Страны мира

Италия: Экономика

Италия — высокоразвитая страна, входящая в «семёр­ку» лидеров современного мира. В 2001 удельный вес её ВВП в мировом производстве был равен 3,1%, экс­порте товаров и услуг — 4,0%, численности населения — 0,9% (в совокупном производстве, экспорте и насе­лении промышленных стран — соответственно 5,6; 4,0; 5,3). В 2002 итальянский ВВП с учётом покупательной стоимости валют составлял 1438 млрд долл., в расчёте на душу населения — 25 тыс. долл. (28-е место в миро­вом рейтинге). По конкурентоспособности она нахо­дилась на 39-м месте, уступая всем странам ЕС (оцен­ка Всемирного экономического форума).

На протяжении послевоенного периода, вплоть до нефтяного кризиса 1970-х гг., И. была второй по сред­негодовым темпам роста ВВП и производительности

труда среди ведущих стран Европы (после ФРГ) и четвёртой в капиталистическом мире (с учётом Япо­нии и Южной Кореи), а по темпам роста инвестиций занимала седьмое место. Трудности последующих лет и особенно перестройка социально-экономической системы, начавшаяся в 1990-х гг., заметно сократили этот динамизм. Среднегодовые темпы роста в 1994— 2002 были ниже средних для ЕС (1,9% против 2,4%). Ухудшились и внешнеэкономические позиции стра­ны. Принадлежащая ей доля мирового рынка (по до­бавленной стоимости), поднявшаяся за 1950—80 с 2,0 до 4,5%, вновь сократилась. В области торговли машинами и оборудованием, где И. принадлежит 9,6% мирового экспорта, особенно заметным было сниже­ние её доли в экспорте автомобилей и запчастей к ним (с 3,6 до 3,0% за последние 5 лет), электротехническо­го и точного оборудования (с 2,1 до 1,8%). По темпам среднегодового роста почасовой производительности труда в обрабатывающей промышленности И. также уступала другим ведущим странам (0,9% против 4,5% в США, 4,6% во Франции за те же годы).

Отличительная черта итальянской экономики — резкие межрегиональные различия по уровню разви­тия и благосостояния. Производство на душу населе­ния на Юге составляет около 60% показателя остальной части страны, разрыв между районами достигает 2,2 ра­за (Эмилия-Романья — Калабрия); по обеспеченности инфраструктурой он ещё больше — 4,2 раза (Лигурия — Апулия). Уровень безработицы на Севере — 4,0% (жен­ской — 5,8%), на Юге — 18,3% (женской — 26,4%). Около 40% занятых в сельском хозяйстве Юга и около 30% в строительстве работают в теневом секторе.

В структуре ВВП (% по добавленной стоимости) доля промышленности составляет 25,8 (в т.ч. обраба­тывающей — 22,8), сельского хозяйства — 3,2, строи­тельства — 5,5, сферы услуг — 65,5. В структуре заня­тости они занимают соответственно 21,7 (21,0); 5,5; 6,9; 65,9. Масштабы теневой экономики оцениваются в 25—30% ВВП. Неформальная трудовая деятельность охватывает 20% трудоспособного населения. Самым распространённым её видом является совместительст­во — официально декларируемое (около 1 млн чел.) или неофициальное, особенно широко представленное не­полной занятостью в сельском хозяйстве (около 7 млн). На Юге основой благосостояния некоторой части на­селения служит криминальный бизнес. Около 3% работа­ющего населения — иммигранты.

Соотношение между численностью занятых и тру­доспособным населением в И. самое низкое в ЕС (55,2% против 64,2%), особенно в женском сегменте (41,9% против 55,5%). Безработица составляет 9,0% активного населения против 7,6% в ЕС. Она особенно заметна в женском сегменте, где достигает 31,4% в возрастной группе 15—24 года. Структура занятости отличается от среднеевропейской высоким удельным весом «независимых» работников (27,4% против 15,6%). Заметно реже, чем в среднем по ЕС, применя­ются такие формы занятости, как неполный рабочий день (8,6% общей численности работников против 18,1%) и временные контракты (9,9% против 13,0%).

И. входит в ведущую европейскую четвёрку произ­водителей стали и ферросплавов, электроэнергии, це­мента и других основных видов продукции тяжёлой индустрии. Она является одним из мировых лидеров автомобилестроения (более 1 млн легковых автомоби­лей в год). Сильные экспортные позиции И. занимает в производстве электробытовых товаров длительного пользования, конторского оборудования и вычисли­тельной техники, машин и оборудования для обработ­ки пластмасс, текстильной, обувной, пищевой и поли­графической промышленности. В то же время это один из ведущих мировых поставщиков продукции лёгкой промышленности: текстильных и швейных изделий, обуви, керамики и т.д. По выпуску обуви (более 400 млн пар в год) она уступает только США. Многие ита­льянские компании доминируют на мировых рынках готовой одежды. Важной экспортной отраслью являет­ся дизайн, приносящий стране около 10 млрд долл. в год.

Энергосырьевая база промышленности обеспечи­вается преимущественно за счёт импорта. Ввозится около 90% нефти, практически весь коксующийся уголь, более 90% железной руды, 2/3 марганцевой руды, а также руды легирующих металлов. В структуре про­изводства электроэнергии 78% приходится на ТЭС, 20,2% — на ГЭС, 1,6% — на геотермальные источники, 0,4% — на использование энергии ветра; 16% электро­энергии импортируется. Север располагает 71,2% ус­тановленной мощности ГЭС и 44,4% — ТЭС.

Особенность итальянской промышленной структу­ры — в стране мало крупных ТНК и абсолютно преобла­дают малые и средние предприятия (МСП). Среди 500 ведущих мировых ТНК в 2001 насчитывалось лишь 8 итальянских, первая из которых, «ФИАТ», занимала 49-е место, а восьмая, пищевкусовая «Эдисон», — 353-е. В число 50 ведущих европейских ТНК входили только три итальянские компании, причём «ФИАТ» стояла лишь на 17-м месте. В мировом отраслевом рейтинге по­зиции итальянского крупного капитала были более впе­чатляющими: «Эдисон» занимала 2-е место, «ФИАТ» и нефтеперерабатывающая ЭНИ — 7-е, телекоммуникационная «Оливетти» — 10-е. Кроме того, итальянский крупный капитал заметен в страховом бизнесе и в бан­ковской сфере. Широкое присутствие итальянского бизнеса на внешних рынках в значительной мере обес­печивается деятельностью средних и малых компаний, многие из которых не только экспортируют свою про­дукцию, но и создают зарубежное производство.

На предприятия с числом занятых до 10 чел. прихо­дится 94,8%, до 20 чел. — 98,0% действующих в стране производственных единиц, с числом занятых 250 чел. и больше — 0,1%. Средний размер предприятий по этому показателю вдвое ниже, чем в ЕС. Прослойка крупных предприятий (более 500 чел.) сосредоточивает менее 15% занятых (против 40% во Франции и 50% в Велико­британии). Тенденция к рассредоточению производст­ва усиливается: за 1991—2001 средняя численность за­нятых на предприятии снизилась с 6,7 до 6,3 чел.

Малое и среднее предпринимательство образует ос­нову промышленных округов (кластеров) — типичных для Севера и Центра территориально-производствен­ных комплексов, функционирующих на основе специа­лизации и кооперирования в секторах производства, со­ставляющих международную специализацию И. В окру­гах, которых насчитывается около 200, сосредоточено поч­ти 45% занятых в промышленности; на них приходится более 40% национального экспорта. Многие округа от­правляют за рубеж от 1/3 до 2/3 продукции, а некоторые и больше. Например, округ Прато (85 тыс. предприятий с 44 тыс. занятых) экспортирует 66% своего производст­ва текстиля и готовой одежды; он один обеспечивает 10—11% этой статьи национального вывоза. Округ Монтебеллуна (416 предприятий с 8,8 тыс. занятых) экспор­тирует 73% своего производства спортивной обуви. Ак­тивная роль МСП в продвижении национальной продукции на внешние рынки является особенностью ита­льянской экономики. Имеются и округа, специализиру­ющиеся на туризме, которых насчитывается около 300.

В округах благодаря сосредоточению техничес­кого опыта, информации, кадров, финансовых ре­сурсов (местные сбережения и малые банки) и про­изводственных мощностей идёт непрерывный («возрастающий») процесс обновления и диверси­фикации выпускаемой продукции. Согласно прове­дённому в 2001 исследованию Комиссии ЕС, И. ли­дирует по интенсивности этого процесса (новая продукция составляла 13,5% годового оборота про­даж против 6,5% в среднем для ЕС). Благодаря спе­цифике своей инновационной модели И. удаётся со­хранять статус мирового поставщика не только мно­гих видов потребительской продукции, но и современного промышленного оборудования среднего технологического уровня.

В структуре сельскохозяйственного производства на продукцию земледелия приходится 95,4%, лесного хо­зяйства — 1,2%, рыболовства — 3,4%. И. является одним из мировых лидеров по производству «средиземномор­ских» видов продукции — оливкового масла, вина, суб­тропических фруктов и овощей. Зерновое хозяйство и животноводство развиты слабее. Высокопродуктивное аграрное производство сосредоточено на Севере, где ис­пользуются современная техника и земледелие на оро­шаемых площадях. В остальных районах ирригация не­достаточна, местами наблюдается эрозия почв.

Пригодная для использования площадь — 20,2 млн га, реально используется 74,4%, посевы занимают 41,6%. На производстве зерновых специализируется 16,4% хозяйств, а вместе с другими видами посевов — 26,0%. На орошаемых землях Паданской равнины вы­ращивается рис, по урожайности которого И. входит в число мировых лидеров. Сбор зерновых в 2000 соста­вил 20,6 млн т, в т.ч. пшеницы — 7,5 млн т. Производст­вом «средиземноморских» культур занято 47,4% хо­зяйств, главным образом на Юге. На молочном живот­новодстве специализируется 2,3% хозяйств, мясном — 1,0% (оба направления характерны для Севера), на раз­ведении овец и коз — 4,9% (Юг). Смешанную специа­лизацию имеет 10,2% хозяйств.

Согласно цензу 1990, 95,7% собственников земли, на которых приходилось 70,3% используемой площа­ди, обрабатывали её без найма рабочей силы. На 3,9% собственников, применявших наёмный труд, прихо­дилось 29,1% используемой площади.

И. располагает плотной сетью железных дорог стандартной колеи общей протяжённостью 19,8 тыс. км, из которых 60% электрифицировано, и 1,0 тыс. км узкоколеек. Сеть шоссейных дорог с твёрдым покры­тием имеет протяжённость 668,7 тыс. км, в т.ч. 6,5 тыс. км скоростных магистралей. Автопарк насчитывает 40 млн единиц (св. 32 млн — легковые, 2000). Неболь­шая сеть внутренних водных путей обслуживает то­варные перевозки. Трубопроводы обеспечивают транспортировку природного газа (протяжённость — 19,4 тыс.км), нефтепродуктов (2,2 тыс. км) и сырой нефти (1,7 тыс.км). Воздушный транспорт располага­ет 135 аэропортами, в т.ч. международными — в Риме, Милане, Неаполе, Болонье, Генуе, Пизе, Турине и Ве­неции. Торговый флот насчитывает 467 крупных су­дов общим тоннажем 8499,3 тыс. т, из которых 62 — иностранные под итальянским флагом. На нефтена­ливные суда приходится 40% тоннажа.

В 2000 по железной дороге было перевезено 82,2 млн т грузов и 431,5 млн пассажиров. Грузооборот со­ставил 23,8 млн ткм и 431,5 млн пасс.-км. Морским транспортом было перевезено: под итальянским фла­гом — 154,6 млн т грузов и 79,8 млн пассажиров, под иностранным флагом — 308,5 млн т грузов и 5,7 млн пассажиров. Авиатранспорт осуществил перевозку 90,0 млн пассажиров. Национальные аэропорты приняли 605,4 тыс рейсов, пропустили транзитом 45,0 млн пасса­жиров, выгрузили 2454,0 тыс.т грузов и 511,1 тыс.т поч­ты, отправили 3060,1 тыс.т грузов и 512,8 тыс.т почты.

Телефонная сеть обслуживается тремя спутника­ми связи и 21 линиями подводного кабеля. Телевизи­онное вещание ведут 358 станций. В сети Интернет работает 93 провайдера, число пользователей состав­ляет 19,2 млн чел.

В отраслевой структуре сферы услуг на первом ме­сте находится статья «торговля, ремесло и предложе­ние товаров бытового назначения». Вклад этого секто­ра в ВВП 14,8%, доля в общей занятости 15,2%. На до­лю торговли (оптовой, комиссионной, розничной) в 1998 приходилось около 40% общего числа занятых сфе­ры услуг, около 55% оборота продаж этого сектора и 1/3 добавленной стоимости. Соотношение оптовой (вмес­те с комиссионной) и розничной торговли по объёму продаж равнялось 1,5:1. Сеть розничной торговли на­считывала в 2001 636,5 тыс. точек, из которых 39,8% на Севере, 20,6% в Центре и 30,6% на Юге. Преобладают предприятия традиционного, «семейного» или инди­видуального типа, специализированные на продаже определенного вида товаров. В среднем на 1 тыс. насе­ления приходится 8 специализированных и 0,04 не­специализированной торговой точки. Средняя чис­ленность персонала на предприятии розничной тор­говли — 2,4 чел. В 2000 в стране имелось 6,2 тыс. су­пермаркетов и 301 гипермаркет.

И. — одна из стран-лидеров международного ту­ризма (4-е место). Доходы этой отрасли в 2002 соста­вили 10,4 млрд евро. Хорошо развит и внутренний ту­ризм. В 2000 по количеству ночёвок коллективных туристов-резидентов в расчёте на 100 тыс. населения (338) И. далеко опережала средний уровень ЕС (297).

Крупными отраслями сферы услуг являются так­же финансовое посредничество (вклад в ВВП — 6,9%, доля в занятости — 2,6%), здравоохранение и связан­ные с ним общественные услуги (соответственно 5,1 и 5,6%), деятельность государственной администра­ции (5,5 и 6,6%). На долю «различных услуг предпри­ятиям и частным лицам» приходится соответственно 11,1 и 10,8%. Экономическая и социальная политика И. с нач. 1990-х гг. строится на основе структурных реформ, ста­вящих целью модернизацию экономики и социальной сферы в общих рамках углубления процесса европейской интеграции и гармонизации национального зако­нодательства с нормативами ЭВС. Ключевыми направлениями этого нового курса были приватизация значи­тельной части государственного сектора и бюджетно-финансовая стабилизация, соединившая в себе ряд ин­ституциональных преобразований — реформы налого­вой и пенсионной системы, рынка труда, банковской системы и фондовой биржи, административного аппа­рата, регионального управления. Часть средств, полу­ченных от приватизации, предполагалось использовать для погашения огромного государственного долга.

Программа приватизации, рассчитанная на ряд лет, включала акционирование главных государственных холдингов ИРИ и ЭНИ, ведущих институтов и финан­совых учреждений публичного права, нескольких госу­дарственных монополий. Форма и сроки определялись применительно к каждому объекту. Приватизации подверглись более 30 крупнейших предприятий про­мышленности и сферы услуг, ведущие банки. В ряде случаев государство сохраняло за собой «золотую ак­цию». За 1994—2000 доходы казны от приватизации составили 122 трлн лир (около 6% ВВП).

Для оздоровления финансовой ситуации был прове­дён бюджетный манёвр, включавший сокращение ряда статей расходов и чрезвычайные налоговые меры (в т.ч. «европейский налог» на активы компаний). Был пере­смотрен порядок расходования бюджетных средств на экономику Юга, где предполагается более эффективно использовать поступления из структурных фондов ЕС. Благодаря этим усилиям и поступлениям от приватиза­ции И. удалось относительно быстро, за 1992—98, со­кратить бюджетный дефицит с 12,1 до 2,8% ВВП, а тем­пы инфляции до менее чем 2%. Это дало основание странам-партнёрам согласиться на присоединение стра­ны к ЭВС уже в «первой волне», с января 1999.

Среднесрочная бюджетная политика направлена на ликвидацию дефицита, постепенное снижение нало­говой нагрузки и увеличение вложений в инфраструк­туру. Программа на 2002—06 содержит схему двухлет­него снижения налогов, стимулирующую капиталовло­жения (уже доказавшую свою эффективность в 1994— 96): 50% инвестиционных расходов, превышающих средний уровень 5 предшествующих лет, могут вычи­таться из налогооблагаемого дохода. Меры по облегче­нию налоговой нагрузки, зафиксированные в очеред­ном «социальном контракте», включают сокращение

ставок подоходного и корпоративного налогов, а также социальных отчислений по региональному налогу на производственную деятельность. Правительство С.Берлускони делает упор на применение современных методов управления государственными активами (ве­личина которых оценивается не менее чем в 1,3 трлн ев­ро), привлекая на руководящие посты в госсекторе бес­партийных технократов. Предпринимаются усилия к возвращению из-за рубежа капиталов, вывезенных с на­рушением валютного и налогового законодательства (их объём достигает 40—50 млрд евро).

Параллельно была начата реформа рынка труда. Она включала согласованное с профсоюзами сдерживание роста заработной платы в обмен на среднесрочные меры властей и бизнеса по расширению занятости. С 1993 эти «социальные контракты» регулярно перезаключаются и вводятся как составная часть в среднесрочные «скользя­щие» бюджетные программы. Комплекс мер, расширяю­щих сферу занятости, включает: более широкое исполь­зование «нестандартного» найма — ученичества, непол­ного рабочего дня, временной занятости; допуск в сферу найма частных агентств (до недавнего времени она нахо­дилась в руках государства); в проблемных районах — соглашения социальных партнёров с местными властя­ми по созданию новых рабочих мест. Делаются попытки «вывести на свет» хотя бы часть теневой занятости, но они пока не дают ощутимых результатов.

Важным направлением политики реформ стал пе­ресмотр пенсионной системы, поглощавшей около 80% за­трат на социальное обеспечение и накопившей огром­ный дефицит. Законодательство 1995—97 ставило це­лью упорядочение сложившегося, довольно «пёстро­го» пенсионного режима (устранение ряда привиле­гий) и постепенный переход от распределительной си­стемы к накопительной, а также постепенное снижение пенсионного возраста. Началось создание частных пен­сионных фондов, куда, согласно имеющимся проектам, в перспективе перейдет до 2/3 трудящегося населения.

Новый курс предусматривает также проведение административной реформы, направленной на сокра­щение персонала, ликвидацию дублирующих струк­тур и повышение качества услуг, в т.ч. путём перевода управленческого процесса на компьютерную основу («электронное правительство»).

Реформирование кредитно-денежной системы на­чалось ещё с «развода» в 1981 Центрального банка (ЦБ) и казначейства, что означало отказ от существо­вавшего ранее порядка автоматического финансиро­вания роста государственного долга в рамках полити­ки бюджетной поддержки приоритетных направлений и отраслей. В 1993 ЦБ получил независимый статус. Законодательство 1993 и 1998 либерализовало огосударствленную в 1936 кредитно-денежную сферу, осуществив перевод банковской деятельности на предпринимательскую основу и ликвидировав адми­нистративно установленную сегментацию рынка фи­нансовых услуг. Специализированные кредитные ин­ституты публичного права, занимавшиеся долгосроч­ным кредитованием, были преобразованы в АО с про­дажей 49% их капитала на открытом рынке; коммер­ческим банкам теперь разрешалось владеть акциями нефинансовых предприятий и быть представленными в их административных советах. Ключевыми моделя­ми новой структуры становились универсальный банк и многопрофильная финансовая группа. Рефор­ма сохранила также статус кооперативного банка в обеих его формах — народного банка и банка коопера­тивного кредита (последний обслуживает сельскую среду и ремесленничество). Была либерализована и деятельность других финансовых посредников — ин­вестиционных фондов, компаний по операциям с цен­ными бумагами, факторинговых компаний и т.д.

В 2002 в банковской системе И. насчитывалось 814 учреждений, в т.ч. 253 акционерных банка, 60 иностран­ных филиалов, 40 народных банков и 461 банк коопера­тивного кредита. По масштабу операций различались банки национального значения (65,5% совокупного ка­питала и резервов), межрегиональные (10,3%), регио­нальные (14,3%) и межпровинциальные и провинци­альные (9,9%). Удельный вес этих категорий в общих активах банковской системы составлял соответственно (%): 65,1; 10,6; 14,5 и 9,7; в общем размере привлечённо­го капитала — 57,0; 13,1; 17,2 и 12,7. Местные банки, та­ким образом, играют большую роль в этой системе, ак­кумулируя до 30% сбережений. Доля филиалов иност­ранных банков в общих активах составляет 5,1%.

Реформа способствовала концентрации итальян­ского банковского капитала и упрочению его между­народных позиций. За 1993—2002 были проведены сотни операций по слиянию и поглощению, охватив­шие более 50% активов банковской системы. На 5 ве­дущих групп приходится 54% рынка банковских ус­луг (против 60% в среднем в Западной Европе). Изменилась структура собственности на банковский ка­питал: более 60% его, против 30% в 1992, котируется на бирже, численность владельцев акций достигла 2 млн чел. Высокая норма сбережений в стране (в сред­нем за 1990-е гг. — 20,7%) создаёт предпосылки для дальнейшего увеличения потенциала кредитно-де­нежной системы.

Слабое место её, обусловленное спецификой корпо­ративной структуры, заключается в недостаточном развитии фондовой биржи. Совокупная капитализа­ция 4 имеющихся в стране бирж (в Милане, Риме, Ту­рине и Генуе) эквивалентна 70% ВВП, тогда как одной лишь Лондонской биржи — 150% ВВП. Большинство итальянских предпринимателей избегает выходить на биржу. В 2002 в листинге насчитывалось всего 265 компаний, тогда как требованиям котировки объектив­но удовлетворяло в 4,5 раза большее их число. Относи­тельно слабо развита в И. и сфера потребительского кредита, объём операций которой эквивалентен 3% ВВП (против 8% в среднем для зоны евро).

Через консолидированный государственный бюд­жет в его доходной части в 2002 прошло 44,9% ВВП, в расходной — 47,2%. Доходы составили 551,4 млрд евро, в т.ч. прямые налоги — 31,4%, косвенные — 32,5%, соци­альные отчисления — 28,2%. Расходы достигли 594,3 млрд евро, дефицит увеличился на 29,1 млрд и соста­вил 2,3% ВВП. Главными статьями доходов были подо­ходный налог (36,8% общих поступлений) и НДС (29,0%), расходов — трансферты госучреждениям (34,7%), содержание персонала (22,0%) и выплата про­центов по долгу (20,3%).

Через региональные и местные бюджеты в их доход­ной части прошло 13,9% ВВП, в расходной — 14,5%. До­ходы составили 182,6 млрд евро, в т.ч.: прямые налоги — 12,4%, косвенные — 33,3%, трансферты — 33,4%. Расхо­ды достигли 182,6 млрд евро, в т.ч.: содержание персо­нала — 30,9%, промежуточное потребление — 24,4%, по­купка услуг социального характера — 17,8%. Дефицит увеличился на 7,9 млрд евро и составил 0,6% ВВП.

Взаимоотношения федерального и местных бюдже­тов, регулируемые законом 1999 о бюджетной реформе, предполагается существенно перестроить. Начиная с 2001 бюджетные трансферты регионам заменяются пе­редачей им большей доли налоговых поступлений (от НДС, подоходного налога и налога на бензин), а также увеличением базовой ставки регионального налога на доходы физических лиц (с 0,5 до 0,9%). Совокупный прирост поступлений в региональные и местные бюд­жеты (около 27,5 млрд евро) намечалось разделить «с учё­том исторически сложившегося уровня потребления». В дальнейшем критерии перераспределения средств бу­дут пересмотрены исходя из совокупности критериев: численности населения, налоговой базы, душевых рас­ходов на здравоохранение и т.д. — с целью выравнивания сложившегося разрыва, для чего создаётся специ­альный фонд. Очевидно, что построение в И. современной системы бюджетного федерализма потребует времени, так как глубокие различия между районами серьёзно затрудняют выбор модели, минимизирующей не­равенство их налоговой базы.

Размеры государственного долга в 2002 снизились до 106,7% ВВП (против 123,7% в 1995), что позволи­ло значительно сократить объём процентных выплат. Более 1/3 долга приходится на бюджетные трансфер­ты системе социального обеспечения.

И. относится к странам с относительно высоким уровнем жизни населения. Однако разрыв в уровнях благосостояния между «верхними» и «нижними» 10% населения велик — на них приходится соответст­венно 26,6 и 2,1% национального дохода. Этот кон­траст особенно заметен в распределении собственнос­ти: в руках 10% самых богатых семей сосредоточено 47,1% недвижимости, ценного имущества и ценных бумаг. За порогом бедности живут 12% семей и 13,9% общей численности населения (2001).

Среднегодовой располагаемый доход семьи на Се­вере 30,7 тыс. евро, на Юге — 19,4 тыс.евро (2000). Численность бедных семей на Севере не превышает 5%, на Юге составляет 20%. Более 1/3 бедных семей на Юге — многодетные.

Расходы на питание отнимают 18,6% среднего се­мейного бюджета и не слишком различаются по райо­нам (16,6% на Севере и 23,0% на Юге). Большинство итальянцев (72,1%) являются собственниками жилья, этот показатель почти одинаков во всех районах. У бо­лее чем 70% итальянских семей сбережений нет или они невелики. Среди работающих по найму и «незави­симых» работников сбережения имеются у 28—29%. Доход от владения недвижимостью получает 6% семей.

В сферу внешнеэкономического обмена вовлечено около 25% ВВП И. В 2002 сальдо текущих операций пла­тёжного баланса было отрицательным (-7,3 млрд евро). Оно сложилось как итог соединения положительного сальдо в торговле товарами (17,3 млрд) с отрицатель­ными сальдо в торговле услугами (-3,7 млрд), движения доходов (-15,4 млрд) и трансфертов (-5,6 млрд). Сальдо движения капитала было положительным (0,8 млрд ев­ро), в основном за счёт трансфертов (1,0 млрд). Сальдо финансовых расчётов было также положительным, по­скольку дефициты прямых инвестиций (-2,7 млрд ев­ро), производных ценных бумаг (-2,7 млрд) и измене­ния официальных резервов (-3,1 млрд) были перекры­ты положительными сальдо портфельных инвестиций (16,1 млрд) и прочих инвестиций (1,0 млрд).

Положительное сальдо внешней торговли за 2002 составило 9,3 млрд евро (экспорт — 267,8 млрд, им­порт — 258,5 млрд). В географической структуре внешней торговли около 70% экспорта и импорта приходится на страны ОЭСР, в т.ч. на ЕС (52,5% по экспорту и 56,3% по импорту) и США (соответственно 9,7 и 4,8%). На РФ, КНР и страны Центральной и Восточной Ев­ропы пришлось 11,6% экспорта и 13,6% импорта, на страны ОПЕК — соответственно 4,1 и 6,1%, на прочие страны — 14,7 и 11,4%. В товарной структуре внешней торговли примерно одинаковое положение занимают товары потребительского назначения — 34,8% экспор­та и 25,4% импорта (в т.ч. товары длительного пользо­вания — 10,1 и 4,0% соответственно) и машины и обо­рудование — 32,6% экспорта и 29,6% импорта. На полу­фабрикаты пришлось 30,0% экспорта и 32,4% импорта, на энергоносители — соответственно 1,7 и 12,0%.

Основные товарные группы экспорта (%): маши­ны и оборудование (19,6), средства транспорта (11,3), текстиль и готовая одежда (10,2), химические товары и искусственные волокна (10,0), электро и точное оборудование (9,2); основные товарные группы им­порта: средства транспорта (15,0), химические това­ры и искусственные волокна (13,5), электро и точное оборудование (13,2), минеральное сырьё (10,2), ме­таллы и металлоизделия (9,2).

Сальдо внешней торговли услугами было отрица­тельным по всем статьям, кроме туризма. Негативное сальдо движения частного капитала составило 4,6 млрд, государственного — 1,0 млрд.

Вследствие специфики сложившейся в И. корпора­тивной структуры — немногочисленности крупных ТНК и слабости фондовой биржи — она с опозданием включилась в процесс международного прямого инвес­тирования и пока существенно уступает в этом отноше­нии другим странам «семёрки». В 2001 экспорт италь­янских прямых инвестиций составил 23,6 млрд евро, им­порт — 15,8 млрд. Но общий объём экспорта капитала увеличился за 1995—2000 в 1,8 раза (в т.ч. портфельные инвестиции — в 3,4 раза, прямые — на 65%), приток же капитала в И. вырос в 1,6 раза (портфельные инвести­ции — в 2,4 раза, прямые — на 71,4%). Главным внешним источником прямых инвестиций, как и сферой прило­жения прямых итальянских инвестиций, является ЕС.

В 1990-х гг. И. значительно расширила торговое и инвестиционное сотрудничество с переходными эконо­миками Центральной и Восточной Европы, а также с РФ. Она является вторым в западном мире партнёром РФ по величине товарооборота (в 2001 — 10,8 млрд долл.) и вторым по важности кредитором (11,8 млрд долл.). По объёму вложенного капитала она стоит на 9-м месте (около 1,6 млрд долл.), с показателем 4,2% общего объёма внешних поступлений в РФ. Доля прямых инвестиций в указанной сумме составляет 11,2% (165 млн долл.). По имеющимся данным, в РФ насчитывается не­сколько сотен предприятий с участием итальянского ка­питала. В Москве открыто более 200 представительств итальянских фирм, а также офисы 6 крупных банков.

Крупнейшим из уже реализованных проектов явля­ется сооружение в 2002 газопровода «Голубой поток», передающего российский газ через Турцию в Западную Европу. Итальянская компания «Аджип», входящая в ЭНИ, осуществила прокладку по дну Чёрного моря обеих веток этого газопровода протяжённостью 380 км. Второй крупный проект связан с компанией «Мерлони», лидирующей на российском рынке холодильников (марка «Стинол») и имеющей программу расширения инвестиций в РФ. Компания «Бенеттон» (более 80 ма­газинов, из которых 13 — в Москве) контролирует 55% российского рынка недорогой одежды для молодёжи.