Страны мира

Катар: Государственное устройство и политическая система

Официально К. — суверенное арабское государст­во с абсолютной монархией. В стране действует вре­менная Конституция, принятая 2 апреля 1970. Вся полнота власти в стране принадлежит эмирам из ди­настии Аль Тани и может передаваться по наследству только шейхам из этого рода. По административному делению страна состоит из 10 муниципалитетов (бала-дият): Ад-Давва, Аль-Джувария, Аль-Джумалия, Аль-Хор, Аль-Вакра, Ар-Райян, Джарайян аль-Батна, Аш-Шамаль, Умм Саид, Умм Саляль. Главе муниципали­тета на его территории подчинены все государствен­ные учреждения и ведомства, также в его функции входит ведение всех административных дел. Прави­тель К. — эмир Хамад бин Халифа Аль Тани (с июня 1995). Исполнительной властью в стране является Со­вет министров (17 человек с сентября 1992), который также возглавляет эмир. Он назначает и смещает ми­нистров, несущих перед ним личную ответственность за политику государства и работу министерств. Поми­мо этого, эмир является верховным главнокомандую­щим страны. В 1972 эмир Халифа бин Хамада Аль Та­ни в соответствии с принятой временной Конститу­цией создал специальный Консультативный совет (Шура). С 1988 этот орган состоит из 35 человек, из­бираемых сроком на 4 года и назначаемых эмиром из числа представителей, выбранных при ограниченном избирательном праве. По Конституции они имеют право обсуждать и давать рекомендации по принятию законов, разработанных Советом министров, запра­шивать министерства по внешним и внутриполитиче­ским вопросам, включая проекты бюджета. В их функции входит рассмотрение государственных и гражданских дел, после чего они выносятся на одоб­рение министров и эмира. Однако по закону Консуль­тативный совет не может обладать реальной или зако­нодательной властью.

В марте 1999 в К. впервые прошли выборы 29 членов в Центральный муниципальный совет, сле­дующие выборы состоялись в апреле 2003. В июле 1999 эмир создал специальный комитет из 32 чело­век для разработки проекта постоянной Конститу­ции страны. В июле 2002 проект был представлен на рассмотрение эмиру, после чего был полностью одобрен на референдуме в апреле 2003. В стране за­прещена деятельность любых политических партий и профсоюзов. Также запрещена и преследуется по закону дискриминация по расовому, этническому или религиозному признаку. Высшей судебной ин­станцией страны является апелляционный суд, чьи решения утверждаются эмиром и пересмотру не подлежат.

К ведущим организациям деловых кругов относят­ся крупнейшие банки и промышленные компании страны: Катарская нефтяная компания (QP), Катарская нефтехимическая компания (QAPCO), QATARGAS, Катарская сталелитейная компания (QASCO), Катарская промышленная компания (QIMCO) и др. В настоящее время внутренняя по­литика страны направлена на диверсификацию про­мышленной базы, использование местных природ­ных ресурсов, уменьшение зависимости от импорта товаров, увеличение видов экспортной продукции. Национализация нефтяной промышленности в 1973, после которой доходы страны резко возросли, позво­лила правительству провести ряд существенных из­менений и в социальной сфере. Реформы были про-

ведены в области здравоохранения, жилищного строительства, в сфере коммунальных услуг, пенсий и пособий. В нач. 1980-х гг. была осуществлена новая крупная программа по улучшению социальной жиз­ни населения, все услуги на медицинское обслужи­вание и образование стали бесплатными. В мае 1989 по указанию эмира был сформирован Совет по пла­нированию, призванный улучшить координацию планов по социально-экономическому развитию К. Была объявлена цель — уменьшить зависимость от нефтяного сектора, но и в настоящее время экономи­ка К. остаётся полностью ориентированной на экс­порт нефти и природного газа.

В области внешней политики К. придерживается принципов движения неприсоединения, членом кото­рого является с 1971. К. выступает за диалог между странами, основанный на принципах взаимного дове­рия и невмешательства в дела суверенных государств. Большое значение для внешней политики К. имеют его отношения с арабскими странами. Наиболее тес­ные связи существуют у К. с соседней Саудовской Аравией. В 1992 К. заключил пакт об обороне с США. Аналогичное соглашение было заключено с Велико­британией (1993) и Францией (1994). Всё более ук­репляющиеся связи К. с США и Францией показыва­ют стремление властей обрести широкую военную поддержку ведущих мировых держав. Во время 2-й войны в Персидском заливе (март-апрель 2003) К. предоставил США свои военные базы и занял про­американскую позицию.

Всё возрастающая политическая напряжённость в регионе вынудила правительство К. обратить при­стальное внимание на создание эффективной системы самообороны. Вооружённые силы страны состоят из армии, Военно-морских и Военно-воздушных сил. Их общая численность на август 2001 12,33 тыс. чел. В стране существует обязательная воинская повинность для всех мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Срок воен­ной службы составляет 12—24 мес. В 2000/01 расходы на оборону увеличились до 723 млн долл. США, что со­ставило 10 % ВВП. Основной поставщик оружия в К. — Франция (танки, авиация), меньшую долю имеет Ве­ликобритания (военные корабли).

К. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР в 1988).