Страны мира

Италия: Наука и культура

Деятельность в сфере НИОКР ведут хозяйствую­щие субъекты трех видов — университеты, государст­венные научные учреждения и предприятия. Финанси­рование НИОКР в университетах и государственных учреждениях осуществляется преимущественно государством, на государственных предприятиях — со зна­чительным участием частного сектора, на частных предприятиях — почти полностью частным капиталом.

В стране имеется 64 университета, из которых 51 — государственные. Во главе государственных научных учреждений (их несколько сотен) стоит Национальный исследовательский совет, руководящий 15 отраслевы­ми комитетами и агентствами. Ответственность за сфе­ру НИОКР и высшего образования лежит на Минис­терстве по делам высшей школы, научных и технологи­ческих исследований. Многие другие министерства имеют собственные исследовательские учреждения. Для координации их деятельности разрабатываются от­раслевые планы, но в целом эта работа сильно разобще­на. Межведомственные взаимоотношения регулируют­ся в законодательном порядке или по инициативе министерств. С 1983 введена докторантура, государство участвует в финансировании подготовки высших науч­ных кадров с помощью исследовательских контрактов. Университеты и государственные исследовательские центры вовлечены в международные научные связи, предприятия заключают прямые соглашения и участву­ют в кооперационных программах на уровне ЕС.

Доля расходов на НИОКР в ВВП И. снизилась за 1990—2001 с 1,3 до 1,0%, причём почти 2/3 государст­венных расходов и 70% частных приходится только на три района — Лацио (Рим), Ломбардию и Пьемонт. Технологическая политика по традиции строится на методе «дополняющих инноваций» (покупка и адап­тация иностранных новинок). Технологический ба­ланс страны сводится с отрицательным сальдо.

В государственном секторе заметна большая кон­центрация на фундаментальных исследованиях, в ча­стном — на прикладных. В промышленности много мельчайших исследовательских центров, но около 50% расходов на НИОКР осуществляют два десятка крупных компаний. В секторе МСП широко используется кооперация; имеются государственные Фонд при­кладных исследований и Фонд технологических инно­ваций, занимающиеся передачей технологии МСП.

10% взрослого населения (25—64 года) имеет выс­шее образование. В системе высшей школы много сла­бых мест, основные из них — большой отсев студентов (лишь менее половины завершает занятия), растяги­вание сроков получения диплома и нехватка инжене­ров среди выпускаемых специалистов. В этой связи введены ускоренные (3 года) программы подготовки кадров для промышленности.

Обязательное обучение (9 лет) включает началь­ное и 1-ю ступень среднего образования. После этого выдаётся свидетельство на право поступления в сред­нюю школу 2-й ступени (лицеи и институты) с про­должительностью обучения 4 или 5 лет. Аттестат, по­лученный по окончании 5-го года обучения, даёт воз­можность поступления в университет, для занимаю­щихся 4 года требуется ещё год подготовительных за­нятий. Разновидность университета — политехничес­кая школа, выпускающая специалистов со сроком подготовки от 2—3 до 4—6 лет. Имеются вечерние курсы для работающих студентов. Подготовка кадров для промышленности охватывает молодёжь до 18 лет (школа, профобучение и производственная практи­ка). Эта система находится на попечении местных властей, которые и выдают сертификат о профессио­нальной пригодности.

Охват начальным и средним обучением составля­ет 100%, средним 2-й ступени — 85% (в равной степе­ни мужской и женской молодёжи). Согласно опросам, через 3 года по получении аттестата средней школы около 45% выпускников работает на производстве; через 3 года по получении университетского диплома рабо­тает более 80%.

В последние годы в стране быстро растёт примене­ние информатики. Число семей, имеющих доступ к се­ти Интернет, составляет 32% (среднее для ЕС — 37,7%). Доля электронной торговли достигла 20% (35,6%).

Культура И. впитала в себя множество традиций и влияний. Изобразительное искусство, давшее миру де­сятки прославленных шедевров, берёт начало в памят­никах первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве Древнего мира. Зарождение литературного языка, основанного на тосканском диалекте, относит­ся к 13—14 вв. и связано с творчеством Данте, Петрар­ки и Боккаччо — родоначальников европейского гума­низма. Национальная наука восходит к 12 в. — осно­ванию первого в Европе университета в Болонье; не­многим позже появились университеты в Падуе, Неаполе, Риме, Пизе, Павии и Ферраре.

В 15 в. И. (Флоренция, Ломбардия, Венеция, Мантуя, Феррара, Урбино, а в нач. 16 в. — Рим, при папах Юлии II и Льве Х) стоит во главе европейского Воз­рождения. Она была первой страной, захваченной на­учным Ренессансом, нашедшим выражение в деятель­ности флорентийской Платоновской академии, осно­ванной М.Фичино. Идеи этой школы — центральное положение человека в мироздании, безграничность познания и творческой мощи человека как сотворца божественной красоты и выявления её идеальной сущности — получили практическое воплощение в ар­хитектуре, живописи, скульптуре, литературе И. и оказали прямое воздействие на дальнейшую эволю­цию эстетической и философской мысли Европы.

Архитектура этого периода связана с творчеством флорентийских мастеров Брунеллески, Браманте, Рафа­эля, Микеланджело, Бернини. В живописи наряду с флорентийской (Боттичелли) сложился ряд школ — па-дуанская, умбрийская и др. Гении эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело соединили искус­ство с научными исследованиями, включая труды по ма­тематике и астрономии, заложившие основы развития инженерного и военного искусства и механики. Эта тра­диция спустя несколько десятилетий привела к созда­нию национальной Академии наук («Линчеи», 1603).

С сер. 16 в., в эпоху Контрреформации и иностран­ной оккупации итальянских земель, в развитии литера­туры и науки наступает драматический период, отме­ченный именами Макиавелли, Вазари, Ариосто, Тассо, Кампанеллы, родоначальника экспериментальной на­уки Галилея. Изобразительные искусства, а вскоре и литература вступают в период упадка (дольше всех ос­таётся на высоте венецианская школа живописи), но в это же время начинается яркое развитие народного те­атра и музыкального творчества. И. становится роди­ной оперы и искусства «бельканто», достигшего здесь непревзойдённых высот. На рубеже 17—18 вв. получи­ла развитие инструментальная музыка, в которой выделились венецианская и неаполитанская школы (нот­ное письмо впервые появилось также в И. — его создателем был в 11 в. монах Г. д'Ареццо). В 18 в. опера и те­атр (Гольдони, Гоцци) доминируют в художественной жизни страны. Продолжается и научная традиция (труды историка и философа Вико, физиков-экспери­ментаторов Гальвани и Вольта).

Подъём литературного и художественного творче­ства связан с периодом борьбы за национальное объе­динение («Рисорджименто») в 19 в. Оперные произ­ведения Верди, Россини, Беллини, Доницетти, проза Мандзони, поэзия Леопарди вошли в золотой фонд мирового искусства. Итальянские учёные 2-й пол. 19 в. внесли заметный вклад в развитие математики, химии, электротехники, физики. На рубеже 19—20 вв. возникла драматургия Пиранделло.

20 в. отмечен появлением итальянского кино (выс­шие достижения — «неореализм» первых послевоен­ных лет и левое политическое кино на рубеже 1960— 70-х гг.), а также многими новациями в литературе, живописи, скульптуре и музыке (футуризм, натура­лизм, модернизм). В области гуманитарных наук он выдвинул всемирно известных философов Кроче, со­циологов Парето и Грамши, в области естественных наук — крупнейшего физика Ферми, работавшего в эмиграции в США и впервые в 1942 осуществившего ядерную цепную реакцию. Полное драматизма столе­тие вызвало к жизни идею создания Римского клуба — объединения учёных разных стран, занимающихся глобальными проблемами развития человечества.

Богатые художественные традиции страны про­должаются в народном творчестве, прежде всего в ремёслах (керамика, декоративные ткани, ковры, ху­дожественное стекло, ювелирные, плетёные и дере­вянные изделия, домашняя утварь и т.д.), развитых повсеместно. Многообразна народная музыкальная культура. Одна из любимых национальных тради­ций — карнавал. В массовой культуре огромную по­пулярность завоевали спортивные состязания, осо­бенно футбол, и эстрадное песенное творчество. Вы­сокий международный статус приобрели Венециан­ская биеннале — крупнейший в мире фестиваль со­временного искусства, Венецианский кинофести­валь, конкурс эстрадной песни в Сан-Ремо.