Страны мира

Канада: Государственное устройство и политическая система

Формально К. — конституционная монархия, факти­чески — федеративное демократическое государство с парламентской формой правления. Образовано в 1867 принятым британским парламентом Актом о Британ­ской Северной Америке. Он являлся Основным зако­ном страны вплоть до 1982, когда канадский парламент принял новый Конституционный акт. Последний кон­солидировал Акт 1867 и все дополнения к нему, добавил формулу изменения Конституции, а также Хартию прав и свобод. Составной частью Конституции являются, кроме того, некоторые неписаные обычаи, регулирую­щие, например, формирование правительства страны.

Административное деление — 10 провинций и 3 территории федерального подчинения.

Реальная власть принадлежит парламенту, кото­рый выполняет законодательные и исполнительные функции и состоит из монарха (с 1953 — английская ко­ролева Елизавета II), сената и палаты общин. Монарха в стране на постоянной основе представляет генерал-губернатор, назначаемый (с 1952 — из канадских граж­дан) по рекомендации премьер-министра К. и обладаю­щий лишь символическими, главным образом церемо­ниальными, полномочиями. В 1993—2003 пост пре­мьер-министра занимал Жан Кретьен; в декабре 2003 его сменил на посту лидера правящей (Либеральной) партии и премьер-министра страны Поль Мартин. Ге­нерал-губернатор (с 1999) — г-жа Адриенн Кларксон.

В парламенте ведущая роль принадлежит палате общин, 301 член которой избирается всеобщим, пря­мым, тайным голосованием в одномандатных округах, по мажоритарной системе, сроком на 5 лет (фактичес­ки выборы проводятся чаще — по назначению стояще­го у власти правительства). Лидер партии, получившей на выборах наибольшее число мест в палате, становит­ся премьер-министром и формирует правительство страны. Партия, ставшая 2-й по числу мест, традицион­но носит название «официальной оппозиции». Палата общин принимает решения по всем вопросам, выноси­мым на её рассмотрение правительством.

Сенат (104 места) рассматривает и, как правило, ут­верждает законопроекты, принятые палатой общин. Однако он не имеет права законодательной инициати­вы по финансовым вопросам, контроля над исполни­тельной властью, вотума недоверия правительству. В целом канадский сенат гораздо менее влиятелен, чем, например, сенат США. Сенаторы назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра по определённой норме представительства от субъектов федерации и уходят в отставку по достижении 70 лет.

По форме государственного устройства К. — феде­рация, состоящая из 10 провинций и 3 территорий. По Конституции регулирование большинства важнейших вопросов жизнедеятельности страны (прямое налого­обложение, торговля, денежное обращение, банков­ская деятельность, транспорт и связь, гражданство, внешняя политика и оборона) входит в компетенцию федерации. Провинции ведают вопросами имущест­венных и гражданских прав, косвенного налогообло­жения, использования природных ресурсов (что является одним из основных источников доходов провин­циальных бюджетов в виде сбора за право разработки недр — роялти), трудовых отношений, образования, здравоохранения, местного законодательства и само­управления. В сферу совместной компетенции входят иммиграция, развитие сельского хозяйства.

Глава государства представлен в провинции лей­тенант-губернатором, назначаемым генерал-губерна­тором по рекомендации премьер-министра страны (и тоже осуществляющим преимущественно лишь цере­мониальные функции). Законодательная и исполни­тельная власть принадлежат однопалатным Законо­дательным собраниям (в Квебеке — Национальной ассамблее). Принцип формирования провинциаль­ных правительств — тот же, что и федерального.

Судебная система К. имеет три уровня — феде­ральный, провинциальный и территориальный. Выс­шим судебным органом страны является Верховный суд. По Конституционному акту 1982 Верховный суд помимо прежних полномочий последней инстанции по уголовным и гражданским делам получил полно­мочия Конституционного суда. 9 судей Верховного суда назначаются генерал-губернатором по рекомен­дации премьер-министра и уходят со своего поста по достижении 70 лет. Федеральный суд рассматривает дела по вопросам морского права, подоходного нало­гообложения, патентов, таможни.

В К. на федеральном уровне у власти с 1867 нахо­дились только две партии — Прогрессивно-консерва­тивная (возникла в 1854) и Либеральная (основана в 1873), которые формировались и функционировали по образцу аналогичных партий Великобритании. После 1-й мировой войны наряду с консерваторами и либералами в федеральном парламенте были в разное время представлены 1—3 малые партии, иногда суще­ственно влиявшие на политику правительства. В про­винциях у власти находятся партии, носящие, как правило, те же названия, однако большинство их не имеет организационных связей со своими федераль­ными аналогами и не подчиняется их решениям.

Либеральная партия в 20 в. доминировала на феде­ральной арене, выиграв 18 всеобщих выборов из 28, при этом после 2-й мировой войны — 12 из 18. Её деятели проявили себя более гибкими политиками и умелыми правителями, чем их основные соперники — консерва­торы. Успешно удерживает позицию в центре политиче­ского спектра К. В основе политической программы пар­тии — приверженность принципу свободного предпри­нимательства при активной регулирующей роли госу­дарства, стремление укрепить федеральную власть, сохранить ведущие отрасли экономики страны под нацио­нальным контролем, диверсифицировать её внешнеэко­номические и политические связи, отстаивать самобыт­ность культуры и самостоятельность внешней политики К. В 1982 либералы во главе с тогдашним премьер-ми­нистром Пьером Трюдо (находился у власти в 1968—79 и 1980—84) осуществили «патриацию» канадской Кон­ституции, ликвидировав формальные остатки былой за­висимости К. от Великобритании. На выборах 1997 ли­бералы получили 155 мест, в 2000 — 172 места.

Прогрессивно-консервативная партия с 1900 доби­валась власти 10 раз, из них 6 — после 1945. Её поддер­живают большая часть англоязычных жителей мелких городов и сельской местности, особенно в западной час­ти страны, состоятельные фермеры и предприниматели, протестанты. Партия выступает за ограничение вмеша­тельства государства в экономику, сокращение государ­ственных расходов, была инициатором ослабления кон­троля над иностранным капиталом, Соглашения о сво­бодной торговле с США в 1988. Попытки правительства Б. Малруни (премьер-министр в 1984—93) укрепить единство К. путём конституционных уступок Квебеку и заодно всем другим провинциям провалились.

На выборах 1993 консерваторы потерпели беспре­цедентное в своей истории поражение: имея до этого 167 депутатов в палате общин, они смогли получить в ней всего 2 места, что поставило старейшую партию К. под угрозу исчезновения. На выборах 1997 консер­ваторы получили 12 мест, в 2000 — 20 мест.

Новая демократическая партия (НДП) образована в 1961 путём слияния Федерации кооперативного содру­жества, созданной в 1932, с руководством Канадского рабочего конгресса — крупнейшего профсоюзного цен­тра страны. Единственная социал-демократическая партия Северной Америки. Входит в Социалистичес­кий интернационал. Отстаивает государственное регу­лирование экономики, эффективную систему социаль­ного обеспечения, признание «особого статуса» Квебе­ка в децентрализованной федерации. Выступает против господства иностранного капитала в ключевых отрас­лях. НДП неоднократно находилась у власти в различ­ных провинциях. Пик влияния НДП пришёлся на 1970—80-е, когда число её депутатов в федеральном парламенте доходило до 43. Однако на выборах 1993 новые демократы получили всего 9 мандатов. На выбо­рах 1997 НДП получила 21 место, в 2000 — 13 мест.

Квебекский блок был создан в 1990 суверенистами провинции Квебек (сторонниками «суверенитет-ассо­циации» — политического суверенитета этой франко­язычной провинции, при сохранении её экономической ассоциации с «остальной К.»), чтобы отстаивать свои интересы на федеральной арене. До этого момен­та они ограничивались политической деятельностью в самой провинции, объединившись в Квебекскую пар­тию. На всеобщих выборах 1993, получив поддержку определённых средних слоёв, интеллигенции, молодё­жи Квебека, провёл в палату общин 54 депутата и за­нял место официальной оппозиции. На всеобщих вы­борах 1997 КБ получил 44 места, а в 2000 — 38 мест.

Канадский консервативный альянс реформ возник (первоначально под названием «Партия реформ») в 1989 в провинции Альберта как выразитель недоволь­ства местного мелкого и среднего бизнеса политикой федеральных властей, традиционно отражающей инте­ресы крупного капитала Центральной К. Выступил за децентрализацию федерации, за усиление роли провин­ций в формировании сената и Верховного суда страны, в контроле над её природными ресурсами, за отмену за­кона о двуязычии, против каких-либо уступок Квебеку. Получил поддержку большинства фермерства, жителей мелких и средних городов во всех провинциях Запада, где к тому же весьма сильны настроения англосаксон­ского шовинизма. На выборах 1993 провёл в палату об­щин 52 депутата и стал оспаривать место «официаль­ной оппозиции» у Квебекского блока. Это удалось сде­лать в результате выборов 1997, когда реформисты вы­играли 60 мандатов, а в 2000 — уже 66 мандатов.

В кон. 2003 Канадский консервативный альянс ре­форм и Прогрессивно-консервативная партия объя­вили о намерении создать объединённую консерва­тивную партию.

Из партий, действующих только на провинциаль­ной арене, представляет особый интерес Квебекская партия в провинции Квебек. Возникла в 1967 и уже на провинциальных выборах 1976 пришла к власти под лозунгом «суверенитет-ассоциация». В 1980 провела провинциальный референдум по вопросу о суверени­тете и потерпела поражение, получив только 40% го­лосов. На выборах 1985 уступила власть провинци­альным либералам. В 1994 снова пришла к власти и в 1995 провела 2-й референдум по тому же вопросу. На этот раз её призыв поддержали 49,4% голосовавших. Платформа партии носит во многом социал-демокра­тический характер: призыв к диалогу с профсоюзами, социальной обеспеченности населения, солидарной ответственности всех квебекцев. Но главное — КП проповедует и реализует политику всемерного укреп­ления и поощрения французского языка и культуры в провинции. На провинциальных выборах 2003 КП не смогла добиться большинства в законодательном со- брании (Национальной ассамблее) Квебека и лиши­лась власти в провинции (которая перешла к прави­тельству, сформированному Либеральной партией Квебека).

Общественные организации. Канадский рабочий конгресс — крупнейший общенациональный проф-центр, более 2,3 млн членов. Создан в 1956 путём слия­ния Профессионального и рабочего конгресса К. (цехо­вые профсоюзы, состоявшие в Американской федера­ции труда) и Канадского конгресса труда (профсоюзы, состоявшие в Конгрессе производственных профсоюзов США, а также канадские национальные профсоюзы).

Конфедерация национальных профсоюзов, 2-й по значению профцентр страны. Возникла в 1921 как Ка­надская католическая конфедерация труда, состоявшая только из национальных профсоюзов Квебека, которые находились под сильным влиянием католической церк­ви. В 1960 изъяла из программы ссылки на социальную доктрину церкви и приняла современное название.

Национальный союз фермеров — крупнейшая фермерская организация страны, созданная в 1969.

Деловой совет по национальным вопросам — самая влиятельная организация крупного канадского бизне­са. Создан в 1977, объединяет высших руководителей 140 крупнейших корпораций К. К 2004 сменил своё название на Канадский совет главных управляющих.

Канадская торговая палата — объединение пред­принимателей и представителей корпораций, создан­ное в 1929. Насчитывает ок. 200 тыс. индивидуальных и коллективных членов.

Союз промышленников и экспортёров К. Создан в 1996 в результате объединения старейшей предпри­нимательской организации страны — Канадской ассо­циации промышленников (основана в 1871) и Канад­ской ассоциации экспортёров (основана в 1943). На­считывает 50 тыс. членов.

Братство инуитов К. (БИК; Инуит Тапирисат). Ос­новано в 1971 активистами движения канадских инуи-тов (эскимосов) в защиту их экономических интересов и культуры в процессе освоения Севера К. канадскими и иностранными корпорациями. Целями БИК являют­ся сохранение языка и развитие культуры инуитов, ока­зание содействия в выявлении их нужд и чаяний, в ус­тановлении и укреплении связей между всеми поселе­ниями инуитов, формулирование и защита их требова­ний на переговорах с властями всех уровней, чтобы до­биться полного участия инуитов в жизни канадского общества. Совет директоров БИК состоит из президен­тов 6 региональных ассоциаций и 4 членов, избираемых на двухлетний срок на ежегодных собраниях представителей местных общин. Входит в международную ор­ганизацию «Инуитская приполярная конференция», в которой также состоят аналогичные по структуре объе­динения эскимосов Аляски и Гренландии.

Ассамблея Первых Наций — общеканадская поли­тическая организация, представляющая интересы ста­тусных индейцев (признаваемых таковыми федераль­ным Законом об индейцах 1951). Создана в 1980 на встрече вождей большинства индейских племён стра­ны. Возглавляется главным вождём, избираемым на 3 года общим собранием вождей, и 6 вице-вождями, изби­раемыми региональными объединениями. Содействует своим членам консультациями и разработкой требова­ний к властям по вопросам социального обеспечения и экономического развития, образования, медицинского обслуживания, выступает в защиту интересов индейцев по этим вопросам перед федеральным правительством, добивается законодательного закрепления земельных и иных прав индейцев, предусмотренных в договорах с британскими властями колониального периода и в су­дебных решениях последующих лет.

Совет коренных народов К. (СКНК). Возник в 1968 как политическая организация метисов и нестатусных индейцев (не подпадающих под действие федерального Закона об индейцах). Состоит из провинциальных и территориальных организаций, президенты которых об­разуют совет директоров СКНК. Деятельность СКНК финансируется федеральным правительством. СКНК добивается признания «исторической и культурной не­повторимости» метисов и нестатусных индейцев и пре­доставления им прав, признаваемых за другими абори­генными народами страны. В 1983 от СКНК откололись провинциальные ассоциации 3 Степных провинций; они образовали Национальный совет метисов.

Акт о Британской Северной Америке 1867 предоста­вил федеральному центру чрезвычайно широкие полно­мочия, которые использовались им, как правило, в инте­ресах торговой и финансовой элиты экономического центра К. — провинции Онтарио. Но в 20 в. в стране об­разовались мощные региональные экономические и по­литические группировки, которые стали добиваться рас­ширения полномочий провинций для более эффектив­ного отражения своих интересов в политике федерально­го правительства. Под их непрерывным нажимом центр неоднократно уступал провинциям часть своих полно­мочий. В итоге К. стала одной из самых децентрализо­ванных федераций в мире, и процесс этот продолжается, ослабляя целостность страны. Главным политическим механизмом урегулирования разногласий и противоре­чий между центром и субъектами федерации стали федерально-провинциальные конференции, вначале специ­альные, редкие, а затем регулярные, на уровне глав феде­рального и провинциальных правительств, а также ми­нистров, руководящих аналогичными ведомствами (на­пример, финансов, просвещения и т.п.). Наиболее мощ­ным экономическим рычагом противодействия ослабле­нию федерации являются т. н. «уравнивающие плате­жи», которые выделяются центральным правительством из федерального бюджета более бедным провинциям для поддержания в них среднего по стране уровня социаль­ного обслуживания и налогообложения. Однако после 1993 меры по сокращению дефицита федерального бюд­жета заметно уменьшили размеры таких платежей, что вело к новому обострению федерально-провинциальных отношений. Федеральное правительство стремится так­же укрепить экономическое единство федерации, высту­пая за устранение многочисленных ограничений торгов­ли, которые с давних пор существуют между провинция­ми. В 1994 Оттава добилась согласия провинций на лик­видацию подобных препятствий для взаимной торговли, однако его реализация идёт с трудом, особенно в Квебе­ке, требующем для себя особых прав на введение мер по защите своей уникальной культуры, прежде всего фран­цузского языка. Остальные — англоязычные провинции, прежде всего Британская Колумбия и Альберта, высту­пают против предоставления Квебеку каких-либо ис­ключительных полномочий и, в свою очередь, требуют распространения на них любых уступок, которые феде­ральное правительство сделает Квебеку.

Главными задачами внешней политики К. после 2-й мировой войны долгие годы являлось обеспечение на­циональной (и международной) безопасности и эко­номического процветания страны. В условиях «холод­ной войны» это означало прежде всего предотвраще­ние войны между СССР и США. После окончания «холодной войны» эти приоритеты поменялись места­ми, а в 1995 правительством либеральной партии к ним была добавлена задача продвижения за рубежом «канадских ценностей» и достижений культуры.

Объективная заинтересованность К. в многосто­ронних усилиях по обеспечению мира и её двуязычие привели к тому, что она стала основателем многих и членом практически всех основных международных организаций. К. — единственная страна в мире, кото­рая является членом одновременно и Содружества наций, и Международной ассоциации стран француз­ского языка («Франкофонии»).

После начала «холодной войны» К. выступила од­ним из инициаторов создания НАТО в 1949, поддер­живала все основные действия этой организации.

Вместе с тем выступала за решение спорных вопросов со странами Варшавского Договора, с СССР, а затем с РФ путём переговоров, компромиссов, не допуская опасности возникновения вооружённого конфликта.

К. активно выступает против нарушений прав че­ловека, за принятие мировым сообществом самых строгих мер против государств, нарушающих между­народные законы в этой области. В немалой степени это объясняется многонациональным составом канад­ского населения, особенно послевоенной иммигра­ции, представители которой ревностно следят за тем, что происходит на их бывшей родине.

В годы «холодной войны» К. заслужила репута­цию посредника в урегулировании споров и конфлик­тов между государствами. Особую известность К. приобрела в качестве миротворца — вплоть до 1994 она принимала участие во всех операциях по поддер­жанию мира под эгидой ООН и почти во всех опера­циях такого типа вне её рамок. Инициатива организа­ции подобных операций принадлежала в 1957 минис­тру иностранных дел К. тех лет Л. Пирсону, который был удостоен за неё Нобелевской премии мира.

В первые послевоенные годы К. приобрела также репутацию выразителя и защитника интересов моло­дых независимых государств — бывших колоний. В дальнейшем к ней прибавилась известность крупного донора, осуществляющего многочисленные програм­мы помощи экономическому развитию таких стран (главным образом через правительственное Канад­ское агентство международного развития).

К. неоднократно выступала с инициативами в об­ласти контроля над вооружениями и разоружения. Так, в 1996 она решительно возглавила кампанию за запрещение противопехотных мин, которая привела в декабре 1997 к подписанию соответствующего между­народного соглашения представителями более чем 100 стран на созванной по приглашению К. конферен­ции в Оттаве.

Главным направлением канадской внешней полити­ки являются её отношения с США. Соглашения о сво­бодной торговле, заключённые между ними в 1988 и 1993 (с участием Мексики), служат эффективным ус­корителем процесса североамериканской экономичес­кой интеграции. Вместе с тем между К. и США сущест­вуют иногда весьма острые расхождения по ряду про­блем как двусторонних (особенно экономических), так и международных отношений. В первую очередь это ка­сается американских ограничений ввоза различных ка­надских товаров, режима эксплуатации биологических и минеральных ресурсов морских приграничных районов, канадских мер по защите национальной культуры от экспансии американской массовой культуры и т. д.

В 1970 К. признала КНР и установила с ней дипло­матические отношения вопреки отрицательной реак­ции США. К. осудила намерение американского сена­та в 1995 отменить в одностороннем порядке введён­ное ООН эмбарго на поставки оружия в бывшую Юго­славию. В 1996 вместе со странами ЕС и РФ выступи­ла против попыток США навязать им свои меры, на­правленные против Ирана и Ливии под предлогом борьбы с международным терроризмом. К. упорно от­вергала попытки США заставить её участвовать в по­литической и экономической блокаде Кубы.

В своей военной политике К. исходя из факта окон­чания «холодной войны» и отсутствия непосредст­венной прямой военной угрозы её безопасности осу­ществила значительное сокращение расходов на обо­рону и общей численности своих Вооружённых сил. Помимо обеспечения безопасности страны, защиты её суверенитета и оказания содействия гражданским властям в обеспечении закона и правопорядка, глав­ными задачами Вооружённых сил К. являются про­должение сотрудничества с США в мероприятиях по обороне североамериканского континента, прежде всего по соглашению о НОРАД (совместное командо­вание аэрокосмической обороны Северной Америки), а также выполнение традиционных обязательств К. в ООН, НАТО и ОБСЕ по обеспечению международ­ной безопасности.

Вооружённые силы К. комплектуются на контракт­ной основе и состоят из Сухопутных войск (армии), Военно-морских и Военно-воздушных сил. Общая численность Вооружённых сил (1997) — 62 тыс. чел. в регулярных войсках и 84 тыс. чел. в резерве. Ещё 2,4 тыс. канадских военнослужащих несут службу за гра­ницей в составе 17 многосторонних миссий по поддер­жанию мира. Непосредственное руководство ВС К. осуществляет Министерство национальной обороны.

Канадо-российские отношения. Межгосударствен­ные отношения между К. и РФ официально установле­ны 25 декабря 1991. Одновременно между РФ и К. бы­ли установлены дипломатические отношения на уровне посольств (дипломатические отношения с СССР были установлены в 1942). К договорно-правовой базе рос­сийско-канадских отношений относятся прежде всего Декларация о дружбе и сотрудничестве между РФ и К., Меморандум о взаимопонимании относительно кон­сультаций между правительствами РФ и К., а также До­говор о согласии и сотрудничестве между РФ и К. (под­писаны в ходе визитов президента РФ Б.Н. Ельцина в К.

в феврале и июне 1992). Соглашения, меморандумы, совместные заявления — о торговых и коммерческих от­ношениях (июнь 1992), по которому обе стороны предо­ставили друг другу режим наибольшего благоприятст­вования, об экономическом сотрудничестве (май 1993), о сотрудничестве в Арктике и на Севере (июнь 1992), в области сельского хозяйства (июнь 1992), об избежании двойного налогообложения (октябрь 1995), мирного ис­пользования ядерной энергии (апрель 1996), строитель­ства, в сфере обменов в области образования, науки, культуры и целый ряд других — регулируют соответст­вующие виды двустороннего взаимодействия.

К. осуществляет программу технической помощи РФ в таких областях, как энергетика, сельское хозяй­ство, освоение Севера, охрана окружающей среды, по­ощрение мелкого бизнеса, безопасность ядерных энергетических установок и т.д.

В целях поощрения торговли с РФ канадское прави­тельство регулярно выделяет кредиты на российские закупки канадских товаров. Однако торгово-экономи­ческие связи являются, по признанию обеих сторон, от­стающим участком российско-канадских отношений.

Для координации усилий по содействию разви­тию торгово-экономического сотрудничества создана Межправительственная российско-канадская эконо­мическая комиссия, заседающая ежегодно поперемен­но в Москве и в Оттаве. В её структуре образованы подкомиссии и рабочие группы по агропромышлен­ному комплексу, топливу и энергетике, промышлен­ному развитию в высокотехнологичных отраслях (те­лекоммуникации, аэрокосмическая промышленность, программное обеспечение), сотрудничеству в сфере науки и технологий и др. Достигнута договорённость уделить особое внимание активизации экономичес­ких связей и других совместных действий в Арктике и на Севере, прежде всего по таким направлениям, как транспорт, строительство, защита окружающей среды и контакты между коренными народами Севера.