Страны мира

Казахстан: Государственное устройство и политическая система

В процессе перехода от советской политической и хозяйственной системы к политическому устройству и экономическому управлению, базирующемуся на де­мократических принципах, в К. прослеживается два этапа: начальный — 1991—94, определявший пути раз­вития страны и реформирования её политической и государственной системы, и период после принятия Конституции Республики К. (1995), провозгласившей и законно закрепившей президентскую форму правле­ния. В рамках первого был провозглашён и законода­тельно закреплён суверенитет республики. 25 октября 1990 была принята «Декларация о государственном суверенитете», а 16 декабря 1991 Верховный Совет ут­вердил закон «О государственной независимости Рес­публики К.», в котором был закреплён статус К. как независимого, демократического, правового государ­ства. 10 декабря 1991 ранее избранный президент страны — Н.А. Назарбаев — подписал Указ о переиме­новании Казахской ССР в Республику Казахстан.

К. — республика с президентской формой правле­ния. Президент — глава государства, его высшее долж­ностное лицо; символ и гарант единства народа и госу­дарственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, президент может рас­пустить парламент; с согласия парламента назначает на должность премьер-министра, освобождает его от должности; председательствует на заседаниях прави­тельства по особо важным вопросам.

В результате референдума 29 апреля 1995 срок пол­номочий президента был продлен до 2000, а 7 октября 1998 парламент выступил с инициативой проведения досрочных президентских выборов и продления полно­мочий президента на 7-летний период. 10 января 1999 на досрочных президентских выборах победу одержал Н.А. Назарбаев. Следующие выборы намечены на 2005.

Парламент республики — высший представитель­ный орган, осуществляющий законодательные функ­ции. Он состоит из двух палат: сената (47 депутатов) и мажилиса (67 депутатов).

Кабинет министров К. представляет и осуществ­ляет исполнительную власть в стране. Премьер-ми­нистр — И. Тасмаганбетов.

Конституционный совет — государственный ор­ган, обеспечивающий верховенство Конституции Рес­публики К. на всей территории страны.

Верховный суд — высший орган судебной власти в государстве по гражданским, уголовным и иным де­лам, подсудным судам общей юрисдикции.

Высшие органы государственной власти в своих дей­ствиях по хозяйственному управлению страной долж­ны опираться на административно-территориальные единицы. В республике насчитывается (на 1 января 2002) 14 областей республиканского подчинения, 160 районов, 196 поселков и 7743 аула (села). Самая круп­ная область — Карагандинская (428 тыс. км2), наиболее

густонаселенная — Южно-Казахстанская (17,5 чел. на 1 км2) и далее в алфавитном порядке: Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атыраусская, Восточно-Ка­захстанская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Кзылординская, Костанайская, Мангистауская, Павло­дарская, Северо-Казахстанская. Наиболее крупные горо­да: Алматы (1136 тыс. чел.), Астана, Чимкент, Караган­да, Семипалатинск, Павлодар.

Внутриполитическое развитие К. нацелено на со­здание демократического, миролюбивого, безъядерно­го государства, установление сильной президентской республики в условиях политического и гражданского плюрализма. Политические и экономические преобра­зования в К. имеют опору на развитую экономику с многообразными формами собственности.

Развитие политического и гражданского плюра­лизма неизбежно привело к появлению и развитию многопартийности. Так, в 1999 насчитывалось около 400 общественных объединений, в т. ч. было зарегистри­ровано около 30 политических партий и движений: Пар­тия народного единства К., Демократическая партия, Крестьянский союз, Народно-кооперативная партия, Союз молодёжи, Республиканская партия, «АЗАТ» («Свобода») и др.

В 2002 начался процесс перерегистрации партий, в который вступили 11 объединений, но успешно про­шли до конца лишь 7: Демократическая партия К. (ДПК) «Ак Жол», Гражданская партия, Аграрная партия, Коммунистическая партия К., Партия патри­отов К., Казахстанская социал-демократическая пар­тия «Ауыл» и Республиканская патриотическая пар­тия (РПП) «Отан». Последняя является наиболее крупной из них (более 100 тыс. членов), объединив­шись с Республиканской партией труда и Народно-кооперативной партией К. Остальные партии имеют примерно равное число сторонников, предусмотрен­ных новым законодательством (50—60 тыс. чел.).

Внешняя политика К. базируется на принципах от­крытости, миролюбия, сбалансированности и после­довательности. Независимость республики была при­знана 111 государствами, и с более 100 из них уста­новлены дипломатические отношения.

Дипломатические отношения с РФ установлены 22 декабря 1992. Весной 1994 в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республи­кой К. и РФ был подписан пакет из 22 договоров и со­глашений, в т.ч. 4 на уровне глав государств. Это — дого­воры о дальнейшем углублении экономического сотруд­ничества и интеграции; о военном сотрудничестве; со­глашения об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам граж­данства и правового статуса граждан обеих стран.

Военное сотрудничество с РФ имеет принципиаль­ное значение для К., поскольку республиканская армия качественно уступает уровню российской армии. Она насчитывает ок. 40—60 тыс. военнослужащих, состоит из 3 родов войск общего назначения, ПВО и погранич­ных войск. Причём самые боеспособные — войска ПВО, а самые многочисленные — войска общего назначения.

В рамках СНГ К. занимает последовательную ак­тивную позицию. В сентябре 2003 К. подписан дого­вор о вхождении в единое экономическое пространст­во в границах России, Белоруссии, Украины и К.

Центроазиатское направление внешнеполитичес­кой деятельности К. В начале 1994 был подписан До­говор о создании Единого экономического простран­ства (ЕЭП) между К. и Узбекистаном (договор, к ко­торому позже присоединилась и Киргизия). Однако, несмотря на целый комплекс мер, который удалось согласовать на межправительственном уровне, эта ин­теграция не принесла ожидаемых результатов.

Страна активно участвует в региональном сотруд­ничестве в Центральной Азии. В октябре 1992 К. стал членом Организации экономического сотрудничества (ОЭС), основанной в 1977 Ираном, Пакистаном и Турцией. В 1992—93 к ней присоединились Афганис­тан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Азербайджан.

В декабре 1995 республика вступила в ряды чле­нов Организации Исламская Конференция (ОИК), что открыло возможность привлечения финансовых инвестиций Исламского банка развития (ИБР).

На азиатском направлении принципиальное зна­чение для К. сохраняют взаимоотношения с Китаем, который по праву считается одним из главных миро­вых геополитических центров 21 в. Важной началь­ной вехой в этой связи представляется шанхайская встреча (1996) на уровне глав государств — РФ, Ки­тая, К., Киргизии и Таджикистана.

Взаимоотношения с США и ЕС превращаются в ряд конкретных направлений национальной внешней политики. Отправным пунктом начала взаимоотноше­ний К. с ведущими экономически развитыми государ­ствами по праву считается вашингтонская встреча на высшем уровне (февраль 1994). Личные контакты пре­зидентов двух стран в немалой степени способствовали формированию и закреплению в США и во всем мире имиджа К. как демократического и развивающегося го­сударства. Укрепляется и двустороннее сотрудничест­во с Великобританией, Францией, ФРГ и др.