 5 лет. В компетен­ции центра находятся только долгосрочные инвести­ции с правом местных властей (на уровне муниципалитетов) самостоятельно выбирать механизм финан­сирования своих инвестиционных проектов. Наряду с децентрализацией бюджетных средств происходили существенные изменения и в направлениях их расхо­дования: сокращались расходы на государственное уп­равление (снижение доли заработной платы государ­ственных чиновников) и на военные нужды. В струк­туре расходования бюджетных средств основной объ­ём (св. 50%) приходится на социальное обеспечение, здравоохранение, образование и культуру, на государ­ственное управление 5,5%, на оборону 3,2%.

Денежно-кредитная политика обеспечивала фи­нансовую стабильность и координацию экономиче­ской политики в строгом соответствии с задачами и приоритетами структурных реформ. Одновременно большое внимание уделялось структурной перест­ройке банковской сферы в сторону её диверсифика­ции (повышение роли иностранных банков, инвес­тиционных фондов и страховых компаний), пре­одоления чрезвычайной замкнутости и ориентации преимущественно на внутренний рынок (до нач. 1980-х гг. участие даже самых крупных националь­ных банков в международных операциях составля­ло немногим более 1%), уменьшения прямого госу­дарственного контроля над финансово-кредитной системой, постепенного интегрирования её в де­нежно-кредитную систему ЕС. С созданием едино­го внутреннего рынка ЕС (1993) были сняты по­следние ограничения на пути свободного движения капитала. В частности, либерализован выход испан­ских ценных бумаг на международные финансовые рынки, принято законодательство, разрешающее проведение кредитных операций между резидента­ми и нерезидентами, разрешено открытие счетов резидентами за рубежом, национальная валюта ста­ла полностью конвертируемой. Единственное ограничение, сохранившееся для нерезидентов, — они не могут вкладывать свои средства в отрасли «на­ционального интереса»: железные дороги, радио, телевидение, военную промышленность.

Основные приоритеты социальной политики — борьба с безработицей, сфера образования, здравоохра­нения, социальное обеспечение. В 2001 государственные расходы в социальную сферу составили 16% ВВП (против 8% в 1975). Система социального обеспечения представлена единым и 5 специальными режимами (для сельскохозяйственных рабочих, шахтёров, эконо­мически активного населения, госслужащих и воен­ных), охватывающих 95,5% населения страны. 2/3 сис­темы социального обеспечения идёт на выплату соци­альных доходов (пенсии по старости, инвалидности, выплаты по страхованию от несчастных случаев и т.д.), 50% этих выплат — пенсии по старости. Источники со­циальных выплат: бюджетное финансирование и взно­сы в систему социального страхования (66% общей суммы социальных расходов), в т.ч. предприниматель­ские взносы (85%), взносы трудящихся (15%). Пенси­онные выплаты (по старости) и пособия по безработи­це составляют более 55% (14,5% в 1975) общего объёма средств социального обеспечения. Наряду с относительно высоким средним размером пенсии (60—100% среднего уровня заработной платы), ежегодным увели­чением объёма минимальной пенсии введён в действие и механизм индексации пенсий (в начале каждого фи­нансового года) в зависимости от темпов роста потре­бительских цен, повышена управляемость пенсионной системы, создан Государственный совет по делам пре­старелых, координирующий деятельность соответству­ющих региональных ведомств, занимающийся разра­боткой и реализацией геронтологических планов. Вли­яние частных пенсионных фондов, несмотря на высо­кую динамику их роста, остаётся пока незначитель­ным. Они охватывают 20% экономически активного населения страны, а объем аккумулированных ими средств 5%. Пособия по безработице получают 70% об­щей численности безработных.

Система здравоохранения преимущественно госу­дарственная. Доля государственных расходов на здра­воохранение 7,4% ВВП (2001). Административно-ор­ганизационные функции управления системой на фе­деральном уровне возложены на Национальный ин­ститут здравоохранения, который работает в тесном взаимодействии как с большинством подчинённых ему, так и с независимыми региональными органами здравоохранения. Взяв на себя 83% расходов на здравоохранение, правительство в значительной мере ук­репило престиж государственной системы здравоо­хранения, обеспечило высокий качественный уровень государственных медицинских услуг и бесплатный доступ к ним 99,5% населения страны. На первой ста­дии клинического лечения больные оплачивают толь­ко 40% стоимости лекарств, хронически больные 10%, пенсионеры полностью освобождены от их оплаты. Государство финансирует 70% продаваемых на внут­реннем рынке фармацевтических товаров, что являет­ся одним из самых высоких показателей в ЕС.

Внешнеэкономическая политика направлена на раз­витие экспорта, диверсификацию его товарной и гео­графической структуры, сокращение дефицита торго­вого баланса. Доля И. в мировой торговле поднялась с 1,6% в 1975 до 4,4% в 2001, в т.ч. по экспорту с 0,7 до 1,9%, по импорту с 0,9 до 2,5% соответственно. Экспорт товаров 111 млрд долл.: на сельскохозяйственное сырьё и продовольствие приходится 19%, полуфабрикаты — 40%, готовые промышленные товары — 41% (из них на наукоёмкую продукцию — 8%, 2001). Импорт 144 млрд долл. Почти 60% испанского импорта составляют сель­скохозяйственные и продовольственные товары, сырьё, энергоносители и технологически сложная машинотехническая продукция. Основными статьями машинотехнического экспорта (21% общего объёма вывоза) являются транспортные средства (автомобили, суда и судо­вое оборудование, станки для лёгкой и пищевкусовой промышленности, оборудование для атомных электро­станций). В числе товаров экспортной специализации И. — нефтепродукты (6% мирового экспорта), продук­ция чёрной и цветной металлургии, пищевкусовой, лег­кой и обувной промышленности, стройматериалы, це­мент. В импорте велика доля наукоёмкой продукции, нефти и нефтепродуктов, химических товаров, метал­лов и изделий из них, хвойных пиломатериалов, продо­вольствия (10%), в т.ч. зерна (30% всех закупок продо­вольствия). Основные торговые партнёры: ЕС (ок. 70% внешнеторгового оборота); развивающиеся страны (18%), в т.ч. страны Латинской Америки (9%); США (5%); Китай и Япония (3%); страны Центральной и Восточной Европы (4%), включая РФ (1,6%).

Одна из основных проблем испанской внешней торговли — хронический дефицит торгового баланса (30 млрд долл. в 2001). Несмотря на ускоренные тем­пы роста товарного вывоза, коэффициент экспортно­го покрытия импорта имеет тенденцию к сокраще­нию. В 2001 он составил 74% против 80% в 1995.

Приток прямых иностранных инвестиций в И. 36 млрд долл. (2001), а объём накопленных прямых ино­странных инвестиций — 160 млрд долл. (2001). Ос­новные инвесторы: ЕС (около 70% общего объёма) и США (17%). Объём накопленных прямых испанских инвестиций за рубежом также велик — 160 млрд долл., из них 60% приходится на Латинскую Америку, 35% — на ЕС. Отрицательное сальдо платёжного ба­ланса по текущим операциям 19 млрд долл. (2001), го­сударственный внешний долг 90 млрд долл. (1997).

В 2000 объём экспорта И. в РФ составил 0,7 млрд долл., импорта — 1,6 млрд долл.; св. 80% приходится на нефть и другие сырьевые товары. По сравнению с 1995 ежегодный приток испанских капиталовложе­ний в российскую экономику увеличился более чем в 2 раза, общий объём накопленных испанских инвес­тиций в РФ — около 100 млн долл. (2000).