Страны мира

Канада: Наука и культура

Высокая степень общеэкономической зависимости от США определяет специфические черты действую­щей в К. системы «наука—техника—производство». Контролируемые иностранным капиталом филиалы ТНК, как правило, не занимаются крупными самостоя­тельными проектами НИОКР и осуществляют глав­ным образом вспомогательные работы по внедрению в производство технологий, полученных от материнских компаний. Многие же промышленные фирмы, контро­лируемые национальным капиталом, не имеют доста­точных организационно-финансовых ресурсов для ве­дения масштабных НИОКР, необходимых для созда­ния и внедрения в производство принципиально новых продуктов и технологий. В результате сфера промыш­ленных НИОКР до сих пор остаётся слабым звеном в национальном научно-техническом комплексе. Это оп­ределяет и относительное отставание К. от других веду­щих стран по общему уровню затрат на научно-техни­ческую деятельность. В 2000 доля таких затрат в ВВП составила в К. 1,8% (средний показатель по странам — членам ОЭСР — 2,2%). При этом государство в К. обес­печивает более 51% всех прямых расходов на науку и внедренческую деятельность и, по данным сравнительных исследований, предоставляет большие налоговые льготы компаниям, ведущим НИОКР.

Примечательно, что К. занимает передовые рубежи в целом ряде областей фундаментальных и прикладных исследований, в которых ведущую роль играют универ­ситеты и федеральные научные центры. В числе таких областей атомная энергетика, использование других традиционных и нетрадиционных источников энергии; генетика и селекция; технологии в горнодобывающей промышленности и в отраслях лесопромышленного комплекса, в сфере транспорта и телекоммуникаций; ме­дицина и фармацевтика; биотехнологии; контроль над состоянием окружающей среды и меры по её защите от загрязнения; освоение богатств Мирового океана. Госу­дарство в К. не осуществляет крупных затрат на НИ-ОКР военного назначения, а сами военные производст­ва не составляют здесь большой доли в экономике.

В 2002 с участием представителей федеральных и провинциальных властей, предпринимательских орга­низаций, вузов и некоммерческих исследовательских центров обсуждался т. н. План действий в сфере иннова­ций, финансовые параметры которого были впоследст­вии закреплены в экономической программе федераль­ного правительства. К 2010 намечено добиться, чтобы К. вошла в «пятёрку лидеров» по показателям развития НИОКР; как минимум удвоить федеральные ассигнова­ния на НИОКР; занять передовые позиции по доле ка­чественно новых товаров и услуг в общей сумме продаж частных компаний. В федеральной бюджетной програм­ме на 2003—04 закреплены обязательства правительства в течение 5 лет увеличить ассигнования на НИОКР в го­сударственных научных институтах и университетских центрах, усилить поддержку НИОКР и инновационной активности в предпринимательском секторе.

Канадскую концепцию многокультурности можно охарактеризовать как балансирование между коллек­тивными и индивидуальными правами. Традиционно большее, чем в США, признание «коллективных прав» тех или иных групп (аборигенных, этнокультурных меньшинств) обеспечивает позитивное отличие канад­ского общества. Ассимиляции, с одной стороны, и соци­ально-культурной изоляции этнических групп, с дру­гой, канадская концепция многокультурности противо­поставляет возможность интеграции различных групп, сохраняющих своё особое этнокультурное лицо, в еди­ное самобытное (в своём многообразии) общеканадское общество. Это прежде всего относится к «народам — ос­нователям К.» — франкоканадцам и англоканадцам. Оба этих народа создали свою особую культуру — лите­ратуру, драматургию, фольклор и современную музыку, национальные школы живописи, собственное мировос­приятие и стиль жизни, особенности французского и английского языка, отличающие их от других англо- и франкоязычных наций современного мира.

Самобытна культура франкоканадцев — народа, ко­торый сложился за более чем 300 лет обособленного раз­вития в специфической североамериканской природной среде и более двух веков политической, экономической, а во многом и культурной изоляции от Франции. За пол­тора века французской колонизации (1608 — 1763) в К. осело всего лишь 10 тыс. переселенцев (из них всего 1100 женщин, так что значительная часть первопоселенцев вступала в браки с индейскими женщинами). После за­воевания К. Великобританией (1763) их потомки, насчи­тывавшие к тому времени 70 тыс. чел., уже считали себя канадцами, а французская иммиграция в К. практически прекратилась. В состав франкоязычного населения вли­лась также часть осевших здесь британских солдат из числа шотландских горцев-католиков, а также ирланд­цев, ассимилировавшихся с франкоканадцами на почве религиозной общности. Большинство франкоканадцев в быту пользуется местным вариантом французского язы­ка, сложившимся на базе старинного северофранцузско­го наречия, со многими архаизмами, англицизмами и за­имствованиями из индейских языков, а также возникши­ми уже здесь «канадизмами». Этот язык, получивший прозвище «жуаль», проник в художественную литерату­ру, особенно в поэзию, а драматургию и кинематограф подчинил себе настолько, что квебекские фильмы неред­ко идут во Франции с субтитрами.

Музыкальный фольклор франкоканадцев в значи­тельной части отличается от французского: танцеваль­ные мелодии («рили») отчётливо выказывают своё шот­ландское происхождение. Высоко ценится творчество современных франкоканадских шансонье. Франкоканадскими авторами сложены и музыка и оригинальный текст общеканадского гимна («О, Канада!»); во «фран­цузской» К. зародилась и общеканадская символика — изображение кленового листа на гербе и флаге страны.

Присутствие франкоканадского культурного эле­мента в стране ощущается повсеместно, и, по мнению многих культурологов, именно он является главней­шим фактором канадской самобытности, резко отли­чающим канадское общество от американского.

Другой «народ-основатель» — англоканадцы — воз­ник на полтора столетия позже, чем франкоканадцы, и складывался в совершенно иных политико-демографи­ческих условиях — постепенно, в постоянном контакте и при демографической «подпитке» со стороны историче­ской родины — Великобритании и англоязычного соседа — США. Между тем его основу в кон. 18 в. заложили т. н. «лоялисты» — переселенцы из США, которые «не пожелали стать американцами» и во время войны за не­зависимость США поддерживали британскую армию, а после её поражения бежали на ещё не заселённые фран­коканадцами земли в оставшейся за Британской импе­рией К. Позднее к ним прибавились новые переселенцы из Европы, но сохранился «лоялистский» дух законопо­слушности, консерватизма, приверженности к британ­ской культуре и независимости от США.

По своей фонетике, лексике и орфографии канад­ский вариант английского языка занимает промежу­точное положение между британским и американским.

Заметно отличаются от американских гораздо менее коммерциализированная и по-европейски более сдер­жанная англоканадская литература, кинематограф (впрочем, здесь первенство принадлежит скорее Квебе­ку, где создано несколько киношедевров мирового уров­ня) и своеобразная национальная школа живописи, веду­щая начало от знаменитой «Группы семи» — несомнен­ного вклада англоканадцев в мировое искусство. В на­родной музыке «английской» К. (особенно в её восточ­ной части), как, впрочем, и в других жанрах искусства, и даже во многих чертах национального характера англо-канадцев, отчётливо видно влияние шотландского эле­мента: доля шотландцев среди выходцев с Британских островов в К. выше, чем в США (тогда как доля ирланд­цев — несколько ниже). Особенно заметна шотландская составляющая в местной культуре в Новой Шотландии, а также в Манитобе, культуре других Степных и Атлан­тических провинций и среди англоканадцев Квебека.

Особую озабоченность канадцев вызывает культур­ная экспансия США. Страна затоплена американской беллетристикой, журнальной, кинематографической продукцией, радио- и телепередачами. Остро встал во­прос о национальной самобытности канадцев, которые не хотят превращаться в жителей провинции американ­ской культуры. Между тем многоэтнические канадцы располагают собственной яркой и самобытной музы­кальной культурой, развитым фольклором, литературой и прессой на 60 языках, собственными школами живопи­си, развитым балетом и другими жанрами театрального искусства, кинематографией. Федеральное правительст­во К., как и власти многих провинций, принимают меры, направленные на защиту и развитие национальной куль­туры народов и этнических групп, населяющих К.