Страны мира

Киргизия: Государственное устройство и политическая система

Киргистан — суверенная, унитарная, демократическая рес­публика, построенная на началах правового светского государства. С мая 1993 действовала Конституция, принятая XII сессией Верховного совета республики, с изменениями и дополнениями от февраля 1996, ок­тября 1998, декабря 2001. 18 февраля 2003 принят За­кон о новой редакции Конституции Кыргызской Рес­публики, в соответствии с которым многие положе­ния подверглись серьезным изменениям.

В административно-территориальном отноше­нии К. делится на 7 областей (Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Та­ласская, Чуйская). Области включают 39 районов, 21 город, 29 пгт, 1802 сельских населённых пункта. Наи­более крупные города — Бишкек, Ош — города рес­публиканского подчинения, Джалал-Абад, Талас, Токмок, Каракол, Кант, Узген.

Принципы государственного управления — верхо­венство власти народа, представленной всенародно избираемым главой государства — президентом; раз­деление государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви; ответственность государственных органов перед народом и осуществ­ление ими своих полномочий в интересах народа; раз­граничение функций государственной власти и мест­ного самоуправления.

Высший орган законодательной власти — Жо-горку Кенеш (парламент), осуществляющий зако­нодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий. Согласно Конституции 1993 Жогорку Кенеш состоял из двух палат: Собра­ния народных представителей (45 чел.), работаю­щего сессионно и избираемого на основе представи­тельства территориальных интересов, и постоянно действующего Законодательного собрания (60 чел.), избираемого на основе представительства всего населения страны. Конституционный закон 2003 вводит однопалатный Жогорку Кенеш (75 де­путатов), избираемый на 5 лет по одномандатным территориальным округам (ранее имели место и выборы по партийным спискам) и работающий сес­сионно. Право выдвижения кандидатов принадле­жит политическим партиям и гражданам путём са­мовыдвижения. Депутаты избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного пра­ва при тайном голосовании. Полномочия Жогорку Кенеша, избранного в 2000 сроком на 5 лет и дейст­вовавшего на момент принятия Конституционного закона в феврале 2003 (председатель Собрания на­родных представителей — А.А. Бурубаев, Законода­тельного собрания — А.Э. Эркебаев), могут быть прекращены досрочно.

Высший орган исполнительной власти — прави­тельство, возглавляемое премьер-министром (с 30 мая 2002 — Н.Т. Танаев) и включающее в свой состав также вице-премьер-министров, министров, предсе­дателей государственных комитетов. Премьер-ми­нистр назначается президентом с согласия большин­ства депутатов Жогорку Кенеша (в Конституции 1993 — с согласия Собрания народных представите­лей). Структура правительства по предложению премьер-министра определяется президентом и ут­верждается Жогорку Кенешем (по Конституции 1993 это было прерогативой президента). Прави­тельство в своей деятельности ответственно перед президентом и подотчётно Жогорку Кенешу в преде­лах, предусмотренных Конституцией.

Президент К. является главой государства, выс­шим должностным лицом, символом единства наро­да и государственной власти, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент из­бирается сроком на 5 лет, одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Респуб­лики не моложе 35 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком и проживший в стране не менее 15 лет.

Действующий президент Аскар Акаевич Акаев впервые был избран президентом К. Верховным сове-

том Киргизской ССР 27 октября 1990, подтвердил свою победу на всенародных выборах 12 октября 1991, после которых стал президентом уже независимой К., а затем на выборах 24 декабря 1995 и 29 октября 2000.

Местное самоуправление на территории аилов, посёлков, городов осуществляется местными сообще­ствами в пределах закона и под их ответственность че­рез местные кенеши и др. органы, формируемые в ус­тановленном законом порядке. Органы местного са­моуправления несут ответственность перед государ­ством за соблюдение и исполнение законов, а перед местным сообществом — за результаты своей деятель­ности. Депутаты местных кенешей избираются на 4 года. Исполнительную власть на территории админи­стративных единиц осуществляет местная государст­венная администрация.

В соответствии с Конституцией в К. могут созда­ваться политические партии, профсоюзы и др. обще­ственные объединения на основе свободного волеизъ­явления и общности интересов.

Официально зарегистрировано 27 партий, многие из которых не имеют чёткой программы и слабы орга­низационно. На выборах в Жогорку Кенеш в 2000 на­ибольшее количество голосов получили партия ком­мунистов Кыргызстана, пропрезидентская Демокра­тическая партия женщин Кыргызстана, Союз демо­кратических сил, объединяющий Социал-демократи­ческую партию Кыргызстана, партию экономического возрождения и партию Биримдык.

Партия коммунистов Кыргызстана (ПКК) и Со­циал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК) представляют организованные левые силы. ПКК — оппозиционная партия, является политиче­ской и идеологической преемницей распущенной в 1991 компартии К. Не отказываясь от основных иде­ологических принципов компартии, ПКК пошла на существенные изменения своей программы с учётом современных реалий (в частности, выступает за многоукладную экономику при сохранении соци­альной направленности реформ и госконтроля за жизненно важными отраслями и т.д.). Насчитывает около 25 тыс. членов. СДПК представляет интересы той части правящей элиты, которая считает непри­емлемой для киргизского общества либеральную модель развития, предпочитая модель, приближен­ную к западноевропейским демократам. Создана в 1993, насчитывает более 2 тыс. членов, достаточно влиятельна.

Правое радикально-националистическое крыло политического спектра представлено прежде всего партией «Асаба» (национальная по составу и нацио­налистическая по идеологии, численность — 500 чел.), Демократической партией «Эркин Кыр­гызстан» (ЭрК) (основная идея — поиск собствен­ной модели развития, однако на практике часто до­пускает действия, задевающие интересы некоренно­го населения).

Наиболее влиятельные партии либерально-демо­кратического толка — «Ата-Мекен» («Отечество») (выступает за эволюционные действия с сохранением позитивных элементов прежней системы); партия Де­мократическое движение «Кыргызстан» (демократи­ческая центристская организация, стоящая в конст­руктивной оппозиции к правительству); Республи­канская народная партия Кыргызстана (возникла из коалиции в поддержку А. Акаева на выборах 1991, но не является безусловно пропрезидентской, последо­вательно и квалифицированно защищает принципы демократии, справедливости и равенства людей). По­литическая жизнь К. характеризуется не столько борьбой партий, сколько противостоянием северных и южных кланов, корни которого уходят в далёкое прошлое.

Зарегистрировано 3019 общественных организа­ций и объединений. Ведущие организации деловых кругов — Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики, Союз предпринимателей.

Внутренняя политика направлена на строительст­во развитого демократического общества, всесторон­нее развитие местного самоуправления как основы жизни государства, защиту прав человека, обеспече­ние межнационального согласия.

Основные принципы внешней политики — обеспе­чение и защита суверенитета и территориальной це­лостности страны, формирование благоприятных внешних условий для проведения экономических и демократических реформ.

Вооружённые силы строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточ­ности. Состоят из Сухопутных войск, ВВС, ПВО, на­циональной гвардии, с сентября 2002 действует само­стоятельная пограничная служба. Численность Во­оружённых сил (совместно с МВД) ок. 18 тыс. чел.

Дипломатические отношения с РФ установлены 20 марта 1992.