Страны мира

Испания: Государственное устройство и политическая система

Испания является социальным, демократическим госу­дарством, политическая форма которого — парла­ментская монархия. Действует Конституция, одоб­ренная на общенациональном референдуме 6 декабря 1978 и вступившая в силу с 29 декабря 1978.

В административном отношении И. разделена на 17 автономных сообществ Королевства И. (Андалу-зия, Арагон, Астурия, Балеарские острова, Валенсий-ское сообщество, Галисия, Канарские острова, Кантаб-рия, Кастилия — Ла Манча, Кастилия и Леон, Катало­ния, Ла Риоха, Мадрид, Мурсия, Наварра, Страна Ба­сков, Экстремадура). Сеута и Мелилья также управля­ются как автонономные сообщества. Каждое из сооб­ществ состоит из одной или нескольких провинций, всего провинций 50. Крупнейшие города: Мадрид, Бар­селона (1,6 млн жителей), Лас Пальмас (897 тыс.), Санта Крус де Тенерифе (819), Валенсия (739), Севи­лья (701), Сарагоса (604), Малага (531), Бильбао (354 тыс. жителей). Девять других испанских городов — Сантьяго де Компостела, Гранада, Саламанка, Авила, Сеговия, Куэнка, Касерес, Толедо, Кордовы — признаны ЮНЕСКО достоянием человечества (боль­ше, чем в какой-либо другой стране мира).

Глава государства — король Хуан Карлос I (с 22 ноября 1975). Он же высший представитель Испан­ского государства на международной арене, Верхов­ный главнокомандующий, глава Высшего Совета обо­роны, гарант демократических ценностей и Конститу­ции страны. Король действует и принимает решения с одобрения парламента страны, который, в свою оче­редь, разделяет с королём ответственность за приня­тые решения. Король назначает председателя прави­тельства (премьер-министра) и по представлению пре­мьер-министра членов кабинета Совета министров.

Глава исполнительной власти — председатель прави­тельства, как правило, является лидером партии, распо­лагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. С 1996 этот пост занимает Хосе Мария Аснар Лопес. Выс­шим консультативным органом правительства является Государственный Совет, состоящий из 29 членов.

Законодательные и контрольные функции над дея­тельностью правительства закреплены за парламентом (Генеральными кортесами), состоящим из двух палат. Большая часть полномочий принадлежит нижней пала­те, Конгрессу депутатов (350 мест). Принятые им зако­нопроекты представляются на рассмотрение верхней па­латы — Сената (259 депутатов), но Конгресс депутатов большинством голосов может преодолеть вето Сената.

Парламент избирается прямым, тайным голосованием гражданами И., достигшими 18 лет, сроком на 4 года: де­путаты Конгресса — на пропорциональной основе по партийному списку, сенаторы — на основе территори­ального представительства. 208 сенаторов выбираются по пропорциональной системе от каждого автономного сообщества и каждой провинции, 51 сенатор выбирается парламентами автономных сообществ. По результатам последних парламентских выборов 12 марта 2000 места в Сенате распределены следующим образом: консерва­тивная Народная партия (НП) — 127 мест, Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) — 61 место, региональные партии: каталонская партия «Конверген­ция и Союз» (КиС) — 8, Баскская националистическая партия (БНП) — 6, Канарская коалиция (КК) — 5, Пар­тия независимых Лансарота (ПНЛ) — 1 место. В соста­ве Конгресса депутатов НП имеет 183 депутатских мест (46,6%), ИСРП — 125 (34,1%), КиС — 15 (4,2%), коали­ция «Объединенные левые» (ОЛ) — 8 (5,5%), БНП — 7(1,5%), КК 4 — (1%), Галисийский националистичес­кий блок (ГНБ) — 3 (1,3%), Партия Андалузии — 1 (0,9%). Президент нижней палаты депутатов — Луиза Фернандо Луди, президент палаты Сената — Эсперанса Агирре Хиль де Бъедма.

Согласно статусу (одобрен на референдуме в октя­бре 1979) каждое автономное сообщество имеет соб­ственный парламент (законодательную ассамблею), президента, избираемого парламентом, и правитель­ство с широкими полномочиями на региональном уровне в области землепользования, строительства, транспорта и общественных работ, экономического развития, туризма, культуры, здравоохранения и об­разования. Президент парламента одновременно является высшим представителем региона на государст­венном уровне. Однако в случае возникновения кон­фликтных ситуаций государственные интересы пре­валируют над региональными. Парламенты автоном­ных сообществ избираются сроком на 4 года на про­порциональной основе по партийным спискам. Каж­дая из 50 провинций имеет собственный муниципаль­ный совет, возглавляемый (после 1997) назначаемым региональной властью уполномоченным (делегадо).

Судебная система включает Верховный суд (Верхов­ный трибунал), состоящий из 20 членов, назначаемых королём на 5 лет, 19 территориальных высших судов, уголовные суды первой инстанции в каждой провинции, окружные, муниципальные и специальные суды. Дейст­вует также и Конституционный суд, состоящий из 12 членов, назначаемых королём на 9 лет, в функции кото­рого входит контроль за соблюдением Конституции.

Нововведением Конституции 1978 является пост «народного защитника» коллективных прав и прав личности, признаваемых сегодня за всеми испански­ми гражданами.

Среди выдающихся деятелей периода демократи­ческих преобразований И. следует особо выделить Адольфа Суареса Гонсалеса и Филипе Гонсалеса Мар­кеса. Суарес — председатель правительства И. в 1976— 81 и правящей в тот период центристской партии — Союза демократического центра (СДЦ). Главная за­слуга А. Суареса — проведение политики «националь­ного согласия», обеспечившей быстрый и успешный демонтаж франкистской авторитарной системы, включавший политическую амнистию, легализацию политических партий (включая КПИ), демократичес­ких профсоюзов, восстановление дипломатических отношений с СССР, проведение первых после 1936 свободных парламентских выборов, победу на кото­рых одержала руководимая им центристская коали­ция СДЦ, разработку и принятие Конституции 1978. Гонсалес — лидер ИСРП, председатель правительства И. (в 1982—96), политик, придавший стране европей­скую динамику. За время пребывания у власти ИСРП удалось переосмыслить идеологические основы пар­тии, осуществить глубокие структурные преобразова­ния в экономической и социальной сфере, более чем в 3 раза поднять уровень ВВП на душу населения, обес­печить вступление и активное членство И. в ЕС, моди­фицировать систему участия И. в НАТО.

Среди политических партий реальным влиянием пользуются две общенациональные партии — правящая консервативная, правоцентристская Народная партия (председатель партии Хосе Мария Аснар Лопес) и Ис­панская социалистическая рабочая партия (Хосе Луис Родригес Сапатеро). НП (первоначальное название — Народный альянс) создана в 1976 в результате слияния 7 политических групп, получивших на первых демокра­тических выборах 1977 весьма скромные результаты. Основатель и главный идеолог партии — один из извест­ных общественно-политических деятелей эпохи фран­кизма Мануэль Фрага Ирибарне. ИСРП — одна из ста­рейших в Европе, создана в 1879 типографским рабочим Пабло Иглесиасом. С момента создания и до прихода к власти Франко ИСРП всегда играла важную роль в по­литической жизни страны: входила во II Интернацио­нал, была крупнейшей партией Народного фронта в пе­риод гражданской войны 1936—39. Во франкистский период, будучи на нелегальном положении, партия не­сколько ослабила свою деятельность. Однако с нач. 1970-х гг. в связи с избранием нового генерального секретаря (Ф.Гонсалеса) ИСРП превращается в ведущую оппозиционную партию страны. На выборах 1982 она одержала триумфальную победу, получив поддержку 12 млн голосов избирателей, что дало ей абсолютное боль­шинство в парламенте (202 депутатских мандата в ниж­ней палате и 134 места в Сенате), позволило сформиро­вать правительственный кабинет во главе с премьер-ми­нистром Гонсалесом. Среди региональных партий: БНП (Хавьер Арсальюс Антиа, создана в 1985 Сабино Арана, по своей идеологии христианско-националистическая); КиС (президент Хорди Пухоль и Солер, представляет коалицию Демократической конвергенции Каталонии и Демократического союза Каталонии, обе партии созда­ны в нач. 1930-х гг., по своей идеологии — национал-цен­тристские); ГНБ (Хосе Мануэль Бейрас); КК, состоя­щая из 5 партий (Паулино Риверо); Партия независи­мых Лансарота (Димас Мартин Мартин); левое движе­ние представлено партией «Объединенные левые» (ОЛ, генеральный координатор Гаспар Льямасарес Триго, со­здана в 1986 как предвыборная коалиция Коммунисти­ческой партии И. (КПИ), Партии социалистического действия (ПСД), партии «Республиканские левые» и независимых, некоторых других мелких партий, впос­ледствии вышедших из коалиции).

Профсоюзное движение, насчитывающее 15 млн членов, представлено в первую очередь довольно мощ­ным Всеобщим союзом трудящихся (ВСТ), создан­ным ИСРП в 1888, Профсоюзной конфедерацией ра­бочих комиссий левого толка, созданной в 1956 и иг­равшей значительную роль в борьбе с франкистским режимом (насчитывает 900 тыс.членов), проправи­тельственным Профсоюзным синдикатом рабочих (ПСР), целым рядом университетских профсоюзов. В стране действуют также многочисленные отраслевые и региональные предпринимательские ассоциации, объединённые в национальный патронат — Испан­скую конфедерацию организаций предпринимателей (ИКОП), созданную в 1977, играющую важную роль в разработке экономической и социальной политики правительства. По результатам социологических оп­росов, наибольшим доверием среди более чем 50% ис­панцев пользуется испанская католическая церковь, включая «Опус Деи» — иерархическую клерикальную организацию, в своей идеологии пытающуюся соединить веру и профессиональную работу. Наряду с ло­яльно настроенными к правительству общественными организациями действуют несколько левоэкстремистских организаций: баскская «Родина и свобода» (ЭТА), закрытая военно-террористическая организа­ция, основанная в 1959; ГРАПО («Группа антифашистского сопротивления 1 октября»), созданная в 1975. Выступают против Конституции и статуса авто­номного сообщества, считая его попыткой ликвидации национальных исторических и культурных традиций.

Внутренняя политика И. направлена прежде всего на «строительство государства самоуправляемых регио­нов», обеспечение их взаимной солидарности. Начав­шийся в 1978 процесс регионализации происходил по следующим основным направлениям: разработка стату­са автономных сообществ, проведение административ­ной реформы путём передачи власти и ресурсов авто­номным сообществам и муниципалитетам посредством сложного процесса переговоров и конституционных по­правок. Особое внимание уделяется разработке полити­ки сглаживания экономических и социальных диспро­порций в рамках единой региональной политики ЕС. Ведётся также активная борьба с коррупцией государст­венных и партийных чиновников, преступностью (осо­бенно среди молодёжи), нелегальными иммигрантами.

Внешняя политика современной И. формируется под влиянием факторов, вытекающих из её членства в НАТО, ЕС, других международных организациях, а также с учётом двустороннего военно-политического сотрудничества с США, традиционных связей с Латин­ской Америкой, странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. Практически три четверти 20 в. И. по целому ряду причин, прежде всего из-за сорокалет­ней франкистской диктатуры, находилась в длительной международной изоляции. И. сохраняла нейтралитет в 1-й мировой войне и формально в период 2-й мировой войны, фактически же являясь союзником Германии и Италии. В 1950—60-е гг. после краткого послевоенного периода международной изоляции начинается актив­ное военно-политическое сближение И. с США, а кос­венно — и с НАТО, учитывая ключевую роль Вашинг­тона в этой организации, берётся курс на экономичес­кую интеграцию со странами ЕС. Однако полностью нормализовать свои отношения с демократическими государствами Западной Европы И. удалось только в постфранкистский период. В 1981—82 завершается процесс подписания и ратификации Протокола о вступлении И. в НАТО. Вместе с тем вопрос о характе­ре этого членства оставался открытым вплоть до прове­дения общенационального референдума 1986, утвер­дившего особый статус участия И. в НАТО, ограни­ченного только политическими структурами. Вступле­ние в ЕС (1986) открыло «зелёную улицу» для подклю­чения Мадрида к Западноевропейскому союзу (1988), а с 1 января 1990 и к военному бюджету НАТО. После распада СССР И. полностью меняет прежнюю концепцию национальной безопасности, которая ограничи­валась исключительно обороной собственной террито­рии, и становится активным и полномасштабным уча­стником всех североатлантических действий по обеспе­чению коллективной безопасности, включая и миро­творческие операции (в зоне Персидского залива, Косо­во, Югославии и др.). 1 января 1999 И. после длитель­ного и сложного процесса формирования испанской модели членства в НАТО полностью присоединилась к его интегрированной военной структуре. Главными ар­гументами для принятия такого решения правительст­вом Аснара стали: исчезновение биполярности и пре­вращение альянса в крупнейший центр силы, начало расширения НАТО на восток, реформирование после окончания «холодной войны» интегрированной военной структуры НАТО и, как следствие этого, угроза превращения И. во второразрядного партнёра. За счёт умелого внешнеполитического маневрирования Мад­риду, однако, удалось сохранить безъядерный статус своей территории, привлечь внимание НАТО к пробле­мам Средиземноморья с целью обеспечения безопасно­сти своих анклавов на территории Марокко — Сеуты и Мелильи, усилить свой переговорный потенциал в споре с Великобританией по Гибралтару.

Приоритетное место во внешней и оборонной по­литике занимает и двустороннее испано-американ­ское военное сотрудничество, которое Мадрид потен­циально может использовать в качестве поля для ма­невров и дополнительного «силового» рычага при ре­шении внешнеполитических вопросов. Осознавая всю важность атлантического направления своей внешней политики, И. тем не менее достаточно ак­тивно выступает в пользу развития европейской идентичности в области обороны и безопасности, приветствует углубление интеграционных процессов в рамках ЕС, высказывается за последовательное «врастание» ЗЕС в Евросоюз. В этой связи Мадрид считает, что укрепление трансатлантической солидарности и развитие европейской интеграции — это два, с одной стороны, параллельных, а с другой — взаимодополняющих процесса, которые не следует про­тивопоставлять друг другу. Держась в рамках своих внешнеполитических приоритетов, И. не отказывает­ся от активного отстаивания собственной позиции по отдельным международным проблемам, которая мо­жет не совпадать с линией Вашингтона, партнёров по НАТО, ЕС и ЗЕС. Однако степень такой автономии не настолько высока, чтобы дать повод для обвине­ний Мадрида в его неверности принципам западной солидарности.

Общая численность Вооружённых сил И. — 177,95 тыс. чел., включая 9,4 тыс. женщин. Они состоят из Сухопутных войск — 118,8 тыс. чел. (в т.ч. женщин — 6,6 тыс. чел.), Военно-морских — 26,95 тыс. чел. (1,6 тыс.) и Военно-воздушных — 22,75 тыс. чел. (1,2 тыс.) сил. Основные районы размещения испанских Воору­жённых сил: сухопутных — Балеарские и Канарские острова, анклавы Сеута и Мелилья; военно-морские базы — Эль Ферроль (провинция Ля Корунья), Сан-Фернандо и Рота (Кадис), Картахена (Мурсия), Лас Пальмас и Пальма де Майорка (Канарские острова), Махон (Менорка). Численность зарубежного контин­гента испанских миротворческих сил (в Афганистане, Боснии, Югославии) — 2,85 тыс. чел. Число резервис­тов — 328,5 тыс. чел. Американский военный контин­гент на территории И. составляет 2,13 тыс. чел., в т.ч. Военно-морских сил — 2080 чел. и Военно-воздушных сил — 250 чел. Испанские Вооружённые силы ком­плектуются на основе всеобщей воинской повинно­сти (срок службы 9 месяцев, призывной возраст — 20 лет). С декабря 2002 было принято решение о по­степенном переходе на контрактную основу, к полно­стью профессиональной армии. Военные расходы около 7 млрд долл., или 1,1% ВВП (2001).