Страны мира

Катар: Экономика

Найденная в К. нефть (1939) и её промышленная добыча (с 1949) кардинально изменили ситуацию в стране, позволив достичь беспрецедентных темпов экономического роста. На сегодняшний день нефть со­ставляет более 55% ВВП, 85% доходов экспорта и 70% всех государственных доходов. Доказанные резервы нефти 14,5 млрд барр. (2002). Благодаря добыче нефти ВВП на душу населения в К. сравним с ведущими за­падными промышленными странами. Помимо нефти всё большее значение приобретает добыча и экспорт природного газа, запасы которого, по различным оцен­кам, превышают 21 трлн м3 (2-е место в мире по объёму после РФ). Обнаруженные в гигантском месторожде­нии Норт Филд запасы позволят газовой промышлен­ности развиваться прежними ускоренными темпами и обеспечить необходимое количество газа для его про­хождения по планируемым газопроводам в Кувейт и ОАЭ. Добыча газа в К. возросла с 19,6 млрд в 1998 до 32,5 млрд м3 в 2001.

В 2000 активное сальдо внешнеторгового баланса К. составило 7 млрд долл. Это произошло в основном из-за высоких мировых цен на нефть и постепенного повыше­ния экспорта газа. Этот излишек сохранился и в 2001.

К. со дня объявления своей независимости поддер­живает высокие темпы роста ВВП. В среднем они со­ставляют 8—10% в год. Объём ВВП К. с 510 млн долл. США (1972) вырос до 7,17 млрд долл. США (1995), т.е. более чем в 14 раз. Динамика роста объёма ВВП полно­стью зависит от состояния мирового рынка энергоно­сителей и цен на нефть. Для К. период общего спада в мировом хозяйстве и, как следствие, заметного сокра­щения потребления нефти совпал с падением объёма ВВП внутри страны (4930 млн долл. США в 1985 про­тив 5773 млн долл. США в 1979). Аналогично ВВП ко­лебался рост национального дохода на душу населе­ния: в 1982 он достиг 19 тыс. долл. США, что позво­лило стране занять одно из первых мест в мире по это­му показателю; в 1995 из-за спада на рынке топлива он равнялся 12 тыс. долл. США. По данным на 2002, ВВП 17,2 млрд долл. США, темпы прироста ВВП 3,4%; ВВП на душу населения 21,5 тыс. долл. США. Инфляция 1,9% (2002), безработица 2,7% (2001).

Отраслевая структура экономики: по вкладу в ВВП (%,1996): сельское хозяйство 1, промышлен­ность 49, сфера услуг 50. Структура ВВП по занятос­ти (%, 2000): сельское хозяйство 0,4, промышленность 67,6, сфера услуг 32.

Помимо нефтегазовой промышленности, состав­ляющей основу экономического благосостояния стра­ны, широкое развитие получила энергетика. Суммар­ная мощность электростанций оценивалась в 1863 МВт (2000), производство электроэнергии составило 9,264 млрд кВт-ч (2001). К. предоставляет электро-

энергию, отпускаемую для бытовых нужд своих граж­дан, бесплатно. Для К. важной задачей является оп­реснение воды (более 113 млн галлонов в день на 2000). Успешно развиваются строительный бизнес, производство стройматериалов, цемента. В К. дейст­вуют три промышленных зоны: Умм Саид (нефтепе­реработка и нефтехимия, в последнее время также ме­таллургическая и газовая промышленность); Доха (малый и средний бизнес, ремонтные мастерские, бы­товое обслуживание, производство продуктов пита­ния); новая зона в Рас Лаффане (переработка и транс­портировка газа).

Неблагоприятные климатические условия и нали­чие в стране только пустынных и полупустынных зе­мель обусловили весьма ограниченное использование агропромышленного комплекса.

Совокупная площадь обрабатываемых земель ок. 7,6 тыс. га, или 3% общей площади, доля абсолютно непригодных угодий составляет 91,6% всей террито­рии страны. По данным ФАО, в 2000 К. произвёл 4100 т ячменя, 1800 т кукурузы, 53 400 т овощей и бахчевых культур, 18 000 т фруктов и фиников; в жи­вотноводстве: 35 900 т молока, 4100 т мяса птицы, 7400 т мяса баранины. Наиболее традиционной и ус­пешной отраслью сельского хозяйства является ры­боловство — 4207 т (2000).

В К. отсутствуют железные дороги. Общая протя­жённость шоссейных дорог 1230 км, из них с покры­тием 1107 км. Общая протяжённость трубопроводов более 892 км (1997), в т.ч. св. 187 км — для перекачки нефти и более 700 км — для подачи газа. Морской транспорт играет доминирующую роль в перевозке грузов, на него приходится более 70% импортных гру­зов и 100% экспорта нефти и газа. Коммерческое су­доходство насчитывает 25 только крупных судов об­щим тоннажем 679 081, среди них 10 сухогрузов, 6 нефтяных танкеров, 7 контейнеровозов, 2 перевозчи­ка нефти и руды (2002). Главный порт страны — До­ха (в сер. 1990-х гг. общая протяжённость причалов составила 1699 м) и подвергшийся полной реконст­рукции порт Умм Саид. В К. построено 4 аэропорта. Самый крупный международный аэропорт находится рядом со столицей (в 2000 принял 2,6 млн пассажи­ров), остальные используются только для внутренних перевозок. В 2001 «Катарские авиалинии» насчиты­вали 15 воздушных судов. Власти К. планируют нара­щивать объём грузоперевозок и довести число воз­душных судов до 22 (2006). В 1998 страну посетило ок. 451 тыс. туристов, но сама индустрия невелика из-за слаборазвитой инфраструктуры.

В К. наряду с традиционными системами связи в последнее время помимо обычной телефонной (167 400 пользователей, 2001), успешно развиваются мобильная связь (178 800, 2001) и Интернет (40 000 пользователей в 2001). Катарское радио существует с 1968, число радиоприёмников составило в 1997 256 000 — один из первых показателей на арабском Востоке. Национальное телевидение появилось в 1970, ведёт свои программы по 3 каналам и насчитыва­ет 520 000 телезрителей (2000). Страна имеет собст­венную спутниковую связь, хорошо известен спутни­ковый телеканал «Аль-Джазира».

Особенности современной экономики К. — нали­чие дешёвой энергии, больших инвестиций и дефи­цита местных трудовых ресурсов. Это делает эконо­мику К. энерго и капиталоёмкой, но трудосберегаю­щей. Страна узко ориентирована на нефтехимию, нефтепереработку, развитие газового сектора, бан­ковское дело. Поскольку К. — абсолютная монар­хия, эмир вместе с советниками и кабинетом минис­тров лично занимается государственным урегулиро­ванием основных пропорций экономического разви­тия, стимулирует к развитию частный сектор, сле­дит за участием государства в промышленно-финансовой деятельности. В области социальной полити­ки К. предоставляет гражданам своей страны целый ряд привилегий и материальных льгот, право на бес­платное образование, здравоохранение, профессио­нальную подготовку и др.

Национальная финансовая система зародилась в 1971 сразу после объявления К. своей независимо­сти. До этого вся финансовая деятельность контро­лировалась английскими банками. В настоящее время в стране успешно действуют 16 банков и 8 страховых компаний. Катарский Центральный банк контролирует всю экономическую и финансовую деятельность в стране, регулирует денежное обра­щение, выпускает новые банкноты. Банк существу­ет с 1966 (капитал равен 1,14 млрд кат. риалов). Среди других крупнейших банков — Националь­ный банк К. (образован в 1965) с капиталом 1,038 млрд кат. риалов. Курс катарского риала относи­тельно доллара США в течение последних лет стабилен и равняется 3,64.

Бюджет К. тесно связан с уровнем цен на нефть и уровнем производства. Резкий рост доходов от нефти в 1970-х гг. вызвал большой избыток в бюджете, что поз­волило К. начать значительные промышленные про­граммы и новые инфраструктурные проекты. В 2001/02 бюджет обеспечивал доход в 18,057 млрд кат. риалов,

расход в 17,560 млрд, профицит 497 млн кат. риалов (при средней цене на нефть в 16,5 долл. за барр.).

Внешний долг К. обусловлен займами для по­крытия дефицита государственного бюджета. К кон. 2001 внешний долг вырос до 13,223 млрд долл. США, из них 7,305 млрд долл. были непосредствен­но государственным долгом. По западным оценкам, выплата долга должна вырасти до 1,435 млрд долл. США в 2002 (в 2 раза больше, чем в 1998), но за­планировано постепенное уменьшение до 380 млн долл. США к 2005.

Уровень жизни населения К. благодаря увеличе­нию роста экспорта нефти и газа за последние годы неизмеримо вырос. Общая сумма заработной платы в промышленности в 2000 составила 240 млн долл. США. Средняя заработная плата промышленного ра­бочего соответственно была 7571 долл. в год.

Экономика К. практически полностью зависит от состояния его внешней торговли. К. вынужден им­портировать практически весь спектр товаров — от продуктов питания, товаров широкого потребления до машин и оборудования. Несмотря на неравно­мерный рост экспорта и импорта, за 1972—95 внеш­неторговый оборот К. увеличился в 8,1 раза (экс­порт вырос в 6 раз, импорт в 17). Импорт вырос с 2,9 млрд (2000) до 3,9 млрд долл. США (2002). Основ­ные партнёры по импорту: Франция (18%), Италия (9%), США (9%), Япония (8%), Великобритания (7%) (2001). Экспорт 11,594 млрд долл. , включая 6,859 млрд долл. от сырой нефти и 3,300 млрд долл. от природного газа (2000), по данным на 2002, экспорт 10,9 млрд долл. США. К. также экспортиру­ет химические продукты, удобрения, с введением в строй металлургических предприятий — металл и металлоконструкции. Основные партнёры по экс­порту: Япония (42%), Южная Корея (18% ), Синга­пур (5%), ОАЭ (4%) (2001).