Страны мира

Камбо­джа: История

Первые сведения о заселении территории К. челове­ком относятся к эпохе палеолита. Примерно к 14-му тыс. до н.э., как показали раскопки в Молупрее, Лонгпрао и Самронгсене, население К. уже занималось ранним зем­леделием, собирательством, рыболовством и охотой.
С 7-го тыс. до н.э. на территории К. датируется не­олит, а с 6—5-го тыс. до н.э. — поздний неолит. К это­му времени население из стоянок по вершинам хол­мов в зоне красных земель стало спускаться в долины рек. Здесь стали появляться первые постоянные посе­ления земледельцев, начало распространяться ороша­емое земледелие.

Первым крупным государством на территории современной К. был Бапном (1—6 вв.), известный также под названием Фунань (от китайской транслитерации кхмерского слова пном — гора). Возникло оно на юго-востоке современной К. с центром в ниж­нем течении Меконга. Здесь же находилась столица Бапнома— Вьедхапура. Во 2—4 вв. Бапном был наи­более значительным государством на Индокитай­ском полуострове, и его влияние распространялось на территории, занятые современными Таиландом, Бирмой и Малайзией. Материальной основой этого государства были долинное земледелие, в основном рисоводство по берегам Меконга и Тонлесапа, и раз­витое ремесленное производство. В стране была раз­вита внутренняя торговля, о чём свидетельствуют находки местных монет из золота, серебра, бронзы и олова, а также каменных и металлических гирь.

К 6 в. Бапном приходит в упадок, тогда как на се­вере всё более крепнет ранее зависимое от него госу­дарство Ченла. В сер. 6 в. правитель Ченлы Бхававарман завоёвывает Бапном и основывает новое государ­ство К., названное так в честь мифического родона­чальника династии правителей Ченлы аскета Камбу. Политическое единство нового государства оказалось непрочным. Непрерывные войны и междоусобицы привели к тому, что к 710 оно распалось на две неза­висимые части — Ченла Воды на юго-востоке Индо­китая и Ченла Земли в среднем течении Меконга.

В 9 в. на территории бывшей Ченлы Воды начина­ется становление могущественного и развитого по тем временам государства Юго-Восточной Азии — импе­рии Камбуджадеша с центром в районе Ангкора. Яд­ром этой империи стало одно из государств, на кото­рые распалась Ченла Воды, — Индрапура, находивше­еся в зависимости от правителей Явы. История импе­рии Камбуджадеша распадается на три основных пе­риода: ранний — кон. 8—10 вв., период расцвета — нач. 11 в. — нач. 13 в., поздний — 13 — сер. 14 вв.

Ранний период истории империи связан с деятель­ностью Джаявармана II (802—54) — объединителя кхмерских земель и основателя новой династии. В по­следней из основанных им столиц Махедрапарвате он провозгласил независимость своего государства от яванских властителей, построил первый религиозный центр страны и учредил официальный культ дева-ра­джи (бога-короля).

Тип государства, сложившийся при Джаявармане II, представлял собой форму неограниченной монар­хии, где король считался воплощением бога.

В 10 — нач. 13 вв. происходит дальнейшее полити­ческое усиление Камбуджадеши, превращение её в полиэтническую империю. В этот период в результа­те многочисленных завоевательных походов были за-

хвачены обширные территории, включавшие, помимо нынешней К., части земель современных Бирмы, Таи­ланда, Лаоса, Вьетнама и Малайзии.

Наибольший подъём Камбуджадеши связан с име­нами Сурьявармана II (1113—50) и Джаявармана VII (1181—1220). Сурьяварман II, сумев установить хоро­шие отношения с Китаем, начал войны на востоке с Дайвьетом и Тьямпой, а на западе с монским государ­ством Харипунджая и тайскими княжествами. Терри­тория империи значительно превышала в это время территорию современной К. Помимо кхмеров, в импе­рии проживали моны, тайцы, тьямы, малайцы, горные племена. В столице в это время возводится величест­венный храм Ангкорват, ставший усыпальницей этого монарха.

Другим известным правителем этого периода был Джаяварман VII. Начав свою деятельность с победо­носной войны с Тьямпой, он в дальнейшем сыграл вы­дающуюся роль в переходе кхмерского общества к но­вой религии — буддизму. Закладывая основы новой ре­лигиозной системы, Джаяварман VII развернул широ­кое религиозное строительство. В его правление были возведены знаменитый Байон, ряд других храмов.

При Джаявармане VIII (1243—95) и его преемни­ках признаки упадка кхмерской империи становятся всё более очевидными. Неудачные войны, особенно против тайского государства Сккотаи, религиозные распри (к этому времени относятся попытки восста­новления шиваизма как государственного культа) всё более ослабляют государственную власть. Приход к власти новой династии во главе с королём Чаем (1336—40) стал свидетельством окончательного тор­жества буддизма тхеравады в К.

В 1-й трети 15 в. определился упадок западных районов страны с центром в Ангкоре. После взятия Ангкора тайцами в 1432 столица страны при короле Понья Яте переносится на восток в долину Меконга в район современного Пномпеня. К. теряет все террито­рии некхмерского населения и превращается в моно­этническое государство.

Постепенно страна всё более попадает в зависи­мость от быстро усиливающихся соседей — Вьетнама и Сиама. Соперничество этих государств за преобла­дание на Индокитайском полуострове крайне обост­ряло междоусобные распри кхмерских феодалов, стремившихся в борьбе за власть опереться на под­держку иноземных правителей. В результате К. оказа­лась в двойной зависимости от Сиама и Вьетнама. От­ношения двойного сюзеренитета были характерны для страны во 2-й пол. 18 в.— 1-й пол. 19 в.

В 1863 вслед за покорением территории Кохинхи­ны (современный Южный Вьетнам) Франция выну­дила короля К. Нородома (1860—1904) подписать до­говор о протекторате, который лишал К. права прово­дить самостоятельную внешнюю политику. В рамках последовавших за этим соглашений в стране учрежда­лась должность французского Верховного резидента и французских резидентов в провинциях, создавалась колониальная администрация, в ведение которой пе­реходил контроль за установлением и взиманием на­логов, косвенного обложения, таможенных сборов. Кхмерский король был лишён какого-либо участия в делах государственного управления. За ним остава­лось лишь «право» подписывать декреты, он был гла­вой буддийского духовенства и номинальным главой кхмерского административного аппарата.

В период французского протектората (1863— 1953) страна прошла через «верхушечную модерниза­цию», которая затронула главным образом городские слои и кхмерскую правящую элиту. Серьёзных пере­мен в аграрной сфере, которые бы существенно улуч­шили жизнь камбоджийского крестьянства, состав­лявшего до 90% населения, так и не произошло. Кхмерское крестьянство в рамках созданной в стране экономической модели оказалось фактически в пол­ной зависимости от ростовщиков и чиновников, ба­лансируя на грани выживания. Такое положение на многие десятилетия вперёд предопределило полити­ческую нестабильность и угрозу социального взрыва в стране. Достижение страной независимости в 1953 существенно ситуацию не изменило. Процесс соци­альной дифференциации и разорения большинства крестьянских хозяйств не только продолжался, но из-за неразумной политики правящего в стране режима Сианука даже усилился. Отказ от экономической по­мощи со стороны США, национализация банковской сферы и сферы экспортно-импортных операций, по­пытки вытеснить ростовщиков из деревни в условиях, когда государственный кредит крестьянству мог со­ставить лишь 1/10 часть от ростовщического, под­толкнули давно назревавший социальный взрыв, по­следствиями которого сумели успешно воспользо­ваться кхмерские коммунисты в лице движения «красных кхмеров», возглавляемого Пол Потом. По­сле проамериканского переворота в Пномпене в мар­те 1970 кхмерские коммунисты при поддержке вьет­намских войск сумели поставить под свой контроль значительные территории К., где с 1973 приступили к реализации своих планов переустройства страны. В это время в т.н. освобождённых районах начался про-

цесс широкого обобществления имущества крестьян, обрабатываемой земли и даже их сельскохозяйствен­ного инвентаря. Появились т.н. кооперативы с общим имуществом, которые после победы «красных кхме­ров» в гражданской войне и взятия ими Пномпеня в апреле 1975 были распространены на всю территорию страны. «Красные кхмеры» методом жесточайших ре­прессий против собственного народа попытались со­здать принципиально иную экономическую модель — бестоварную, в которой не существовало бы денег и даже товарного обмена, с тотальной трудовой повин­ностью и с тотальным контролем за людьми, когда вся жизнь отдельного человека и его семьи проходила бы под управлением и контролем правящего режима.

Отказ «красных кхмеров» от вхождения в зону вьетнамского контроля, их территориальные претен­зии к Вьетнаму и политика на обострение вооружён­ного приграничного конфликта привели к тому, что в результате вьетнамского вторжения в январе 1979 ре­жим «красных кхмеров» был свергнут и к власти при­шли кхмерские коммунисты, тесно связанные с Вьет­намом. Вслед за этим страна вступила в новый этап гражданской войны, когда уцелевшие силы «красных кхмеров» совместно с поддерживавшими Сианука на­ционалистическими группами повели борьбу против вьетнамских войск и политического режима, образо­ванного в Пномпене. Только вмешательство ООН и проведение в стране одной из крупнейших за всю ис­торию этой организации миротворческой операции позволили положить конец десятилетиям граждан­ской войны и тоталитаризма в К.

В 1993 под эгидой ООН прошли парламентские выборы, которые ознаменовали переход страны на демократические рельсы развития. «Красные кхме­ры» участия в выборах не принимали, однако про­вал объявленного ими бойкота выборов продемон­стрировал резкое падение их влияния в стране. В ре­зультате народного волеизъявления к власти при­шли две политические силы: Народная партия К. (НПК), созданная на основе правившей в стране в 1979—90 гг. Народно-революционной партии К., от­казавшейся от всех коммунистических лозунгов и атрибутов, и т.н. Единый национальный фронт за суверенную, независимую, нейтральную и мирную К. — ФУНСИНПЕК, объединивший некоммунис­тические и националистические силы. Первые полу­чили ок. 39% голосов, вторые — 45% и совместно об­разовали первое демократическое правительство, где глава националистов принц Раннарит занимал пост первого премьер-министра, а глава НПК Хун Сен — второго премьер-министра. Такое сложное разделение власти, когда практически во всех наи­более важных министерствах действовали по два министра, было инициировано как миротворцами ООН, так и бывшим королём К. Нородомом Сиануком, который в 1993 по решению избранных в Наци­ональную ассамблею депутатов был провозглашён официальным главой государства. Цель создания коалиционного правительства состояла в том, чтобы всеми силами не допустить нового витка граждан­ской войны в стране. Движение «красных кхмеров», изолированное в джунглях после сформирования коалиционного правительства, стало быстро распа­даться, а его лидеры — искать возможности вернуть­ся к легальной политической борьбе. Вся последо­вавшая за выборами история страны — история борьбы двух главенствующих политических сил за контроль над К. При этом НПК опирается главным образом на сельскую местность (муниципальные выборы 2002, где НПК получила подавляющее большинство голосов, подтверждают это), а ФУНСИНПЕК — на городские слои (на всеобщих выборах 1998 в Пномпене НПК получила менее 30% голосов, а националисты — более 40%). Несмотря на то что иногда эта борьба ставит К. на грань новой гражданской войны, как это было в 1997, когда мно­гие сторонники ФУНСИНПЕК вынуждены были бежать из страны, обвинённые в попытке организа­ции государственного переворота, определённый баланс сил между этими крупнейшими политичес­кими организациями К. сохраняется, постепенно вырабатываются и достаточно цивилизованные пра­вила политической борьбы, что является гарантом всё более стабильного и предсказуемого политичес­кого развития К.