Страны мира

Кабо-Вер­де: Экономика

Экономика страны ориентирована на сферу услуг — торговлю, воздушный и морской транспорт. В 2001 ВВП составил 550 млн долл.США, т.е. 1250 долл. на ду­шу населения; его прирост составил 3%. Структура ВВП по отраслям: сельское хозяйство 11,5%, промыш- ленность 18,6%, услуги — 69,9% (2000). Структура ВВП по занятости: сельское хозяйство 23%, промыш­ленность 6%, услуги 71%. Безработица 21% (по неофициальным данным, бо­лее 50%, 2001). Доходы 44% населения ниже уровня бедности. Инфляция 3,8% (2001).

Наиболее значительные предприятия — судостро­ительная и судоремонтная верфи, рыбоконсервный и цементный заводы. Кроме того, есть пивной завод, швейные и обувные фабрики, мукомольный комби­нат, хлебопекарни и завод стройматериалов. Добыва­ется соль, пуццолан. Производство электроэнергии 133,6 млн кВт-ч.

Под сельское хозяйство занято 10% территории — 39 тыс. га, из них 3 тыс. га орошаемые. Засушливый климат не позволяет добиться самообеспечения продовольстви­ем. Страна производит 10—15% потребляемого продо­вольствия. Остальное (от 30 тыс. до 80 тыс. т) импорти­руется или поступает по международным программам борьбы с голодом. Основная сельскохозяйственная культура — кукуруза (сбор в 2000 18,5 тыс. т). Выращи­ваются также бобовые, маниок, сладкий картофель, ово­щи, фрукты, сахарный тростник. В животноводстве раз­водятся крупный рогатый скот, козы, свиньи.

Перспективно развитие рыболовства. В 2001 улов рыбы, омаров и лангустов составил 13 тыс. т, ещё 7 тыс. т тунца было выловлено судами ЕС. Опти­мальный улов морепродуктов оценивается в 45 тыс. т.

Длина автодорог — 1100 км, из них 858 км с твёр­дым покрытием (2001). 40 судов торгового флота К.-В. осуществляют перевозки внутри архипелага, а также в Западную Африку, Европу и Америку. В по­следнее десятилетие построено несколько новых портов. Грузооборот портов (2000) — 450 тыс. т. Воз­душный транспорт связывает К.-В. со странами Аф­рики, Европы, Северной и Южной Америки. Между­народный аэропорт на острове Сал способен прини­мать аэробусы. Национальная авиакомпания ТАКВ осуществляет рейсы в 14 городов Европы, Африки и Америки. Местными авиалиниями связаны все крупные острова. Перевезено (2000) 140 тыс. пасса­жиров, 20 млн ткм грузов (2000).

Стационарных телефонов 60 935, мобильных — 28 119 (2002). Действуют 15 радиостанций и 1 телестанция. Радиоприёмников 100 тыс., телевизоров 15 тыс. (2002, оценка). Число пользующихся Интерне­том 12 тыс. (2002).

Туризм — быстро развивающаяся отрасль. В 2000 страну посетили 83,3 тыс. туристов. Доходы от туриз­ма 40,8 млн долл.

Основные цели экономической и социальной поли­тики определены Национальным планом развития: 1) борьба с бедностью; 2) улучшение системы здраво­охранения; 3) улучшение санитарного состояния сто­лицы Прая; 4) экономические реформы, включая при­ватизацию и привлечение иностранных инвестиций.

Финансовая реформа покончила с монопольным положением центрального банка, правительство раз­дробило его авуары для учреждения новых коммерче­ских банков. Четыре португальских банка открыли филиалы в К.-В.

Бюджет 2000: доходы 112 млн долл., расходы (включая бюджет капиталовложений) 198 млн долл. США. Налоги составляют 72% бюджетных поступле­ний. Внешний долг 301 млн долл. (2000), внутренний долг ок. 100 млн долл., валютные резервы 45,48 млн долл. США (2001).

Дефицит внешней торговли очень значителен. Экс­порт — 23,7 млн долл., импорт — 218 млн долл. США (2001). Основные статьи экспорта: нефтепродукты (реэкспорт), морепродукты, обувь, кожи. Основные статьи импорта: продовольствие, промышленные то­вары, транспортные средства, нефтепродукты. Пла­тёжный баланс положительный (11 млн долл., 2000) благодаря безвозмездной иностранной помощи, зай­мам и притоку инвестиций.