Страны мира

Италия: Государственное устройство и политическая система

Италия — «демократическая республика, основой кото­рой является труд», говорится в Конституции, приня­той в 1947. Административное деление включает три вида единиц: районы (их 20), провинции (94) и комму­ны, т.е. муниципалитеты (около 1 тыс., идёт укрупнение). Принято разделять экономические районы Севера (Ломбардия, Пьемонт, Лигурия, Венето, Эмилия-Ро-манья, Валле д'Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Фри­ули-Венеция-Джулия), Центра (Лацио, Тоскана, Умбрия, Абруцци, Марке) и Юга (Кампания, Молизе, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния). Крупнейшие города (более 1 млн чел., 1995): Рим, Ми­лан и Неаполь. Крупные урбанизированные зоны сло­жились вокруг городов Турин, Генуя, Венеция, Боло­нья, Флоренция, Бари, Палермо, Катания и Кальяри.

Управление государством осуществляется в соот­ветствии с конституционными принципами и норма­ми гражданского права. Высший орган законодатель­ной власти — двухпалатный парламент, высший орган исполнительной власти — кабинет министров (прави­тельство). Глава государства — президент. Глава выс­шего органа законодательной власти — спикер верх­ней палаты парламента. Глава высшего органа испол­нительной власти — премьер-министр.

По характеру распределения прерогатив в системе власти И. является парламентской республикой. Ниж­няя палата (палата депутатов) избирается сроком на 5 лет, верхняя (Сенат) — на 6 лет всеобщим прямым го­лосованием; в первом случае избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет, во втором — 25 лет. Новый избирательный закон 1993 заменил про­порциональную систему голосования смешанной, с преобладанием мажоритарного принципа. В палате де­путатов 3/4 мест заполняются на мажоритарной осно­ве, остальные — пропорционально голосам, поданным за общенациональные партийные списки, с учётом по­рога доступа (4%). В Сенате 3/4 мест заполняются ма­жоритарным, остальные — пропорциональным голосо­ванием по районам, причём каждая партия может вы­ставить в избирательном округе не более одного канди­дата. Небольшое число сенаторов за особые заслуги пе­ред страной может быть назначено пожизненно.

По итогам выборов президент назначает премьер-министра, который формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а за­тем парламенту. Правительство ответственно перед парламентом. Наличие в этом органе большого числа фракций и неустойчивость партийных коалиций обычно приводили к частой смене кабинетов. Прави­тельство С.Берлускони, пришедшее к власти в 2001, является 59-м по счёту за послевоенный период.

Президент (согласно закону он не может быть мо­ложе 50 лет) избирается коллегией выборщиков, со­стоящей из членов обеих палат и 58 представителей районов, сроком на 7 лет. Для избрания требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов, но если кандидатура не проходит после 3-го голосова­ния, становится достаточным простое. Президент может распускать парламент, но не позднее чем за 6 мес. до окончания срока его полномочий.

Выдающимися деятелями послевоенного периода были: А.де Гаспери — лидер ХДП и премьер-министр в 1945—53, сыгравший ведущую роль в определении стратегии внутренней и внешней политики И. на этапе перехода к демократии; Л.Эйнауди — первый прези­дент страны, видный экономист; Э.Маттеи — основа­тель и президент государственного нефтяного холдин­га ЭНИ; Дж.Андреотти — член руководства ХДП, на­чиная с 1946 постоянный член парламента, неодно­кратно возглавлявший правительство или занимавший высокие руководящие посты.

Высшим органом судебной власти является Кон­ституционный суд. Он состоит из 15 судей, треть ко­торых назначает президент, треть избирается парла- ментом, а треть избирается обычным и администра­тивным Верховными судами.

Система исполнительной и законодательной власти на местах переживает период трансформации. С 1990-х гг. в стране происходит законодательный сдвиг — передача части управленческих функций (а также фи­нансовых и кадровых ресурсов) из центра на перифе­рию. В 1993 введены прямые выборы мэров городов с населением св. 15 тыс. чел. и провинций, мажоритарная система выборов в местные законодательные органы (джунты); с 2000 прямым голосованием избираются и главы районов. Важным событием стал пересмотр в 2001 одной из статей Конституции, что дало районам за­конодательные права по широкому кругу вопросов, в т.ч. право вносить изменения в свои статуты без обязатель­ного одобрения их центром. Всё это реально увеличило автономию региональных и местных органов власти. Одновременно повысилась роль функциональных ав­тономий — парагосударственных организаций, облада­ющих специфической формой самоуправления и тесно взаимодействующих с властями в решении местных за­дач (торговые палаты, университеты, местные ярмарки, некоторые центры здравоохранения, консорциумы, межмуниципальные предприятия сферы услуг и т.п.). Появилась и новая структура — совещания, представля­ющие собой органы постоянного взаимодействия цент­ральной администрации с региональными и местными звеньями власти на консультативной основе. Круг во­просов, входящих в сферу деятельности негосударствен­ных структур и институтов местного самоуправления, постоянно растёт, что создаёт предпосылки для федера­тивного переустройства. Однако возникающая система пока не может быть охарактеризована как федерализм, поскольку верхняя палата парламента юридически не является палатой региональных автономий. Начавшая­ся реформа носит в известной степени импровизацион­ный характер: механизм передачи управления на субна­циональные уровни недостаточно проработан, многие вопросы разделения полномочий между районами, про­винциями и муниципалитетами до конца не прояснены.

Партийная система И. в нач. 1990-х гг. подверглась глубоким изменениям. Предшествовавшая ей система характеризовалась как «несовершенная двухпартий-ность», поскольку не допускала обычного для демокра­тического государства чередования у власти двух веду­щих партий или блоков. Фактической монополией на власть обладала ХДП, вторая крупнейшая политическая сила — ИКП в условиях «холодной войны» была обре­чена оставаться в оппозиции. Коалиционные правитель­ства во главе с ХДП формировались на основе политического торга, скрепляемого распределением постов в государственном секторе. Это породило массовую кор­рупцию. По оценкам экспертов, размах нелегального финансирования партий, участвовавших в дележе бюд­жетных средств через размещение контрактов, подрядов и т.п., достигал 50—100 млрд долл. в год. В 1992 группа миланских прокуроров во главе с А. ди Пьетро начала расследовать коррупционные связи партийных лидеров и бизнес-элиты. В эту операцию («чистые руки») оказа­лись вовлечены более 100 депутатов парламента, многие министры, видные представители промышленного и финансового мира. Её огромный общественный резо­нанс, волна отставок, арестов и т.д. в условиях развива­ющегося экономического кризиса привели к слому всей прежней партийной системы. ХДП раскололась и сошла с политической сцены, оставив на ней три небольших группировки. ИСП практически исчезла, как и неболь­шие «буферные» партии социал-демократов и респуб­ликанцев. Из неофашистского Итальянского социаль­ного движения выделился Национальный альянс, отмежевавшийся от идеологических корней своего предше­ственника. ИКП, ещё ранее преобразовавшаяся в Демократическую партию левых сил (ДПЛС), утвердилась как главная альтернативная левая сила. Возникли новые партии — на правом фланге «Вперёд, И.» и Северная ли­га, на левом — «Рифондацьоне комуниста» (сторонники марксистского курса). Этот радикальный сдвиг, озна­чавший практическое исчезновение прежнего политиче­ского класса, положил начало становлению новой, двух­полюсной партийной системы.

В 2002 в стране насчитывалось 16 партий, большая часть которых входила в лево- и правоцентристскую коалиции. К первой («Оливковое дерево») относились: ДПЛС, объединение «Маргаритка» (Народная партия, Итальянское возрождение, Союз демократов для Евро­пы, Демократическая партия), объединение «Подсол­нечник» (Федерация «зелёных», Итальянские демо­краты-социалисты) и Итальянская коммунистическая партия. Во вторую («Дом свободы») входили: «Вперёд, И.», Северная лига, Национальный альянс и объедине­ние «Белый цветок» (Христианско-демократический центр и Объединённые христианские демократы). Не­присоединившимися остались радикалы, партия Юж­ного Тироля и Социалистическое движение. Ведущая сила первого блока — ДПЛС, второго — «Вперёд, И.»; лидеры блоков — Ф.Рутелли и С.Берлускони.

В 1992—94 и 1995—2001 у власти находились лево­центристские коалиции во главе с Дж.Амато, К.Чам-пи, Л.Дини, Р.Проди и М. Д'Алема, с апреля 1994 по январь 1995 — первое правительство С.Берлускони. На выборах 2001, проведённых по новой системе, пра­воцентристский блок получил большинство в обеих палатах парламента — 367 мест в нижней и 177 в верх­ней (из них на долю «Вперёд, И.» пришлось соответст­венно 189 и 82 места). Левоцентристская коалиция по­лучила 248 мест в нижней палате и 128 в верхней (в том числе ДПЛС — соответственно 138 и 62).

Ведущие организации деловых кругов сформирова­ны по отраслевому признаку: в промышленности — Конфиндустрия, в торговле — Конфкоммерчо, в сель­ском хозяйстве — Конфагрикультура, в сфере малого бизнеса и ремёсел — Конфапи, в финансовом секторе — Ассоциация итальянских банков (АБИ) и Ассоциация сберегательных касс (АКРИ). Эти головные («зонтич­ные») организации выступают как группы давления в диалоге с социальными партнёрами и правительством. Самая влиятельная из них — Конфиндустрия (Конфе­дерация итальянских промышленников), основанная в 1910, объединяет 106 территориальных и 99 отрасле­вых ассоциаций, которые в свою очередь сгруппированы в региональные и отраслевые федерации. Конфин-дустрия имеет представительство в ЕС и широкие международные связи.

Сфера труда также хорошо организована. В стране сложилось три крупных профсоюзных объединения: Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ), основанная в 1906 и исторически связанная с левыми партиями, насчитывает 5,3 млн членов (главным об­разом «синие воротнички») и имеет прочные позиции на Севере; Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся (ИКПТ), по традиции связанная с христианско-демократическим движением, объединяет 4,3 млн чел. (в основном «белые воротнички») и широко представлена на Юге, а также в государственном ап­парате; Итальянский союз труда (ИСТ), ориентиро­ванный на социал-демократов и республиканцев, имеет численность 1,8 млн чел. (преимущественно менеджеры среднего звена). Есть также автономные профсоюзы — например, работников железных дорог.

Кооперативный сектор экономики имеет аналогич­ные организации. Крупнейшая из них — Национальная лига кооперативов и обществ взаимопомощи (НЛКОВ) — создана в 1893 и исторически связана с левым движением. Её трёхступенчатая структура пост­роена как сеть отраслевых ассоциаций и областных ко­митетов, опирающаяся на местные комитеты («Федер-кооп»), ассоциации и консорциумы. Второе ведущее объединение — Конфедерация итальянских коопера­тивов (КИК) — создано в 1919 на христианско-демо-кратической основе. В 2002 в НЛКОВ насчитывалось

11,4 тыс. кооперативов с 5,1 млн членов, в КИК — 17,8 тыс. кооперативов с 2,7 млн членов. Есть также два меньших по размерам объединения и определённая часть кооперативов, не входящих ни в одну из этих ор­ганизаций. Кооперативные структуры развивались в Италии со 2-й пол. 19 в., в ряде районов Севера и Цен­тра их социальная роль очень велика.

Важное место в системе общественных организа­ций занимают Торговые палаты промышленности, сельского хозяйства и ремёсел. Их сеть включает 94 провинциальных палаты, объединённых в головную организацию «Уньонкамере». Имеется также зару­бежная сеть, в т.ч. двусторонние палаты, действую­щие параллельно в И. и других странах (итало-рус­ская и российско-итальянская палаты были созданы в Милане в 1909 и в Санкт-Петербурге в 1911).

Вокруг партий, профсоюзов, кооперативных объе­динений, церкви, а также независимо от них в стране активно действует св. 220 тыс. общественных органи­заций и групп различной окраски, образующих ткань гражданского общества. Согласно первому цензу не­коммерческих организаций (1999), 2/3 из них отно­сятся к сфере культуры, спорта и организации досуга. В общественных организациях работает 630 тыс. чел. оплачиваемого персонала и 3,2 млн волонтёров. По данным опросов, ок. 25% взрослого населения имеет опыт участия в деятельности религиозных организа­ций. К влиятельным элементам гражданского общест­ва относятся и упоминавшиеся выше структуры, взаимодействующие с органами местной власти, — функ­циональные автономии и совещания.

Внутренняя политика последних 10—15 лет может быть охарактеризована как постепенный и пока неза­вершённый переход от 1-й ко 2-й республике. Основ­ные составляющие этого процесса — изменение изби­рательного закона, расширение прав местных властей, обновление политического класса, разблокирование механизма ротации партийных коалиций у власти, на­метившаяся тенденция усиления полномочий прези­дента (обсуждается возможность прямых выборов на этот пост). Политический процесс опирается на широ­кую программу структурных реформ, инициирован­ную силами левого центра. Приход к власти правоцен­тристов изменил лишь тактическую позицию прави­тельства в проведении этих реформ, оставив прежним их общий вектор. Роль ЕС и других внешних факторов во внутриполитической жизни И. возрастает.

Общественно-политическая система опирается на развитый механизм демократии и приверженность большинства населения идеям парламентаризма, по- литического и культурного плюрализма, реформист­ского пути развития. Слабым местом этой системы яв­ляется незавершённость процесса национальной кон­солидации — сохранение традиций регионального партикуляризма и особенно глубоких социокультур­ных различий между Севером и Югом. Отсюда латентная политическая неустойчивость и, как следст­вие, торможение необходимых стране реформ.

Внешняя политика с первых послевоенных лет строилась на принципах европеизма и атлантизма. Ос­новные направления деятельности И. на международ­ной арене определялись фактом её принадлежности к НАТО и ЕС. Однако большой авторитет левых сил в стране обязывал её правящие круги учитывать их пози­цию при выработке внешней политики. На рубеже 1950—60-х гг. И. оказалась в числе первых на Западе стран, заключивших долгосрочные торговые соглаше­ния и коммерческие сделки с СССР. Являясь одним из главных западных партнёров РФ, она активно высказывается за сближение РФ с ЕС, за создание общеевро­пейского экономического пространства.

Вооружённые силы И. включают Сухопутные вой­ска, насчитывающие (1996) 175 тыс. чел. и 520 тыс. резервистов, ВМФ (44 тыс.), ВВС (67,8 тыс.) и корпус карабинеров (111,8 тыс.). Имеется корпус морской пехоты (0,6 тыс.). Главные морские базы располага­ются в Специи, Неаполе, Таранто и Анконе, базы меньшей величины — в Бриндизи и Венеции. Воин­ская обязанность для мужчин установлена с 18 лет, срок службы — 12 мес. Военные расходы в 2002 соста­вили 20,2 млрд долл. (1,6% ВВП).

И. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР в 1944).